Воркута. Часть 1

May 25, 2016 20:36

На карте заполярная Воркута выглядит одиноко стоящей среди тундры в тупике железнодорожной магистрали. И город этот совершенно особенный и, наверное, один из самых необычных во всей стране. Подробно я рассказывал про воркутинский колорит и основные черты этого города ещё в общем обзоре. А теперь начнём подробный осмотр города.



Город вытянут с юга на север примерно на 9 километров, имея при этом ширину в 2-3 километра. В первой части отправимся в центр города от вокзала, расположенного на самой южной окраине (хотя в реальности осмотр города я начал с центра, а к вокзалу съездил уже вечером первого дня). В Воркуте я провёл два полных дня, поэтому свет и погода на некоторых фотографиях различаются.

2. Воркута - это одна из нескольких окраин железных дорог России. Печорскую магистраль строили в холодном краю в конце 1930-х годов, закончив строительство перед началом войны. И Воркута - город, для Крайнего Севера довольно нетипичный тем, что сюда можно доехать поездом.



3. Железную дорогу построили перед войной и, в основном, силами заключённых. Нынешний вокзал, однако, уже послевоенной постройки. И в зале ожидания сохранились красивые интерьеры в стиле сталинского ампира.



4. А вот ещё одна интересная деталь. На вокзалах я такого ещё нигде не видел!



5. На первом пути стоит готовый к отправлению поезд Воркута - Москва. Ещё поезда отсюда ходят на Петербург, Нижний Новгород, Адлер и Лабытнанги - городок на соседнем Ямале, который я посетил перед приездом в Воркуту.



6. А рядом с вокзалом стоит паровоз-памятник. Как я уже упоминал в общем портрете города, в годы войны Воркута оказала недюжинную помощь блокадному Ленинграду, поставляя уголь в замерзающий осаждённый город. А этот паровоз привёз в Ленинград эшелон угля уже в 1944 году, после снятия блокады.



7. Так выглядит станция - конечный пункт Печорской магистрали - этого стального пояса Республики Коми. Справа видны постройки вагонного депо, чуть дальше есть и локомотивное. Кстати, любитель железных дорог на этом снимке сразу заметит ручные стрелки с флюгарками. Это и так раритет, а на магистральной дороге и подавно.



8. Посмотрим в другую сторону. Погрузочный терминал, горловина станции, и... сразу же девственная тундра. Вокзал находится на самой южной окраине города! Когда приезжаешь в Воркуту, лишь только тундра успевает смениться жилым районом, как за окном сразу появляется вокзал.



Но при этом железная дорога здесь не заканчивается тупиком, а продолжается дальше, идёт почти через центр города, а затем через посёлки-спутники, в качестве одного подъездного пути к угольным шахтам, образуя в итоге петлю, замкнутую на станции Хановей чуть южнее Воркуты. Так что тупика на Печорской магистрали нету, но раньше была разобранная ныне тупиковая ветка на уже двадцать лет как покинутый посёлок Хальмер-Ю в 60 километрах севернее.

Чтобы сказанное было понятно, я приложу сюда карту, на которой отмечены шахты и местоположение вокзала. Карта кликабельна.




9. Привокзальная площадь. Отсюда отправляется множество автобусов и маршруток, на которых можно доехать до центра. Кстати, обратите внимание на заметный в кадре "Икарус". В Воркуте они до сих пор есть. Правда, вроде, только в двух экземплярах.



10. Памятник провожающим (или встречающим, в зависимости от того, в какой вы роли) возле вокзала:



11. А на крыше одного из прилегающих домов - вот такая надпись. Количество советских вывесок в городе невероятно высоко, что, в сочетании с другими особенностями, делает Воркуту живым музеем СССР под открытым небом. Подобные артефакты советской эпохи встретятся нам ещё не раз.



12. Дом, стоящий на сваях из-за вечной мерзлоты, где первый этаж на уровне второго, если не выше. Что интересно, в Воркуте чаще использовали старую технологию строительства, и домов на сваях в городе не так много. Кстати, обратите внимание на ещё одну характерную деталь, - почти все балконы застеклены! В таком климате - немудрено.



13. Эта улица ведёт в центр. А лучше даже сказать "в город". Вокзал находится в сильно обособленном Железнодорожном районе, который во время строительства магистрали был посёлком по типу станции Собь.



14. Этот район показался мне довольно скучным. На улицах народу не много, и, в общем, видно, что окраина.



15. А вот эти невзрачные кусты вдоль домов - это, на самом деле, деревья. В городе, где чуть теплее, и здания немного гасят ветер, карликовая ива может вырастать выше человеческого роста.



16. Кирпичный рисунок на северную тематику:



Карта маршрута в этом посте (Железнодорожный район я не стал включать). Цифры обозначают привязку к карте фотографий по их номеру в посте. Зелёными стрелочками возле них обозначено направление ракурса. Карта кликабельна.




17. Так мы постепенно приближаемся к центру города. А воротами центра служит круглая площадь, на которой стоит стела "67-я параллель" - один из главных символов Воркуты, напоминающий о её географическом расположении.



18. Здесь много сложных переплетений железнодорожных путей, в которых на месте довольно трудно разобраться. Вот это, если не ошибаюсь, подъездной путь к шахте "Воркутинская" (до которой ещё довольно далеко), а когда-то ещё и к закрытой ныне шахте "Южная".



Поблизости ещё находится аэропорт (кстати, авиацией Воркута с Большой Землёй связана очень слабо), но в него я так и не сходил.

19. Рядом - Воркутинский механический завод, который производит оборудование для угольных шахт. Буквы, видимо, тоже ещё советские.



20. Эту вывеску я тоже принял сначала за советскую, но оказалось, что это лишь стилизация.



21. Дальше попадаем на площадь Металлистов, откуда начинается улица Ленина - главная улица Воркуты, перспектива которой просматривается в кадре. Это уже почти центр города, но на улицу Ленина вернёмся позже.



22. Огромная буква А на автобусной остановке, - видимо, чтобы в пургу можно было остановку издалека увидеть.



23. Ещё один советский артефакт. По снимкам видно, что во многих местах город выглядит сильно обшарпанным и разбитым. В сочетании с советскими артефактами и низким количеством машин (их мало, потому что ездить почти некуда), это даёт ощущение, будто на дворе ещё девяностые. Заметно, что город пришёл в упадок в постсоветские годы.



24. А это бывший второй вокзал, построенный в 1980-е годы, с какими-то восточными мотивами. Сразу за этим зданием проходит железная дорога. Как я уже говорил, в 60 километрах к северу от Воркуты существовал шахтёрский посёлок Хальмер-Ю, полностью ликвидированный в 1995 году в связи с закрытием шахты. Пассажирский поезд ходил туда именно с этого вокзала. Одновременно здание служило и автовокзалом для автобусов по посёлкам Воркутинского кольца, расположенным рядом с городом. Сейчас в здании магазин, автовокзал не работает, но автобусы и маршрутки по кольцу (по тем посёлкам, которые остались) ходят по-прежнему с этой площади.



Но на центральную улицу вернёмся позже, а пока погуляем по старой части Воркуты. С течением десятилетий центр города несколько сместился севернее, но исторический "Старый город" находится именно здесь. Это район с красивой застройкой 1940-50-х годов, то есть времён, когда Воркута была окружена лагерями, а рабочей силой на шахтах были заключённые.

25. Это улица Московская, в перспективе замкнутая портиком. А дымящая труба вдалеке - это Воркутинская ТЭЦ-1. Кстати, обратите внимание на трёхэтажный дом справа.



26. Оказалось, что это первый воркутинский панельный дом!



27. Красивый сталинский ампир придаёт городу солидности. Видно, что Воркута, как и все города Крайнего Севера, была в почёте.



28. Воркуту строили ленинградские архитекторы (многие из которых сюда попали не по своей воле), и мне, как питерцу, это сразу было хорошо заметно. Многие уголки города действительно сильно напоминают Петербург. Причём из-за общей атмосферы это скорее Петербург девяностых, и из-за этого у меня возникало ощущение возврата в раннее детство.



29. Сталинская архитектура в Воркуте, надо сказать, совсем не провинциального масштаба. Разве что этажность низкая.



30. На фронтоне соседнего здания - барельеф с шахтёрской символикой:



31. Взгляд назад. В перспективе виден уже знакомый бывший вокзал на площади Металлистов.



32. Ещё одна красивая сталинка. К сожалению, содержание очередной советской вывески явно не соответствует состоянию здания.



33. Площадь Кирова с соответствующим памятником и зданиями начала 1950-х годов. Раньше слева ещё находилось бывшее здание управления треста "Воркутауголь", но его не так давно снесли (а управление находится в другом здании ещё с 1980-х).



34. Вид поближе. Центральное здание - детская больница, построенная в 1950 году. На месте Кирова, кстати, изначально был памятник Сталину.



Вот как выглядела эта площадь в 1957 году. Снесли именно то здание, которое слева.



35. Правее стоит бывший кинотеатр "Родина", ныне занятый магазинами. Портик смотрит на улицу Горняков. Такие перспективы в воркутинской архитектуре встречаются особенно часто.



36. Фронтон:



37. И детали декора:



38. На прилегающей улице Горняков встретилось такое интересное здание - бывший детский сад, переделанный в 1990-е годы в церковь Архангела Михаила. Причём без изменения внешнего вида, - только шатёр и звонницу надстроили. Особенно интересно, что это первое каменное здание Воркуты, - построено в 1941 году, когда Воркута ещё была рабочим посёлком, а не городом.



На входе в храм висело объявление "фотосъёмка разрешена". Но я этого не делал, - темновато внутри.

39. А в соседнем здании детский сад и сейчас есть:



40. Это улица Пушкина, соседняя с Московской. Экономический упадок, в сочетании с воздействием холодного климата, сильно сказывается на состоянии города. Много разбитых улиц (правда, асфальт и так ломается почти каждый год из-за колебаний вечной мерзлоты), встречаются заброшенные здания.



Как уже говорилось, за последние 25 лет Воркуту покинула половина населения, из-за сокращения добычи угля в девяностые годы. Но следует отметить, что на Крайнем Севере вообще многие люди не живут всю жизнь, а уезжают на пенсии. Но впрочем, так бывает не всегда. Иногда в Воркуте встречаются и семьи, живущие здесь уже в четырёх поколениях. Есть даже потомки заключённых Воркутлага. А о феномене "Столицы Мира" я уже рассказывал в общем портрете города.

41. Двор в запущенном состоянии. Надо, впрочем, сказать, что большую часть года в Воркуте зима, и всё это скрыто под снегом. А штукатурка на домах часто слезает из-за пурги в сочетании с сильными морозами, из-за чего в такой внешний вид, как у этой трёхэтажки, любой дом может прийти всего за 4-5 лет. В Салехарде, где ветра менее сильные, эта проблема стоит не так остро.



42. Слева от дома - пожарная часть:



Уйдя на запад от площади Кирова, можно дойти до остатков заброшенного посёлка Южный, а затем до популярного у горожан места отдыха на берегу реки Воркуты. Но туда я уже не ходил.

43. Поэтому теперь отправимся в центр. Улица Ленинградская возле площади Кирова частично застроена деревянными барачными домами, которые напоминают мне дома на полустанках железной дороги Чум - Лабытнанги. Похоже, что некоторые из них ещё довоенной постройки. То есть это самый старый жилой фонд Воркуты.



44. Ещё в восьмидесятые годы таких домов здесь был целый микрорайон. Но с оттоком населения в девяностые именно эти бараки опустели первыми. Сейчас их в городе почти не осталось, но несколько жилых ещё есть. Хотя и их, наверное, скоро расселят и снесут.



45. А это пустынный в дождливый осенний день (да, конец августа там уже полноценная осень) городской парк с прудом (на котором, вроде, даже есть прокат лодок), огромной тарелкой орбитальной связи...



46. ...и горбатым мостиком:



47. Строят в парке какое-то новое здание:



48. Памятник воинам-интернационалистам рядом с парком:



49. Теперь вернёмся, наконец, на улицу Ленина. Её перспектива со стоящим вполоборота горным техникумом в конце - один из самых узнаваемых воркутинских видов.



50. Два дома служат воротами двора:



51. Заглянув туда, видим школу с сохранившимся ликом Ильича на фронтоне. В воркутинской архитектуре перспективы можно увидеть даже во дворах. Правда, состояние дворов обычно весьма неприглядное, и они скорее напоминают пустыри.



52. А это вид в противоположную сторону. Назначение башенки на доме я так и не понял.



53. Ещё один барачный дом. Судя по окнам, уже расселённый.



54. А улица Ленина многолюдная и оживлённая. Средоточие городской жизни можно увидеть именно на ней. Да и в целом, находясь в Воркуте, трудно поверить, что ещё сто лет назад тут была глухая тундра. Которую и сейчас можно увидеть, просто выйдя из города пешком.



Итак, это самый центр Воркуты. На переднем плане находится площадь Мира. Именно оттуда и продолжим осмотр заполярного шахтёрского города в следующей части.

Коми, Крайний Север, Воркута, Путешествия, Приуралье, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up