Примерно через час-полтора после отправления от речной пристани Омска теплоход "Родина" вышел за пределы города, продолжая неспешное движение по извилистому Иртышу в северном направлении. Жилые районы и промзоны Омска сменились лесостепной Западно-Сибирской природой, где по берегам густо растут ивы, вокруг широкие поля с берёзовыми рощицами, а песчаные берега то стелются, то высятся на каждой излучине.
Карта, на которую я нанёс цифры, обозначающие номер фотографии в посте, в соответствии с местом. Две красных черты внизу и вверху приблизительно отмечают границы участка реки, который показан здесь. Карта кликабельна.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26352/45838865.119/0_1d576b_843866f9_orig)
2. Иногда в русле Иртыша появляются островки, омываемые протоками. Причём судовой фарватер в ряде случаев может проходить и по более узкой протоке, - всё зависит от глубины.
3. На правом берегу показался советский посёлок Береговой при деревообрабатывающем заводе. Официально он, кстати, ещё числится частью Омска, но при этом как бы "оторванной".
4. На высоком берегу живописной речной излучины стоят сёла Новотроицкое и Малокулачье. Как уже говорилось, по радиотрансляции в дневное время суток на теплоходе исправно объявляли названия населённых пунктов, мимо которых мы проходим (при том, что теплоход, напомню, далеко не круизный, а вполне обычный пассажирский). Хоть и природные пейзажи здесь в целом довольно однообразны, интересно хотя бы уже посмотреть на сибирские деревни с необычного ракурса. Впрочем, на самом деле, ракурс этот, по сути, парадный. Ведь деревни основывались именно по берегам реки, которая исторически здесь и есть основная дорога.
5. И на реке - своя жизнь. Местные жители рыбачат на лодках, радуются проходящего мимо них белому теплоходу, издающему грозные гудки, и машут пассажирам. А иногда фотографируют в ответ.
6. Погода в Сибири меняется часто. Вот тучи рассеялись, в речной воде заблестело солнце...
7. Но проходит всего десять минут, и холодный ветер нагоняет тучу. На крутой песчаный яр проливается сильный дождь. А нам на палубе приходится под навес прятаться.
8. А затем и снова выглядывает солнце. Трудно в это поверить, но этот снимок сделан через две минуты после предыдущего!
9. А где-то вдалеке на фоне туч показалась едва заметная радуга:
10. Как уже говорилось, идти нам до Ханты-Мансийска - четыре дня. И первые часы мы не только смотрели на окружающие пейзажи, но и просто обживались на судне. Во-первых, поначалу было немного трудно свыкнуться с совершенно новым видом транспорта, а во-вторых, теплоход большой, и потребовалось некоторое время, чтобы попросту выучить, где там что находится.
11. А мы тем временем, приближаемся к Чёрной Луке - одному из, пожалуй, красивейших мест Омской области.
12. Вокруг продолжается движение грузового речного транспорта. Буксир толкает нефтеналивную баржу. Если проводить аналогии с железнодорожным транспортом (а на реке они, надо сказать, напрашиваются постоянно), то это как грузовой состав из цистерн.
13. На правом берегу показалось село Чернолучье, основанное в 1670 году, то есть почти на полвека раньше Омска. С борта теплохода отлично просматриваются сельские улицы, дома и огороды. А вот и люди с берега снова машут руками.
14. А здесь, кажется, чьи-то палатки на берегу стоят:
15. Слева тянется пойма. В конце мая и начале июня все эти ивы стояли в воде.
16. На заливных лугах пасутся стада коров:
17. А за очередным поворотом (коих на реке очень много) показался живописный Чернолучинский бор. Прибрежный сосновый лес, тянущийся вдоль реки примерно на 15-20 километров, и являющий собой островок нетипичной для этих мест природы. Среди лесостепи с берёзовыми и ивовыми рощами здесь растёт сосновый лес.
18. Чернолучинский бор в советские времена стал курортной зоной, и здесь появилось несколько баз отдыха и пионерских лагерей, многие из которых отлично видны с реки.
19. Стройные сосны возвышаются над рекой:
20.
Позади, с левой стороны, остался заказник Любинская пойма, с расположенной в нём речной старицей (меандрирование реки, как известно, ведёт к появлению большого количества стариц, то есть бывших излучин, ставших озёрами), а вблизи оттуда находится посёлок
Красный Яр, где я был летом 2014 года. А ещё поблизости есть деревня с занятным названием Любино-Малороссы; в ней, к тому же есть, обособленная часть, именуемая Любино-Старожилы, в которую из основной части ведёт улица Москальская. В Омской области с времён столыпинских реформ проживает довольно много украинских переселенцев, часто приносивших с собой и названия родных деревень, благодаря чему в области есть такие районы, как Павлоградский, Одесский и Новокиевский, а среди деревень с завидной регулярностью встречаются названия с окончанием "-вка".
Но надо сказать, что топонимика Омской области и без этого весьма колоритна. Чего только стоят названия посёлков Политотдел и 18-й Партсъезд, а также расположенных вблизи Иртыша сёл Большекулачье и Увальная Бития.
21. Бор, тем временем, закончился. На правом берегу снова дома и улицы очередного населённого пункта. Это - крупное село Красноярка (4 тысячи жителей).
22. Обгоняем ещё один буксир с наливной баржей. А где-то вдалеке снова идёт сильный дождь.
23. Из которого просвечивает ещё одна слабо заметная радуга:
24. В пути мы уже четыре часа, но прошли лишь немного больше семидесяти километров (правда, потеряв время на бункеровку). Теплоход идёт спокойно и неторопливо. Столь же спокойна и водная гладь Иртыша: хоть и течение сильное, но река не столь широка, чтобы здесь расходилась волна. Но чем севернее, тем шире будет водное пространство вокруг нас. Ведь именно в Обскую губу, куда мы направляемся, течёт вода со всей Западной Сибири!
25. Вдалеке виднеются пятиэтажки. Это посёлок Крутая Горка, который, даром, что виден с реки, в советские времена был закрытым и не обозначался на картах, - здесь находился не действующий ныне химический завод, производивший ракетное топливо. Между прочим, на основе крайне ядовитого гептила.
26. А здесь, на высоком берегу, - по-видимому, дачные участки омичей. Над одним из них гордо развевается флаг ВДВ (в кадре он виден на заднем плане), вид которого породил у нас шутки, что второго августа Суровые Сибирские Десантники, вместо того, чтобы купаться в фонтанах, прыгают в Иртыш с высокого яра :)
27. Именно вот такие не густые берёзовые рощицы особенно характерны для Омской области. Надо сказать, что здесь такой рельеф и перепад высот в основном лишь на берегах рек и встречается. А в целом Западно-Сибирская равнина плоская как блин - от Уральских гор до Енисея, и от возвышенностей Казахстана до Арктики. Хотя в Югре холмистая местность иногда всё же встречается.
28. Какой-то катер стоит у берега:
29. Жилые кварталы Крутой Горки показались вблизи:
30. И снова песчаные яры, берёзовые рощи и заросли ивы, а слева - заливные луга. Пейзаж в целом довольно однообразный, но скучно от этого не становится даже при медленной скорости.
31. Плавучий бакен:
32. ЛЭП над рекой:
33. Иртыш настолько извилист, что путь по реке, наверное, раза в два длиннее прямого географического расстояния. Теплоход идёт не только на север, но и порой на запад и на восток (а иногда по крутым иртышским излучинам может и вовсе на юг пройти пару километров). Однако общее направление остаётся неизменным. И на север мы перемещаемся медленно, но верно.
34.
35. Наступал вечер. Поужинав в своей каюте, мы снова вышли на палубу уже после восьми часов, когда начинало темнеть. Погода к вечеру немного утихла. Хоть и было по-прежнему прохладно, но перестал дуть ветер, облака по небу плыли медленно, а иртышская вода стала напоминать зеркало. Вскоре на плавучих бакенах стали гореть фонари.
36. Тихий вечер на реке говорил о том, что завтрашний день обещает быть не менее увлекательным. Будут новые пейзажи, интересные места по берегам.
37. А природа уже и сейчас постепенно меняется. На место лесостепи уже плавно приходит сплошной лес, но пока ещё в основном лиственный.
38. Точное место, где мы проходим, я, правда, тогда не определил. Но похоже, что где-то в районе сёл Новопокровка и Серебряное.
39. Уже десятый час вечера. Небо становится всё темнее. Хоть и уже август - конец лета, а всё же, там, куда мы направляемся, ночи по-прежнему светлые. Но пока мы ещё находимся на широте Москвы.
Затем Илья ушёл в каюту, а я ещё довольно долго, и уже при стемневшем небе, проводил время на палубе в компании кировских путешественников Димы и Лены, с длинными разговорами на тему путешествий, где я, в частности, рассказывал им свои впечатления от июньской поездки на Кольский полуостров. А вокруг нас в это время тянулись берега с тёмным лесом, светились бакены в реке, и где-то тарахтел двигатель нашего теплохода. Наступала ночь. Мы всматривались в темноту с мыслями "Когда уже Север?"...
40.
Так прошёл первый день речного путешествия по Западной Сибири. От Омска мы прошли сотню с небольшим километров. А утром в каюте меня разбудил Илья, сообщив, что наш теплоход приближается к городу Тара. Но об этом я расскажу уже в следующей части.