NARA T-313 R-355
24.11.1942
Штаб-квартира армии - Зимовники
Погода: пасмурно, местами ясно, легкий мороз. Трассы и дороги в хорошем состоянии.
В 16-й мд ночь прошла без особых происшествий. С фронта 4-й румынской армии утром никаких донесений не было.
В первой половине дня по плану прошло перемещение штаба 4-й танковой армии из Цимлянской в Зимовники. Места размещения в Зимовниках разбросаны довольно далеко друг от друга, но в целом нормально.
Командующий армии использовал переезд штаба для полета в Котельниково в 4-ю румынскую армию, где в подробностях осудил с командующим 4-й румынской армии и начальником немецкого связного штаба план боевых действий, и, в первую очередь картину противника, которая, по мнению 4-й танковой армии, ясно показывает, что главный русский удар развернулся на север и северо-запад, а перед 4-й румынской армией остались только небольшие вражеские силы. Эта информация должна укрепить румын и придать им боевого духа.
Стало известно, что VII румынский корпус, несмотря на данные начальнику немецкого связного штаба обещания, все-таки провел отвод своего восточного фронта, который теперь находится на общей линии Харабулук-Кеченер-Шебенеры-восточнее Обильного-Селян-Баланов-высоты южнее Уманцево. Опорные пункты Омн-Керульчи и Алцын Хут все еще заняты нашими небольшими силами.
Причину такой самостоятельности 4-й румынской армии понять не удалось. Согласно донесению полковника Дёрра, вероятно, толчком стало распоряжение из Ростова (штаб Илинка), которое не было показано немецкой связной команде.
В полосе 16-й мд дерзко проведенная вылазка усиленного 156-го гренадерского полка против врага на южном фронте Яшкульской позиции имела полный успех. Было взято 100 пленных, начитано 200 убитых врагов, уничтожено 2 Т-34, еще 2 повреждено, уничтожено большое количество техники и имущества противника. Вражеские скопления северо-восточнее Яшкуля указывают на предстоящее наступление против северного фронта и фланга 16-й мд.
На остальном фронте 4-й танковой армии сложилось такое положение, что противник уже полностью использовал свой первоначальный успех и теперь ощущает напряжение. Теперь он уже продвигается вперед с осторожностью, но в некоторых местах его все еще остановить не удается, особенно в полосе 4-й румынской пд, чья боевая сила снова сократилась (при отводе фронта ночью с 23 на 24.11 она, к примеру, бросила 8 орудий).
Враг немедленно использовал отвод румынского фронта и еще ночью захватил Уманцево. После этого его продвижение временно остановилось, но во второй половине дня он снова приступил к преследованию 4-й пд; до позднего вечера никаких деталей этого получить не удалось.
В бреши между левым флангом VII румынского корпуса и правым флангом VI румынского корпуса (у Жутов-2) положение было неясным. Вражеская кавалерия неизвестной численности, продвигаясь от Уманцево в западном и юго-западном направлении, вела разведку до района севернее Кенкря. Нужно ждать, что противник 25.11 там может предпринять атаку крупными силами, о чем также есть данные наблюдений с воздуха. Начальник немецкого связного штаба при 4-й румынской армии располагает для контрудара только одной слабой штурмовой группой.
VI румынский корпус направил маршем для восстановления положения на Еруслановском Аксае, где осталось только слабое немецкое охранение, части 8-й румынской кд и маршевой батальон 2-й румынской пд. Еще один маршевой батальон (1-й пд) прибыл на станцию Жутов. Противник восточнее железной дороги перед позициями охранения перешел к обороне. На левом фланге армии немецкие разведдозоры в районе западнее железной дороги южнее Еруслановского Аксая противника не обнаружили.
Восстановление боеспособности VI румынского корпуса продвигается очень медленными темпами. Далеко в тылу по-прежнему бродят толпы «оторвавшихся», у которых нет никакого командования. С большим трудом удалось собрать три батальона; кроме них есть еще два батальона, не подвергшихся разгрому - итого целых 5 батальонов вместо 18! Об остальных родах оружия речи нечего и говорить!
В дополнение и частичному изменению пункта 4 телефонограммы от 23.11, группа армий «Б» двумя радиограммами (в 11.18 и 15.20) определяет общую линию обороны Садовое-севернее Котельниково, которую следует оборонять при любых условиях. В районе Котельниково будет создана мощная группировка сил для удара в направлении 6-й армии. Для этого в ближайшее время в направлении Котельниково прибудут: 15-я авиаполевая, 23-я и 6-я (через Ростов) танковые дивизии.
Удержание района Котельниково и успех удара оттуда будут иметь решающее значение для судьбы 6-й армии.
В 14.10 группа армий «Б2 передает телефонограмму о том, что для группы Гота в район Котельниково ускоренно перебрасывает управление LVII танкового корпуса.
19.50 4-я танковая армия выпускает приказ, согласно которому задачей армии определяется прикрытие транспортировки подкреплений и, таким образом, создание базиса для дальнейших решений Верховного командования. Для этой цели нужно сохранить текущие позиции. Особенное внимание обращается на то, что Котельниково становится краеугольным камнем для всех будущим планов и не имеет права быть потерянным.
16-я мд и 4-я румынская армия получает следующие задачи:
-16-я мд обороняет свои позиции в районе Яшкуля. Подготовив мобильные резервы, дивизия должна иметь возможность устранить угрозу своим флангам путем контрударов. Поддерживать соединение с правым флангом VII румынского корпуса;
-4-я румынская армия должна удерживать свои текущие позиции, усиливаясь при этом снова собранными частями VI румынского корпуса. Не разрешается оставлять противника без боя ни единой пяди земли; это должно быть абсолютно ясно командирам всех степеней. Командующий аппеллирует к чести армии и ждет, что этот приказ будет учтен в любых обстоятельствах.
Район северо-восточнее Котельниково и Верхнекурмоярского нужно особенно надежно прикрыть путем использования достаточных сил (а по возможности и р.Аксай) так, чтобы он прочно оставался в наших руках. Угроза тылу VII румынского корпуса из района юго-восточнее Аксая должна быть устранена путем отвода левого корпусного фланга. Для этого случая необходимо получить согласие командующего 4-й танковой армии.
Немецкими частями в секторе 4-й румынской армии распоряжается начальник немецкого связного штаба при этой армии. Он должен использовать эти силы при тесном согласовании с армией таким образом, чтобы в первую очередь обеспечить усиление обороны в районе северо-восточнее Котельниково и северо-восточнее Верхнекурмоярского.
При рассмотрении положения 4-й танковой армии должно быть понятно, что руководство такими войсками и в такой форме (с учетом распоряжений группы армий) было невыполнимым. 4-я танковая армия полагает, что целесообразным было бы с боями отвести восточный фронт VII румынского корпуса до общей линии Кеке Булук-Киселевка-Верх.Сальский, чтобы таким образом получить определенную уверенность при выполнении поставленных задач. Оборона на обозначенной выше линии несло с собой угрозу того, что румыны окажутся разгромленными и что не было никаких дополнительных сил для укрепления их позиций.
20.45 Командование группы армий «Дон» передает под исходящим номером Ia № 4197/42 секретно до уровня корпусов) в своей телефонограмме (принята в 20.45), что генерал-фельдмаршал фон Манштейн принимает командование над армейской группой Гота, 6-й армией, 3-й румынской армией и группой Холлидта. Срок будет указан дополнительно, предварительно 26.11. Штаб-квартира - Новочеркасск.
19.50 4-я танковая армия в своей радиограмме просит генерал-квартирмейстера ОКХ вернуть ей часть квартирмейстерского отдела, переданного 11-й армии, а также обращает внимание на новые задачи и положение со снабжением войск, которое неработоспособно с оставшимися средствами и силами.
22.00 Во время доклада обстановки группе армий «Б» (начальнику оперативного отдела) начальник штаба 4-й танковой армии сообщает, что из состава 15-й авиаполевой дивизии, прибытие которой вчера обещалось 24.11, фактически появился только один зенитный дивизион. Таким образом, кроме остатков румынских войск и слабого немецкого охранения, в армии вообще нет в распоряжении никаких сил. Если противник сейчас поднажмет, то добьется больших успехов.
Полковник генерального штаба Винтер отвечает, что группа армий «Б» полностью разделяет эту озабоченность. Однако до верховных инстанций очень тяжело донести реальную картину происходящего
Начальник штаба 4-й танковой армии сообщает в группу армий, что завтра утром он лично донесет до начальника штаба Сухопутных сил обстановку в форме «быстрого донесения».