NARA T-313 R-355
25.11.1942
Погода: пасмурно, легкий мороз, снег. Трассы и дороги проходимы, движение у 16-й мд местами затруднено из-за выпавшего снега.
Ночь с 24 на 25.11 у 16-й мд и 4-й румынской армии прошла без каких-либо происшествий. На левом фланге VII румынского корпуса, несмотря на ясный приказ держаться, 4-я пд отошла на линию Селян-высота в 3 км юго-западнее Баланова-высота в 11 км юго-западнее Уманцево. На фронте VI румынского корпуса не было никаких изменений.
До середины дня боевые действия развивались следующим образом:
В 9.00 начальник немецкого связного штаба при 4-й румынской армии сообщил, что русская кавалерия вошла в брешь между Уманцево и Жутов-2 и вышла к Шарнутовскому; за нею следовали другие силы, в т.ч. танки. Полковник генерального штаба Дёрр направил против этого неприятеля от Жутов-2 еще вчера сформированный отряд фон Паннвица (части различных танковых полков, часть 29-й батальона фельджандармерии, Ремонтненская тревожная рота, 243-я батарея штурмовых орудий и две румынских батареи под началом присланного из группы армий «А» полковника фон Паннвица). Этому отряду удалось отразить русскую атаку и удержать Шарнутовский.
Значительно тяжелее складывалась обстановка на левом фланге VII румынского корпуса, где 4-я пд постоянно отходила на юго-запад и уже демонстрировала заметные признаки распада. Эта дивизия, чья боевая численность и моральное состояние существенно снизились, была оттеснена врагом до линии Обильное-Сал Обройный. Теперь ее вообще можно было не брать в расчет. Для укрепления важнейшего левого фланга VII корпуса со стороны 4-й танковой армии ничего нельзя было сделать; все нужные меры мог принять только сам VII румынский корпус.
На Аксае не было серьезных вражеских поползновений, однако большие скопления и перемещения на северном берегу реки говорили о предстоящих атаках. Бывшие здесь оба румынских батальона не могли противостоять даже самым мелким вражеским вылазкам, сразу обращаясь в бегство.
16-я мд доложила, что против ее левого фланга готовится большое наступление, которое, возможно, начнется уже сегодня во второй половине дня.
Очень напряженная обстановка на всем фронте, непрерывное падение боеспособности румынских соединений и пока еще отсутствие обещанных немецких подкреплений, побудили командующего армии, к которому со своим предложением обратился начальник его штаба, связаться непосредственно с начальником генерального штаба Сухопутных войск. (Группе армий этот план был доложен вечером 24.11)
В 9.45 начальник штаба 4-й танковой армии позвонил генералу пехоту Цейтцлеру и кратко доложил ему обстановку: уверенная оценка обстановки у 16-й мд; быстрое падение морального духа в 4-й пд VII румынского корпуса; оставшиеся руины от VI румынского корпуса; слабое немецкое охранение как единственное прикрытие района Котельниково; само Котельниково обороняется только румынами; обещанные немецкие подкрепления пока не прибыли; 15-я авиаполевая дивизия пока еще только формируется и только начала транспортировку на Сальск; командующий армии не уверен, что Котельниково будет сохранено, несмотря на самые благие пожелания румынского командования; потом последовала просьба ускорить переброску немецких войск.
Генерал Цейтцлер поблагодарил за личный прямой доклад обстановки; какого-либо однозначного ответа он сейчас дать не может.
Положение противника в середине дня и его прогнозируемое развитие приводит к следующим выводам: четкая задача 4-й танковой армии заключается в удержании линии Садовое-Котельниково (до этого была линия Яшкуль-Заветное-Котельниково-Верхнекурмоярский), отражении всех атак и обязатьном сохранении Котельниково как краеугольного камня для последующих решений. Относительно Котельниково еще есть какие-то перспективы, чего не скажешь о Садовом. 4-я румынская пд (северный фланг VII румынского корпуса) стоит уже в 20 км юго-западнее Садового и, как видится, не остановится там. Возникает опасность того, что враг сможет ударить в тыл VII румынского корпуса, после чего последние боеспособные части 4-й пд окажутся потерянными. Не правильней ли будет дать ей свободу действий, в данном случае на отступление, если есть такая угроза удара в тыл корпуса?
После нескольких телефонных переговоров начальника штаба 4-й танковой армии с начальником немецкого связного штаба при 4-й румынской армии и группой армий по этому вопросу, командующий принимает ответственность на себя, передает румынскому командующему соответствующее распоряжение и ставит в известность также начальника румынского Генерального штаба и военного министра, генерала Стефлеа, который как раз посетил штаб-квартиру армии в Зимовниках. С другой стороны, командующий армии просит генерала Стефлеа сделать все для того, чтобы вернуть на Аксай отошедшие оттуда румынские части и удержать их там в обороне. В 12.30 генерал Стефлеа из штаба армии разговаривает по этому поводу с командующим 4-й румынской армии.
Принятая во второй половине дня радиограмма из 4-го Воздушного флота подтверждает подчинение 15-й авиаполевой дивизии группе Гота. Дивизия примет все меры для ускоренной переброске своих боеготовых частей.
В течение второй половине дня напряжение на левом фланге VII румынского корпуса и на правом фланге VI румынского корпуса продолжает расти. Из-за неуменьшающегося натиска противника VII румынский корпус вынужден оставить Обильное. Сплошная линия фронта этого корпуса, как докладывает высланный туда офицер штаба 4-й танковой армии, доходит только до Тегья. От 4-й пд, по словам того же офицера, вообще нет никаких следов; эта дивизия обозначена командиром VII румынского корпуса как «деморализованная толпа», ее командир (любимая румынская мера!) отстранен от должности.
Как начальник штаба 4-й танковой армии в 15.00 передал полковнику Дёрру, командующий армии согласен на то, чтобы VII румынский корпус в случае необходимости, загнул свой левый фланг до линии Кеченер-Шебенеры-Верхний Сал-Шошалдакин. Нужно сделать все возможное, чтобы простоять завтрашний день; вечером 26.11, предположительно, все самое худшее будет пройдено.
На участке VI румынского корпуса неприятель еще раз атаковал Шарнутовский, однако снова был отражен в результате своевременного вмешательства отряда фон Паннвица. Для противника здесь, хотя бы временно, появилась некоторая преграда.
На Аксайском фронте было спокойно.
Из-за отвода левого фланга VII румынского корпуса разрыв его фронта с VI румынским корпусом стал на 15 км больше, и его запечатывание имеющимися силами было исключено. Появился план - 26.11 силами отряда фон Паннвица нанести удар от Жутов-2 на Уманцево, чтобы помочь 4-й румынской пд. Однако это направление не казалось самым целесообразным. Поэтому командующий армии в 19.00 через своего начальника штаба сообщил полковнику Дёрру, что отряд фон Паннвица будет действовать чисто в южном направлении. Возникло сомнение, стоит ли вообще направлять отряд фон Паннвица на помощь 4-й румынской пд, поскольку помогать было уже просто некому, а другой стороны, с большой уверенностью можно было завтра ожидать вражеского наступления на Аксае в направлении Котельниково. Стоявшие в промежутках между слабым немецким охранением румыны сопротивляться не смогут. В таких обстоятельствах правильнее было бы направить отряд фон Паннвица на поддержку обороны VI румынского корпуса на Аксае. В любом случае, этот отряд в ближайшие дни останется единственным соединением и тем самым получает значение исключительной важности. Может быть такой вариант, что его потребуется перебросить к Пимен-Черни, чтобы он там был резерве для дальнейших действий.
В полосе 16-й мд в 18.20 русские перешли в наступление севернее Яшкуля, нанося главный удар у Олинга. Им удалось войти в село и продвинуться дальше в юго-восточном направлении. Бои продолжались до ночи.
Транспортировка подкреплений начинает принимать зримые формы. 26.11 ожидается прибытие двух эшелонов 6-й тд и значительных зенитных сил. Начальнику штаба группы армий «А», генералу фон Грайфенбергу, еще раз направлена просьба помочь с ускоренной погрузкой 23-й тд, что уже возымело эффект.
В 20.06 был отдан приказ 4-й танковой армии, согласно которому главной задачей 4-й румынской армии 26.11 остается прикрытие выгрузки подкреплений и для этой цели оборона района у и северо-восточнее Котельниково. VII румынскому корпусу нужно было вести боевые действия таким образом, чтобы в обязательном порядке отразить все вражеские атаки и удержать линию Кеке Булук-Киселевка-Верх.Сальский, до тех пор, пока прибывшие подкрепления не перейдут в контрнаступление. Опорные пункты Омн-Керульчи и Тормта должны оставаться заняты гарнизонами, их разрешалось оставить только под натиском превосходящих вражеских сил. Задачи 16-й мд оставались без изменений.
23.45 В группу армий «Б» было передано донесение относительно плана действий, определенного в приказе 4-й танковой армии.