NARA T-313 R-355
23.11.1942
Штаб-квартира армии - Цимлянская
Погода: легкий мороз. Трассы и дороги в хорошем состоянии.
Ночью пехота и танки противника появлялись перед Яшкульской позицией 16-й мд. На восточном фронте VII румынского корпуса ночью в основном велись небольшие разведывательные действия. На фронте 4-й румынской пд русские медленно продвигались на юг, остановить их не удалось. 4-я румынская армия отдала приказ на отвод 4-й пд на линию: высота 83 (8 км восток-юго-восточнее Садового)-71,2 (5 км восточнее Садового)-высота в 6 км северо-восточнее Садового-сельскохозяйственная станция южнее птицефермы, где перейти к обороне. На участке VI румынского корпуса русские атаковали линию охранения, которое отступило на Есауловский Аксай; главный удар наносился севернее Жутов-2 и на железной дороге. В VI румынском корпусе заметны очевидные признаки распада и разложения войск; никак не удается остановить беспорядочный отход его частей на Котельниково и дальше.
Общая картина противника пока остается неясной. Совершенно точно, что русские направили большую часть своих сил на северо-запад против 6-й армии. Против группы Гота находятся только часть их сил, которые, вероятно, имеют задачу прикрыть главную операцию с юга, используя, прежде всего, кавалерию, возможно усиленную танками.
Группа Гота имеет против этого врага VII румынский корпус на линии Улан-Эрге-южнее М.Дербеты (оба этих населенных пункта уже потеряны!); его северный фланг, 4-я пд, подвергается постоянным атакам с севера, постепенно отступает под небольшим вражеским натиском и уже находится на высотах у Садового. Дивизии VI румынского корпуса в полном беспорядке бегут в тыл; отдельные оставшиеся боеспособные отряды никак не могут изменить общее впечатление, сложившееся об этом корпусе. На Аксае обороняется слабое немецкое охранение. Между VII румынским корпусом и немецким охранением фронта VI румынского корпуса в бреши остается один полк 8-й румынской кд, который уже можно считать разбитым и малобоеспособным. Таким образом, группе Гота практически нечем закрыть эту брешь!
7.00 С учетом того, что колонна автомашин оперативного штаба 4-й танковой армии прибыла в Ниж.Чирскую очень поздно вечером 22.11, в 7.00 23.11 было назначено продолжение ее марша. Командующий, начальник штаба и офицеры оперативного и разведывательного отделов армии в это же время тоже покинули Ниж.Чирскую, после того, как в самый последний момент стало понятно, что затребованный для командования «Шторх» не прилетит. Непосредственно перед их отъездом пришло донесение о том, что отдельные русские танки уже наблюдаются в рощах между железной дорогой Миллерово-Чир и Нижне-Чирской; но ни колонна командующего, ни остальные части штаба, с ними не встретились.
В качестве места расположения штаба 4-й танковой армии для подготовки будущей операции была определена Ремонтная. Промежуточной штаб-квартирой на 23.11 стала Цимлянская. Однако штаб 4-й румынской армии тоже уже начал переезжать в Ремонтную, поэтому штабом для 4-й танковой армии были определены Зимовники.
Трасса Ниж.Чирская-Цимлянская до Тормосина была плотно забита отступающими колоннами 6-й армии и 3-й румынской армии, в некоторых местах (мосты и т.п.) образовались небольшие заторы. Маршевая дисциплина немецких частей была в целом хорошей, у румын - многократно хуже.
Около 11.00 колонна командующего прибыла в Цимлянскую. Пока искали подходящее рабочее место и приводили его в порядок, штаб 4-й танковой армии сначала расположился в освобожденной местной комендатуре, где быстро была установлена аппаратура связи. Во второй половине дня командный пункт переехал в подготовленные комнаты в одном дворе.
Командование группы армий «Б» и ОКХ не согласовали приказ 4-й румынской армии об отводе 4-й румынской пд до высот севернее Садового. Когда начальник оперативного отдела группы армий сообщил об этом донесении начальнику штаба армии после расположения в Цимлянской, он особенно заметил, что ОКХ принципиально отклоняет любой запрос на отступление. В противовес этому командующий армии заявляет, что хотя он и сам является противником любых безосновательных отступлений, в данном конкретном случае самым лучшим решением является своевременный отвод угрожаемого левого фланга VII румынского корпуса, потому что в противном случае и без того ослабленная 4-я пд будет полностью разгромлена и это приведет к свертыванию врагом восточного фронта VII румынского корпуса и фронта на Аксае VI румынского корпуса. В таких обстоятельствах отвод 4-й румынской пд будет меньшим злом. Хотя начальник штаба армии передал эти соображения начальнику оперативного отдела группы армий «Б» в 12.50, отдельно отметив при этом как факт нулевую боеспособность VI румынского корпуса, что не позволит ему сохранить северный Жутов(-2), полковник генерального штаба Винтер ответил на это, что, по информации ОКХ, фюрер принципиально запретил любые отступления. Далее ОКХ проинформировал, что на подходе находятся многочисленные тревожные подразделения и прочие подкрепления. Ни в коем случае нельзя потерять Котельниково. Командующий излагает свой план при любых условиях обеспечить прикрытие новой наступательной операции. Для этого потребуются все еще оставшиеся силы, включая 4-ю румынскую пд. В этой связи он говорит, что чисто местный, тактический отход на одиночном участке фронта в целом остается в рамках этого плана и никак не может противоречить установкам ОКХ.
В соответствии с этими переговорами, в 13.00 в 4-ю румынскую армию передается приказ о том, что VII румынский корпус должен переместить свои тыловые коммуникации на Заветное и Атаманскую, загнуть свой северный фланг на Садовое и оборонять этот рубеж. Боевые действия VI румынского корпуса нужно вести таким образом, чтобы враг южнее Аксая не мог нанести удар по северному флангу VII корпуса. Рубеж на Аксае западнее Жутова нужно оборонять. Котельниково, как опорный пункт под руководством и ответственностью командира VI румынского корпуса, нужно удерживать, пока не придет подмога.
13.05 Начальник штаба армии поставил начальника оперативного отдела группы армий «Б» по телефону в известность относительно вышеизложенного приказа. В этой связи полковник генерального штаба Винтер сообщил, что командующий группы армий провел разговор с ОКХ, в котором была отмечена необходимость вывода с фронта всех румын и их замены немецкими войсками.
13.55 Немецкая связная команда при VI румынском корпусе D.V.K.16 получает от начальника штаба армии специальное указание на то, что генерал Драгалина назначается ответственным командиром опорного пункта Котельниково и обязан будет удержать его при любых обстоятельствах, до тех пор, пока ему на помощь не подойдут немецкие резервы. Если же 4-я румынская армия отдаст любой другой приказ (касающийся отхода), то он однозначно признается недействительным. Командующий еще раз лично обращает внимание на то, что важнейшей задачей 4-й румынской армии является сбор всех боеспособных сил VI румынского корпуса, лучше всего у Котельниково, но не дальше.
Для того, чтобы принять все меры к остановке отступающих румын и приведению в порядок тылов 4-й танковой армии, командующий армии подчиняет все территориальные административные органы и прочие немецкие службы создаваемой перехватывающей организации. Продовольствие должно выделяться не отдельным военнослужащим, а только подразделениям, в которых присутствуют офицеры, унтер-офицеры и рядовые. Все населенные пункты должны быть соответствующим образом подготовлены к обороне, ни единого села не разрешается оставлять. Командующему группы армий «Дон» направляется просьба о подчинении 200-й полевой комендатуры в Зимовниках напрямую командующему 4-й танковой армии, чтобы она могла взять на себя задачи по перехвату и сбору бегущих румын.
В коротком разговоре с офицерами оперативного штаба начальник штаба 4-й армии обращает внимание на крайнюю серьезность сложившейся обстановки и необходимость приложить все физические и моральные силы, чтобы остаться хозяином положения. Каждый офицер для этого должен излучать здоровый оптимизм, показывать всем пример и практически вмешиваться в дела, там, где это необходимо, не взирая на должности и звания. Открытая критика румын запрещается в высших интересах.
Согласно принятой в 15.20 радиограммы группы армий «А», находящаяся на формировании 15-я авиаполевая дивизия с 25.11 начинает прибывать в район Сальска. Ее фактическая численность 1500 человек, окончательная - 4300 человек. Дивизии будут подчинены 3 тяжелых и 2 легких зенитных дивизиона, которые будут переброшены в район Сальск-Котельниково.
Ход боевых действий:
В полосе 16-й мд утром произошла ожидавшаяся русская атака на Яшкульскую позицию. Русские вклинились в оборону, но были выбиты контрударом и отступили на северо-восток. Авиаразведка доложила о длинных колоннах на трассе Утта-Яшкуль. С 24.11 стоит ждать новых атак против фронта и северного фланга дивизии.
18.30 Командир 16-й мд, который в 18.30 доложил командующему армии о ходе боевых действий, был убежден, что Яшкульскую позицию получится долгое время удерживать только если противник будет наступать фронтально. Совершенно по-другому все сложится, если русские прибегнут к обходу. В этом случае против врага предусматривалось использовать свободные резервы из тыла. Однако уже сегодня дивизии пришлось бросить в бой все свои резервы, чтобы удержать широко растянутые позиции. В случае масштабного вражеского обхода командир дивизии не видит способа противодействовать, тем более, что боеспособность туркестанских батальонов на левом фланге реально невелика.
Командующий разделяет такое мнение; пока что нет признаков того, что противник вынашивает план такого обхода. Командующий использует возможность, чтобы выразить благодарность за заслуги дивизии и ее командования.
На участке 4-й румынской армии восточный фронт VII румынского корпуса удалось удержать, не считая одного местного вклинения в 10 км запад-юго-западнее Саханата. Находящаяся на северном фланге корпуса 4-я пд под сильным вражеским натиском отходит на высоты у Садового.
В районе между Садовым и Аксаем противник атаковал 8-ю румынскую кд. С большими потерями, частично окруженная, она отошла на Уманцево, там привела себя в порядок и снова перешла к обороне на местных высотах.
На участке VI румынского корпуса русская пехота, кавалерия и отдельные танки сбили с рубежа Аксая слабое немецкое охранение, которое с наступлением темноты находилось на южном берегу Еруслановского Аксая на линии юго-западнее Аксая-ст.Жутово. В 9.00 противник вошел в Аксай. Западнее железной дороги также ведется организации неплотной линии обороны по Аксаю.
Строительство нового рубежа обороны 23.11 шло хорошими темпами. Проблемой оставалась только тонкая завеса между удаленными друг от друга опорными пунктами, которая нив коем случае не смогла бы сдержать любую более-менее сильную атаку. Территорию западнее железной дороги прикрывают только разведдозоры одного саперного батальона, в котором всего 47 человек, разбросанных на 40 км фронта.
За этой завесой все еще отступают в тыл развалины VI румынского корпуса. Его части находятся в стадии полного разложения, о какой-либо боеспособности нет и речи.
Нет никаких сомнений, что группа Гота не сможет выдержать мало-мальски сильного вражеского наступления. Если враг подтянет новые силы, то выстроенный с таким трудом фронт просто рухнет.
Во время телефонного разговора начальника штаба 4-й танковой армии и полковника генерального штаба Дёрра (начальник немецкого связного штаба при 4-й румынской армии) еще раз встал вопрос об отводе 4-й румынской пд. Было выражено общее мнение, что нужно сделать все возможное для того, чтобы помешать противнику просто промаршировать в брешь между VII румынским корпусом и Аксайской позицией. Загибание фронта 4-й пд выглядит самым лучшим решением.
19.15 Во время вечернего доклада обстановки начальник оперативного отдела группы армий «Б», полковник генерального штаба Винтер выразил свое убеждение в том, что румын постепенно нужно отводить назад, левым флангом опираясь на Атаманскую.
После этого полковник Винтер сообщил, что тревожные подразделения группы армий «А» прибудут только 25.11. Прибывающие 24.11 части Люфтваффе займут оборону в «неприступном опорном пункте» Котельниково.
В ход дальнейшего этого телефонного разговора также включились командующий и начальник штаба группы армий, генерал фон Зоденштерн, которые оба выразили мнение, что главный удар противник, как и ранее, направляет на запад, на 6-ю армию и Дон, но не на юг.
Вечером (точного времени нет!) была принята радиограмма группы армий «Б», в которой еще раз говорилось о том, что Котельниково является краеугольным камнем для будущих операций и должен быть сохранен при любых обстоятельствах.
Еще одна радиограмма из группы армий «Б» содержала «Приказ на дальнейшие боевые действия», самые важные пункты которого гласили:
«1) План заключается в том, чтобы сдерживать противника как можно дольше, чтобы выиграть место и время для развертывания для контрнаступления.
2) Для этой цели каждую пядь земли нужно оборонять до последнего.
3) Новая группировка сил: справа - группа Гота, в центре - 3-я румынская армия, слева - группа Холлидта (XVII армейский корпус). (определены тактические границы между ними и прочее)
4) Вражеское вклинение должно быть при любых обстоятельствах окончательно заблокировано по общей линии Яшкуль-Заветное-Котельниково-Верхнекурмоярский-Рычков-железная дорога от станции Чир до восточнее Поршина-течение Чира до Боковской-р.Криуша. Если отдельные группы противника перейдут эту линию, их нужно отбросить обратно ударами сводных группировок. О боевых действиях восточнее указанной линии последует отдельный приказ.
Самым важным является удержать район Котельниково, треугольник Ниж.Чирская-Рычков-ст.Чир и район у Боковской, как краеугольные камни для дальнейших решений.
Пункты 5) и 6) (не указаны)»
21.12 4-я танковая армия отдает приказ по телефонной связи (после предварительного устного информирования полковника Дёрра) о том, что 15-я авиаполевая дивизия через начальника немецкого связного штаба направляется в состав 4-й румынской армии для действий в районе Котельниково. Задача конкретно гласит: «Использовать возвышенности северо-восточнее Котельниково (примерно в районе Гремячего) для прикрытия подхода очередных подкреплений к Котельниково. Линия обороны будет усилена в соответствии с прибытием новых сил.»
21.15 В группу армий «Б» передан план действий 4-й танковой армии:
«Армия обеспечивает прикрытие обещанных подкреплений, для этой цели 15-я авиаполевая дивизия после своего прибытия будет задействована на высотах северо-восточнее Котельниково. В остальном - армия будет стараться сохранить текущие позиции.»
Поздно вечером 16-я мд донесла, что получила сообщение 8-й румынской кд о том, что VII румынский корпус ближайшей ночью собирается отвести свой не подвергаемый атакам восточный фронт до линии Кегульта-Кеке Булук-Кеченер-Шебенеры.
Командующий армии был очень неприятно удивлен этим и счел совершенно ненужным и непредусмотренным мероприятием, которое негативно может отразить на состоянии соседних частей. Он направил командующему 4-й румынской армии рекомендацию немедленно отменить данный приказ.
Через некоторое время полковник Дёрр сообщил, что командование 4-й румынской армии обещало ему отменить приказ на отвод VII румынского корпуса.
4-я танковая армия назначает командира 26-го командования строительных войск (штаб полковник Хумберта) ответственным за оборону Цимлянской против вражеских атак с севера и юга, а также передает ему организованный пункт управления немецкими частями в Цимлянской.
16-я мд докладывает данные о потерях в личном составе и материальной части, понесенных во время боев у Халхуты.
В приложении - эскиз, нарисованный командующим армии 23.11, показывающий его оценку положения противника на 20.11.