Наш небольшой холдинг состоит из нескольких компаний, мы занимаемся изготовлением, продажей и обслуживанием электрощитового оборудования - подстанций, распределительных устройств. Я по совместительству руковожу направлением альтернативной энергетики. Около года назад у нас появилась служебная электромашина Mitsubishi i-MiEV, и она нам очень понравилась. Представьте автомобиль, который едет абсолютно бесшумно и которому не нужно менять масло, фильтры и все расходники, связанные с бензином. Кроме того, не может возникнуть проблем из-за некачественного топлива - электричество не подделаешь. По комфорту он не уступает обычным автомобилям - салон просторный, работает кондиционер и музыка. В пробках энергия не тратится, ведь машина просто стоит на месте. Уходит немного заряда на музыку и климат-контроль, но это мелочи. Правда, проезжает электрокар немного - 150 км с одной зарядки. Я каждый день езжу на нем на работу и с работы, 25 км в одну сторону, заряда хватает на три дня.
ак вот, после того как у нас появился электромобиль, на одной из планерок мы задумались о том, какие в мире есть решения по зарядке таких автомобилей, и решили сделать футуристический проект заправки, работающей исключительно от солнечной энергии. Плагиата было совсем немного, на 90% это наш дизайн.
Инвестиции приходилось брать из прибыли предприятия, но мы собрали это чудо и с удовольствием пользуемся. Станция производит много энергии - хватает и на наш автомобиль, и пользователям, и остаются излишки, которые мы пускаем себе в производство. К обычной розетке я давно не подъезжаю, уже больше 4 тыс. км проездил благодаря солнечной энергии. А теперь открылась вторая станция подзарядки для электромобилей, она работает от электричества.
В рамках улучшения городской среды мы хотели установить зарядки на солнечных батареях для маленького электротранспорта - сегвеев, гироскутеров, электрических велосипедов. Но, к сожалению, администрация не согласовала этот проект. Я уверен, что такая зарядка пользовалась бы успехом.
Сколько стоит станция?
- Себестоимость - чуть больше 500 тыс. рублей. Мы впервые строили зарядку на солнечной энергии и несколько раз обжигались, подбирали оборудование, меняли концепцию, поэтому получилось немного дороже, чем могло бы.
На строительство ушло четыре месяца, мы сдали станцию в эксплуатацию осенью 2016 года. На тот момент это была первая станция в России, а спустя пару месяцев появилась аналогичная в Петербурге, но она стационарная. Наша заправка разбирается на четыре элемента, ее легко перевезти одним автомобилем, можно установить на любой плоской твердой поверхности и пользоваться.
Как владельцы электромобилей заряжались до того, как в Краснодаре появились станции?
- В частном доме можно вынести розетку к автомобилю и подзарядить его, правда это займет несколько часов из-за малой мощности - 2-3,5 кВт. Я так и делал, пока в городе не было зарядной станции. Моя дочь называет электрокар машиной-телефоном. Конечно, зарядка у машины больше размером, но принцип очень похож.
В многоквартирных домах зарядить электрокар невозможно - разве что договориться с управляющей компанией или ТСЖ, чтобы вам дали розетку, но это может быть непросто.
По законодательству все автозаправочные станции должны быть оснащены оборудованием для зарядки электромобилей. На практике не на всех АЗС дают зарядить электрокар. Кроме того, это занимает несколько часов, и ни о каком комфортном ожидании речи не идет.
Станцией на солнечных батареях можно пользоваться бесплатно. В чем ваша выгода от этого?
- Это высокая степень брендирования нашей компанией. Кроме того, мы показываем свои возможности и сами пользуемся станцией. Мы демонстрируем, что инженерно готовы выдавать на рынок технологичные устройства. Почему бесплатно? Износ оборудования нулевой, солнечная энергия бесплатная, правительство пока не ввело налог на солнце. Опять же, испытания еще проходят, и мы выявляем нюансы, которые учтем при серийном производстве. Может, кто-то из туристической сферы захочет установить такую автономную станцию на солнечных батареях в труднодоступных местах без электричества. Отъехать 100 км от города и остаться без шанса зарядить машину было бы довольно печально. Один раз фирма потратится, но предоставит сервис для владельцев электрокаров и будет использовать излишки электричества. Станция не шумит, не пахнет и не требует никакого обслуживания. Расчетный ресурсный срок - десять лет. То есть минимум десять лет к станции можно вообще не подходить и брать у нее электричество. Зарядка автомобиля - одна из функций, а вообще это электростанция. Например, энергии хватит для дискотеки на всю ночь - и на звук, и на светотехнику.
На сколько автомобилей рассчитана станция на Театральной площади и сколько нужно времени для зарядки?
- Одна станция - один автомобиль. Потребляемая мощность высокая - один электрокар может потреблять 22 кВт, как подъезд 9‑этажного дома. Возникает вопрос, готовы ли краснодарские электросети к такой нагрузке. Было бы глупо поставить станцию, из-за которой выключался бы целый микрорайон. Время полной зарядки зависит от модели автомобиля, но в среднем пара часов.
Сколько стоит зарядить электромобиль?
- Если посчитать по максимальной цене за электричество 8 рублей/кВт (как продает НЭСК коммерческим структурам), зарядить машину Mitsubishi i-MiEV стоит не больше 60-70 рублей. Если пересчитать на бензин, то заправка на такой же километраж стоит 450 рублей. Разница почти в десять раз. Электрические автомобили гораздо экономичнее бензиновых. Средняя стоимость содержания автомобиля в год - примерно 120 тыс. рублей. Покупая электромобиль за 700-800 тыс. рублей, вы знаете, что машина окупится лет за семь.
1,2-2,5 кВт электричества в среднем потребляет одна квартира.
Что делать, если заряд электромобиля кончился, а станция на Театральной площади далеко?
- Все электромобили могут вырабатывать себе топливо. Достаточно буксировать машину - и она зарядится. 1,5 км буксировки дают почти 1 км пробега. Вы можете попросить провезти машину «на галстуке», а дальше поехать своим ходом.
Какие перспективы у электрокаров в Краснодаре и России?
- Я начну издалека. В прошлом году я был в Китае, там машины стоят дешево. Инженер получает в среднем 150 долларов в день, это очень прилично, и он может себе позволить автомобиль премиум-класса. Но дело в том, что госномер можно купить у государства за 10 тыс. долларов! Есть еще два варианта, не намного лучше: арендовать его за тысячу долларов в месяц или участвовать в государственной лотерее, победитель которой получает номер для автомобиля. При этом у электромобилей в Китае есть преимущества: если вы купите маломощную машину, которая не набирает высокую скорость, то вам не нужны права. Получается, что гораздо выгодней не покупать престижный бензиновый автомобиль, а ограничиться маломощным электрическим. В Шанхае живет 40 млн человек, это второй в мире город по населению после Мехико. Там нет пробок благодаря такому государственному регулированию, и много электромобилей.
Желание что-то сделать дает тысячу возможностей, а нежелание - тысячу причин. Если в России государство захочет поддерживать развитие электротранспорта, то это вполне возможно. Нужна и законодательная, и материальная помощь, нужны субсидии. Социум тоже должен быть готов к этому. Лет пять назад в Краснодаре не было ни одной электромашины, а сейчас они есть. Наш город подходит для того, чтобы ездить на электромобиле: здесь теплый климат (в холода батарея быстрее разряжается) и теперь есть зарядные станции. Мощности электрических автомобилей вполне хватает для города, в пробках, как я уже говорил, расхода нет. Поэтому, мне кажется, это очень перспективное направление, но как все сложится, зависит от государства и самих краснодарцев. Я уже решил для себя, что моя следующая личная машина будет электрической.
Знаете, мой коллега из администрации на открытии электрозаправки сказал: «Сегодня мы делаем историю». Это было приятно, и такое ощущение тяжело купить. 1 сентября мой ребенок пойдет в школу и скажет: «Мой папа поставил первую зарядную станцию для электромобилей в Краснодаре. Я хочу вырасти и тоже что-то сделать для людей впервые».