В Витебске, как и во многих других городах, сложился свой особенный заречный район города, который, как это обычно и бывает, исторически являлся предместьем. Аналогов здесь можно вспомнить немало - псковское Завеличье, ярославское и костромское Заволжье. Интересная особенность витебского Задвинья, во-первых, в том, что с течением времени оно стало еврейской слободой, а во-вторых, в том, что железная дорога в конце XIX века в Витебск пришла именно на правый берег, то есть в Задвинье (что заметно оживило этот район). От железнодорожного вокзала к центру Задвинье пересекает (и фактически разделяет на две части) улица Кирова, служащая парадным въездом в город для прибывающих общественным транспортом, а остальное Задвинье являет собой достаточно тихий район с местами неплохо сохранившейся старой застройкой, а особенной деталью колорита там являются промышленные здания и железная дорога (собственно, в современном административном делении, Задвинье - это и есть Железнодорожный район Витебска).
Карта перемещения по городу. Цифрами отмечены номера фотографий в посте, в соответствии с местом съёмки. Зелёные стрелочки обозначают ракурс.
В течение дня мы с Андреем
schelkunov ходили по центру Витебска, а в Задвинье направились уже вечером - в качестве последнего этапа прогулки по городу. Перейдя Кировский мост, мы оказались снова на правом берегу Двины - на идущей вдоль берега улице Ильинского, и пошли по ней в южном направлении.
2. С неё на реку глядит фасад сталинского здания техникума связи (1957 год). Надо сказать, здание очень солидное, - легко принять за городскую администрацию или хотя бы университет.
3. Вдоль берега тянутся лабазы - постройки соляных складов конца XVIII века. Сейчас там находится культурно-исторический комплекс "Двина".
4.
5. А в этом кирпичном особняке XIX века разместилась какая-то протестантская церковь. Причём нынешние хозяева ещё и новое здание сбоку пристроили почти вплотную. Соседство получилось, надо сказать, довольно аляповатым.
6. А с другой стороны на улицу смотрят угрюмые советские корпуса станкостроительного завода "Вистан" (по-видимому, сокращение "Витебский станок"):
7. Но в целом Задвинье - красивый и очень фактурный старый район. Много зданий из красного кирпича (Витебск им вообще богат, но Задвинье особенно).
8.
9. Посмотрим теперь на вечернюю Двину. На левом берегу остался центр города. Слева виден уже знакомый по предыдущим частям Успенский собор и краешек Кировского моста. Правее - драматический театр имени Якуба Коласа и Благовещенская церковь.
10. А это вид вниз по течению. Прямо перед нами - также уже знакомый по прошлой части мемориал Победы ("Три штыка"), а у берега видна плавучая пристань прогулочных теплоходов, оказавшаяся в середине лета на мели: Двина в 2015 году обмелела до несудоходного уровня, - даже прогулочные теплоходы не ходили.
11. Поблизости что-то строится:
12. В сторону железной дороги уходит улица Генерала Белобородова:
13.
14. Повернув на улицу Будённого, мы пошли обратно в северном направлении. По левую сторону - казармы войсковой части. Дореволюционное здание с приделанными на фасад в советские времена звёздами и гербом СССР.
15. Герб ещё и деревянный!
16. Детская площадка в одном из дворов:
17. Улица Будённого:
18. Встречаются здесь красивые образцы сталинской архитектуры в жилых домах:
19. А этот дом, видимо, ещё довоенный:
20. С улицы Будённого мы свернули в сторону и отправились ходить по второстепенным улочкам. Красный кирпич здесь настолько преобладает, что и в советские времена старались не нарушать картину, возводя новые дома также из красного кирпича.
21. Старые дома - в основном купеческие особняки. Задвинье было купеческой слободой, а по национальному составу основную долю населения здесь состояли евреи. И кстати, Марк Шагал был тоже из Задвинья, - до его дома-музея мы скоро дойдём.
22.
23. А это уже советские бани, с очень характерным архитектурным обликом. Почти такие же, кстати, я видел и в Невеле.
24. Иногда здесь попадаются и заброшенные дома. Хоть Задвинье и красивый район, но, к сожалению, всякие трущобы здесь тоже встречаются нередко.
25. Но бывает и наоборот!
26. Памятник Великой Отечественной войне, кажется, на территории школы:
Затем мы пересекли уже показанную в первой части улицу Кирова, ведущую от вокзала в центр, - уголок парадного города среди тихого Задвинья, и магистраль, делящая Задвинье на южную и северную половины. Мы теперь направились в северную.
27. Местами узкие улочки среди старых краснокирпичных домов смотрятся удивительно атмосферно. Здесь стоит тишина, и даже можно забыть, что находишься в областном центре.
28. Внезапно полевая кухня (её, кстати, и на предыдущем снимке видно):
29.
Как уже говорилось, кроме старой купеческой слободы, Задвинье - ещё и промышленный район. Поблизости от этих мест находятся, к примеру, картонно-полиграфический и винодельческий комбинаты и завод электроизмерительных приборов.
30. Советское панно на здании швейной фабрики "Витебчанка":
31. Памятник Марку Шагалу:
32. Дальше уходит улица Советской Армии (бывшая Шоссейная):
33. А в другую сторону уходит улица Революционная...
34. И на такой промышленной рабочей окраине это, пожалуй, очень подходящее название!
35. Некоторые углы и закоулки выглядят поразительно:
36. А это заброшенные руины Большой Любавичской синагоги, построенной в начале XX века. Витебск был одним из центров хасидизма - иудейского религиозного течения, зародившегося в местечке Любавичи недалеко от Витебска (ныне находится в России, в составе Смоленской области).
37. Довоенный дом:
38. Так мы вышли к уже упомянутому заводу электроизмерительных приборов. Наверное, по снимкам эта часть Задвинья может показаться чересчур мрачной, но надо сказать, что на местности такого ощущения нет. Даже наоборот, - тихий и в целом приятный район.
39.
40. А в этих домиках сейчас находится управление винодельческого комбината:
41. А вот и дом-музей художника Марка Шагала - одного из наиболее известных уроженцев Витебска. Выдающийся представитель авангарда XX века, Марк (настоящее имя - Моисей) Шагал родился в Витебске в 1887 году, с 1930-х годов жил в Париже, где снискал большую известность, получая заказы во Франции и США, и даже выставлялся при жизни в Лувре (случай почти беспрецедентный).
42. Витебский городской военкомат:
43. Затем мы вышли к ещё одному крупному предприятию, где в высоких постройках без окон и с узкими проёмами хорошо узнаётся элеватор, - такие часто можно встретить вдоль железной дороги. Это - Витебский комбинат хлебопродуктов:
44. Подъездные пути комбината:
45. Затем перед нами появилась железная дорога, проложенная по насыпи. И это ни что иное, как Петербургско-Витебская железнодорожная магистраль, построенная в 1904 году. Значит, изнанку витебского Задвинья я многократно видел из окна поезда ещё в детстве. Но в основном в тёмное время суток.
46. Конструктивистский довоенный дом:
47. А здесь меня позабавило название улицы, которое вызвало у меня ассоциацию с железнодорожной остановкой в Ленинградской области, вблизи Волхова.
48. И вот такой он - новый быт. Точнее, русская смекалка :)
49. Железная дорога проходит над улицей по старому мосту, опоры, которого, видимо, сохранились ещё с начала XX века. Туда - под мост, идём и мы.
50. Это уже совсем, можно сказать, обратная сторона Витебска, - одновременно и за рекой, и за железной дорогой! Преимущественно здесь район частного сектора.
51. Необычная автобусная остановка. Обратите внимание на две кирпичных башни, которые видны на заднем плане.
52. Это наша последняя цель - костёл Святой Варвары, построенный в конце XVIII века. Довольно интересно выглядит сочетание башен костёла с красными звёздами на воротах.
53. К костёлу мы шли вот такими путями. Увидев табличку "улица Ленинградская", я даже пошутил, что, мол, в Питере всё же Витебский проспект выглядит гораздо солиднее. Хотя, впрочем, Ленинградской улицей называется вовсе не этот закоулок, а вполне магистральная улица, к которой костёл выходит главным фасадом.
54. Две башни костёла святой Варвары, кстати, тоже хорошо видны из проходящих через Витебск поездов. Правда, я почему-то их никогда раньше не замечал. Костёл построен в 1783-1785 годах (то есть уже в Российской империи), но спустя сто лет был капитально перестроен и приобрёл нынешний вид.
55. Каплица (то есть католическая часовня) по соседству:
56. Кирпичные ворота, выходящие на улицу Ленинградскую:
Этот район города находится со стороны выезда в Полоцк. И по соседству с костёлом Варвары находится Полоцкий рынок, названный так по аналогии со Смоленским.
57. Полоцким называется и путепровод над железной дорогой, по которому мы возвращались обратно, завершая прогулку по Витебску:
58. Вечерняя улица Космонавтов. К концу подходит летний день (который начался у меня ранним утром на железнодорожном вокзале Невеля). Впереди видны знакомые по первой части дома-ворота улицы Кирова, составляющие ансамбль вокзала.
И о Витебске на этом всё. Как сказал мне Андрей, по городу мы в тот день прошли пешком 23 километра (а я, выходит, всего за день прошёл 30, если учитывать Невель). На следующий день путешествие по Беларуси продолжилось, - утром нам с Андреем предстояло ехать в Полоцк на дизеле. Но о Полоцке я расскажу позже.