Продолжаем двигаться на теплоходе по Иртышу в северо-западном направлении. Как уже было сказано в предыдущей части, в середине дня 9 августа мы под сильным дождём достигли села Усть-Шиш. Тучи затем рассеялись, к вечеру стало солнечно и довольно тепло, а наш путь пролегал уже по северным районам Омской области, вдали от областного центра.
Карта, на которую я нанёс цифры, обозначающие номер фотографии в посте, в соответствии с местом. Две красных черты внизу и вверху приблизительно отмечают границы показанного в посте участка реки.
2. По пути всё те же бесчисленные иртышские излучины, низкие берега, заросшие ивами, да лодки с рыбаками из близлежащих речных деревень.
3. Какой-то быстроходный катер прошёл нам навстречу. Похоже, чей-то частный транспорт.
4. Только, вроде, закончилась излучина, и река, казалось бы, выпрямляется, но нет, - впереди по курсу - следующий поворот реки. И так всё время.
5. На правом берегу - деревня Таборы. От Усть-Шиша до неё по дороге примерно четыре километра, а вот по реке - все десять. Которые теплоход идёт почти полчаса.
6. Сельское кладбище у опушки леса. Вроде, здесь уже встречаются надгробия с мусульманской символикой, - в этих местах, как уже говорилось, довольно много сибирских татар. И они жили здесь ещё до прихода русских в Сибирь.
7.
8. Низкие и высокие берега постоянно сменяются, - то правый, то левый. Хотя по-настоящему высокие берега мы видели лишь в окрестностях Омска. А потом увидим ближе к Тобольску.
9. Татарская деревня Тайчи на левом берегу, на острие крутой излучины. На переднем плане, кстати, хорошо видна болотистая пойма, откуда в конце лета уже ушла большая вода.
10. А у берега в селе Иванов Мыс можно увидеть ещё одно напоминание о зиме и весне, - вынесенная на берег половодьем и в августе по-прежнему не растаявшая глыба льда!
11. Островок разделил Иртыш на два рукава. Причём фарватер проходит здесь по более узкому.
12.
13. Всё так же продолжается грузовое движение по реке вокруг нас. Буксир толкает нефтеналивную баржу. Интересно, куда именно она идёт? Может быть, на нефтебазу в Таре, или вовсе на Омский нефтезавод?
14. Буксир называется "Дунай". Большинство буксирных судов, которые мы увидим, названы в честь российских или постсоветских городов и рек. А тут даже в честь европейской реки назвали. Хотя, может быть, он назван в честь ручья Дунай в Витебске? :) Кстати, человек на капитанском мостике смотрит на наш теплоход в бинокль.
15. Леса по берегам - пока, скорее, смешанные, но всё больше напоминают тайгу. Чем севернее, тем гуще.
16. Кто-то в лес отправился в поход с палатками:
17. А тут в Иртыш впадает маленький незаметный приток. Наверное, из болота какого-нибудь течёт.
18. Погода сегодня выдалась более тёплой и солнечной, особенно во второй половине дня. Когда в ясную погоду сидишь на палубе, солнце может в течение тридцати минут по нескольку раз посветить то с правого борта, то с левого; то спереди, то сзади. Настолько извилист Иртыш.
19.
20. Ещё одна деревня на берегу. Любоваться с палубы пейзажем можно бесконечно.
Кстати, если посмотреть на карту, то хорошо видно, что почти все деревни здесь расположены вдоль реки. И вдоль неё же идёт и дорога. Чуть влево или вправо, - и уже глухие и безлюдные леса и огромные болота. Совсем недалеко отсюда - всего в сотне километров севернее, начинаются Васюганские болота на стыке Тюменской, Омской и Томской областей, в Обь-Иртышском междуречье. Это гигантский болотный массив площадью 53 тысячи квадратных километров, то есть... больше Швейцарии и размером примерно с Хорватию (да, в Сибири площадь измеряется целыми европейскими странами!). Западная Сибирь, особенно в северной части, - это Край Великих Болот. Правда, всё-таки лучше это заметно с сухопутных дорог, чем с реки.
21.
22. Вечереет. Ужинать сегодня мы решили на кормовой стороне палубы. Сидя за столиком на скамейках, среди лежащего вокруг и накрытого плёнкой разношёрстного багажа, о котором я уже говорил в описании теплоходов.
23. Птичье становище у берега:
24. А вон ещё какой-то буксир с порожней баржей:
25. По правому борту - устье реки Туй. Кстати, хорошо заметно, как здесь поворачивает Иртыш, - по кильватерному следу нашего теплохода (снимок сделан с кормы). Такими речками иртышская вода постепенно пополняется, и река становится шире.
26. А вот топляк, - плывёт бревно по реке. И так ведь, наверное, и прилывёт в Обскую губу...
27. Солнце садится. Стрелки часов уже миновали цифру восемь.
28. Закатное сибирское небо:
29. Табун лошадей пасётся на заливных лугах. А слева впадает еле заметная речка Тевриз.
30. А потом, наконец, дома и улицы. И, кажется, первая на нашем пути мечеть (снимок вышел смазанным, но разглядеть можно). Это посёлок городского типа Тевриз - районный центр с населением шесть с половиной тысяч человек. А исторически - село, основанное в 1785 году.
31. В пути мы уже 32 часа и за это время без остановок прошли от Омска по реке 650 километров. Впрочем, на автобусе от Омска до Тевриза можно доехать всего за восемь часов.
На берегу царит заметное оживление. Местные жители машут нам руками, и до нас доносятся крики "Счастливого пути!". Кстати, раньше теплоход останавливался и здесь, и мы даже видели с борта сохранившийся причал. Но при этом даже довольно странно представлять, что дойдя досюда на теплоходе за 32 часа, можно доехать обратно в Омск всего за 8. Пожалуй, это ощущение сродни тому, что можно трое суток ехать на поезде от Москвы до Красноярска, а потом за пять часов "отмотать" обратно это расстояние на самолёте. Правда, соотношение всё-таки другое.
32. Так заканчивался день...
33. Хорошо видно здание, видимо, районной администрации:
34. Лесопилка:
Наглядно покажу пример сильного меандрирования Иртыша. От точки на реке, отмеченной буквой А, до села Белый Яр по прямой около пяти километров. А вот по реке, мимо Тевриза, - в четыре раза больше!
35. Всё дальше на север. Мы уже достигли широты Ярославля. Правда, в этом месте Иртыш заметно отклоняется от северного направления к западному, которое будет сохраняться вплоть до Тобольска.
36. После Тевриза начались сумерки. На часах уже пол десятого. Село на правом берегу, - вроде, Белый Яр.
37. Кормовая сторона палубы. На теплоходе вновь зажгли свет.
38. Продолжаем идти по реке всё дальше:
39. Вглядываясь в темноту после заката:
"Внимание всем пассажирам и членам экипажа! Судовое время - 23-00. По теплоходу объявляется отбой. Членам экипажа, не занятым несением судовой вахты и исполнением служебных обязанностей, а также пассажирам, просьба прекратить движение по теплоходу, разойтись по своим штатным каютам и отдыхать. Желаем вам спокойной ночи!", - каждые сутки по судовой радиотрансляции звучало спокойным голосом такое объявление. Впрочем, как нам объяснили, это не означает, что нельзя выходить из каюты, - скорее, просьба соблюдать тишину (и, забегая вперёд, скажу, что на теплоходе "Механик Калашников" объявление звучало более кратко: "Внимание всем пассажирам и членам экипажа! Судовое время - 23-00. По теплоходу объявляется отбой. Убедительная просьба, - соблюдайте тишину!"), но впечатляет уже то, что такое явление присутствует даже на пассажирском судне. Всё же мы на корабле, - и тут соответствующая дисциплина.
А наш день, в календаре отмеченный как девятое августа, на этом завершился. Завтра нам предстоит перемещаться уже по Тюменской области, - ближе к городу Тобольску.