Прохладным пасмурным утром девятого августа наш теплоход "Родина" неспешно подходил по Иртышу к городу Тара. Впервые в жизни я ночевал на водном транспорте. Ночью мы прошли посёлок Большеречье и к утру удалились от Омска уже на четыреста километров по реке. Уже с утра стало заметным, что окружающий пейзаж несколько изменился в сравнении с вчерашним днём. Если вчера мы шли по реке среди довольно обжитых мест, близких к миллионному Омску, то теперь вокруг - настоящая сибирская глубинка. В течение дня нам предстояло идти по северу Омской области, наблюдая вокруг леса и глухие деревни.
Карта, на которую я нанёс цифры, обозначающие номер фотографии в посте, в соответствии с местом. Две красных черты внизу и вверху приблизительно отмечают границы показанного в посте участка реки.
Утром меня разбудил Илья
varandej, с которым вместе мы путешествовали, возвестив, что Тара уже показалась за излучиной. Мы вышли на прохладную палубу, смотря на приближающийся городок. Забавный факт, - в области, центр которой является миллионником, второй по величине город насчитывает всего 28 тысяч жителей. Кроме того, Тара - это первое русское поселение на территории современной Омской области, да и вообще один из самых старых русских городов Сибири. Основал Тару князь Андрей Елецкий с казачьей дружиной по приказу царя Фёдора Иоанновича (сына Ивана Грозного) в 1594 году, - всего на восемь лет позже Тюмени (первого русского сибирского города). Своё название Тара получила от одноимённой реки, справа впадающей в Иртыш. Причём есть мнение, что изначально город стоял именно в устье реки Тары, но потом был перенесён на левый берег Иртыша чуть ниже по течению, поскольку мыс на устье - низинный и болотистый.
2. В общем, современную Тару мы увидели с левой стороны. Маленький речной порт, дальше видны прилегающие к реке кварталы частного сектора.
3. Есть какие-то домики и на правом берегу. Вроде, это посёлок Заиртышный, официально числящийся районом города.
4. В основной части города немного просматривается и капитальная застройка советских времён. Но в целом видно мало, - центр Тары довольно удалён от реки, и Тара фактически стоит не столько на Иртыше, сколько на его левом притоке - реке Аркарке.
Город, насколько я знаю, достаточно интересный, с купеческой застройкой и Спасским собором XVIII века в стиле сибирского барокко. Последний, между прочим, на считанные секунды показался между домами, но я его поймать в кадр не успел. Между прочим, уже заметно, что мы приближаемся к землям добычи углеводородов, - в окрестностях Тары расположено месторождение газа.
5. На левом берегу видна пассажирская речная пристань, к которой теперь уже не швартуются теплоходы. Мы проходим Тару без остановки, потому что отказ Иртышского пароходства от обслуживания пассажирской линии Омск - Салехард и передача её компании "Северречфлот" повлекли за собой отмену остановок на принадлежащих Иртышскому пароходству причалах на территории Омской области. От Омска до Тобольска мы идём без остановок. А раньше теплоход останавливался в Большеречье, Таре, Тевризе и Усть-Ишиме. Также до недавнего времени по маршруту Омск - Тара ходили "Метеоры".
6. Какой-то старый портовый амбар из красного кирпича:
7. А это, вроде, очистные сооружения:
8. Погрузка угля:
9. К берегу привязана моторка Рыбоохраны:
10. Но Тара, медленно проплывая за бортом, остаётся позади. А теплоход поворачивает в очередную иртышскую излучину. Сегодня погода такая же прохладная и хмурая (хотя солнце иногда, как видим, проглядывает), но ветра нет.
11. Вокруг расстилаются сибирские просторы. На правом берегу - деревня Тимшиняково, а дальше - лес.
12. А лес действительно уже не такой, как вчера. Если у берега по-прежнему растут невысокие ивы, то в лесу к берёзам добавилось много елей и сосен. Мы уже покинули лесостепь и медленно входим в пояс тайги. По мере продвижения на север очень интересно наблюдать за сменой природных зон, равно как и за изменением внешнего вида реки. Сейчас, кстати, мы уже на широте Твери.
13. А за следующей излучиной впереди по курсу показался мост! Между прочим, первый после Омска.
14. Это Самсоновский мост (название от близлежащего села), построенный в 1996-2004 годах для связи правобережья Иртыша с Тарой. Выглядит, на мой взгляд, очень даже красиво.
15. "ВОХРа плачет кровавыми слезами", - пошутили мы, фотографируя мост :) Кстати, на опорах снова видна "естественная отметка" максимального уровня воды в половодье. Как уже говорилось, в мае-июне 2015 года Иртыш сильно разливался. Между прочим, когда я был в Омске летом 2014 года, воды в реке было меньше.
16. Миновав мост, продолжаем двигаться дальше:
17. Последний взгляд на мост. Что интересно, дальше на всём нашем пути будет только три моста, - автомобильный и железнодорожный в Тобольске, а также автомобильный в Ханты-Мансийске. Через Обь мостов уже не будет.
18. Общая атмосфера окружающего пейзажа изменилась. В пути мы уже почти сутки. При этом, разумеется, по земле до этих мест можно добраться гораздо быстрее, - автобус от Омска до Тары идёт всего... четыре с половиной часа!
19. Вдоль берега Иртыша когда-то проходил старинный Сибирский тракт, соединявший Тобольск с Тарой и Томском. Можно сказать, исторический предшественник Транссибирской магистрали, постройка которой переместила средоточия жизни в Сибири в более южные широты.
20. Вокруг - очень живописные сибирские деревни. Это, вроде бы, Сеитово. Лодки на песчаном берегу, чьи-то дома смотрят прямо на Иртыш.
21. Где-то ходят лошади. Кстати, обратите внимание на специфический облик домов. Почти у всех домов четырёхскатные вальмовые крыши, - это наиболее характерно именно для Сибири.
22. Бревенчатые избы со ставнями. А вот и бабушка несёт коромысло. Всё как встарь! Кстати, бабушка, судя по чертам лица, сибирская татарка. Представители этого народа составляют значительную долю жителей сёл в среднем течении Иртыша. Это мы ещё увидим дальше - в окрестностях Тобольска.
23.
24. А это уже село Пологрудово. Пассажиры теплохода (особенно дети) радостно обмениваются приветствиями с людьми, стоящими на берегу.
25. В селе есть лесопилка:
26. Всё те же дома, улицы, лодки...
27. А вот и паром загружается и готовится отчалить на левый берег. Сёла с избами вдоль реки, леса вокруг, паромы, - настоящая сибирская глубинка. Всё это напоминало мне село
Могочино на Оби (215 километров на север от Томска), где я был годом ранее. Кстати, буксирное судно парома на этом снимке называется "Ладога", - такое вот напоминание о родных краях в далёкой Сибири. А среди пассажиров парома можно увидеть сотрудников полиции :)
28. Можно сказать, что речной ракурс, - он хоть и необычен, но на самом деле, именно он и есть парадный, основной. Мы путешествуем, по сути, самым древним из существующих видов транспорта, - именно так когда-то и ходили по Иртышу покорявшие Сибирь казачьи отряды, первые русские поселенцы, или торговые караваны бухарских купцов, ходившие в Тобольск. Именно так и основывались сёла и деревни, - все вдоль реки.
29. Ещё одна лесопилка:
30. Так и продолжался наш неспешный путь. Излучина за излучиной, деревня за деревней. Интересные разговоры и горячий чай на палубе под тихий плеск речной волны за бортом.
31.
32. Ещё один паром в виде буксира с баржей:
33. Иртыш петляет так, что одни и те же объекты несколько раз могут показываться то с правой стороны, то с левой. И потом, уже оставшись за кормой, продолжают мелькать из стороны в сторону.
34. В русле Иртыша иногда попадаются островки:
35. Ивовые рощи на берегу:
36. Интересная избушка. Стоит где-то одиноко на отшибе, в стороне от деревень...
37. Небо начало было проясняться, но вдруг снова сгустились тучи, и хлынул проливной дождь. Впрочем, уходить в каюту необязательно, - можно сесть на палубе под навесом и продолжать смотреть на окружающие пейзажи. Атмосфера на судне умиротворяющая.
38.
39. Но, как часто здесь бывает, дождь недолго продолжался. А впереди у нас - очередная излучина, а за ней - лодка с рыбаками.
40. Обратите внимание, какие крутые излучины здесь бывают. С острия можно обозревать виды как вверх по течению, так и вниз. Если бы здесь два теплохода шли один за другим, то в некоторые моменты они бы проходили рядом и навстречу друг другу.
41. На судоходных реках, как и на железных и автомобильных дорогах, присутствует километраж. Разница лишь в том, что имеет он естественное происхождение, то есть задан самой природой (если не считать каналы). При этом 1320 километров - это от устья Иртыша, а не от истока. Речной километраж ведётся от устья, во-первых, потому что истоков может быть несколько (к примеру, откуда считать исток Оби - от Бии или Катуни?), а во-вторых, потому что река не на всём протяжении судоходна, и километраж в верховьях может быть попросту не нужным.
42. Ещё одна неотъемлемая деталь судоходства - это створные знаки, которые ставятся на поворотах фарватера, помогая штурману судна определить момент поворота: когда два знака с точки обзора штурмана накладываются друг на друга, - нужно начинать поворот.
43. Буксир с порожней баржей пропускает пассажирский теплоход, стоя у берега. Как и на железной дороге, пассажирский транспорт имеет преимущество перед грузовым.
44. А мы продолжаем наблюдать пейзажи вдоль реки:
45.
46. Под очередным проливным дождём мы достигли устья реки Шиш - правого притока Иртыша. Как и в устье Оми, здесь хорошо заметна чёткая граница вод двух рек, которые смешиваются не сразу.
47. А за устьем - снова паром и лесопилка. Это - старинное татарское село Усть-Шиш (по-татарски Шиштамак).
Это была уже середина дня. В пути на теплоходе мы уже 26 часов, и прошли за это время по реке полтысячи километров. Вечером нас ждало заметное улучшение погоды, множество других живописных сёл, среди которых, в частности, райцентр Тевриз, и просто речных пейзажей. Об этом участке пути по Западной Сибири пойдёт речь в следующей части.