Невель. Преддверие Беларуси

Jan 10, 2016 12:33

По пути из Петербурга в Белоруссию город Невель на юге Псковской области, будучи расположенным у границы, во всех отношениях предваряет соседнюю страну. Поезда делают здесь последнюю остановку на территории России, пейзажи уже напоминают Витебскую область, да и исторически этот город имеет очень много общего именно с белорусскими городами, находясь на том культурно-историческом пространстве, из которого в XX веке и сложилось белорусское государство. Но история распорядилась так, что при проведении границ между союзными республиками СССР Невель остался в России. В 2015 году этот небольшой городок стал для меня промежуточным пунктом дороги в Беларусь: добравшись от Питера до Невеля поездом, я затем поехал на автобусе в Витебск (и через это, кстати, сэкономил примерно 700 рублей). А осматривать Невель мне предстояло ранним солнечным июльским утром.



Карта моего перемещения по Невелю. Цифрами отмечены места съёмки фотографий (в соответствии с их номерами в посте), зелёные стрелочки возле номеров обозначают направление ракурса. Карта кликабельна.




2. Дорога на поезде из Питера в Беларусь мне привычна и знакома с детства. Вечером на путях Витебского вокзала меня ожидал поезд Санкт-Петербург - Гродно, на котором мне не раз доводилось ездить в Минск и обратно. Правда, уже в последние годы, - этот поезд появился не так давно.



Всё, как и бывает обычно. Голубые вагоны с буквами "БЧ", проводницы с белорусскими фамилиями и характерным говором, забирающие у пассажиров билеты на время поездки (что на поездах РЖД уже давно не практикуется), пассажиры с паспортами в синей обложке, на которой изображён герб, похожий на советский. Остаётся позади Витебский вокзал, потом Боровая, Купчино, Пушкин, Павловск... В общем, привычная мне атмосфера железнодорожного маршрута, которым я езжу из года в год. Кажется, завтра, наверное, буду в Минске. И тем более странно представлять, что я, на самом деле, еду на этом поезде лишь внутри России! Хоть даже и затем путь мне лежит в Беларусь. Забравшись на верхнюю полку, я заснул под стук колёс по Витебской магистрали. Ехать мне всего ночь - до раннего утра.

3. Проснулся я во время долгой стоянки на узловой станции Новосокольники, где поезду меняли тепловоз - питерский ТЭП70 на такой же белорусский. Потом мы тронулись и поехали дальше. За окном было раннее утро, ещё и не было шести часов. Восход солнца. Поезд петлял по изгибам однопутной тепловозной магистрали, причудливо извивающейся среди моренных гряд и берегов озёр. И станции, - Власье, Изоча, Горушки... Сколько же раз я проезжал эти места!



4. Потом начались окраины маленького городка, и поезд замедлял ход.



5. В 6-05 поезд остановился на станции Невель-2, которую я много раз видел из окна поезда, и в основном ночью. Очень непривычное ощущение, - вроде, ехал, как обычно, с Витебского вокзала на белорусском поезде и в белорусском направлении, но покинул поезд ещё в России.



6. В хвосте поезда обнаружились спальные вагоны "РИЦ", направляющиеся в европейские столицы - в Прагу и, кажется, Вену. Вот чем всё-таки интересна Витебская магистраль: вроде, и однопутная, и электрификации нет, а ведь Петербург с Европой связывает...



7. Солнце ещё низко, трава и листья покрыты росой. Из вагона на предваряющую жаркий день утреннюю прохладу вышло довольно много пассажиров. Но постепенно они разошлись, а поезд уехал дальше в Белоруссию, куда мне в этот раз предстоит ехать по автодороге. На фото - как раз вид в сторону братской республики, до границы с которой всего двадцать километров.



8. Вокзал - типовой, послевоенной постройки. Железная дорога в Невель пришла со стороны Петербурга в 1904 году.



А спустя три года Невель стал железнодорожным узлом. В 1907 году открылась Бологое-Полоцкая железная дорога, которая, хоть и пересекается в Невеле с Петербургско-Витебской, но при этом не имеет с ней общих станций. Ещё интереснее то, что станция на Бологое-Полоцкой дороге носит название Невель-1, а на Витебской Невель-2, хотя Витебская дорога появилась раньше. На Невеле-1 пережил войну и сохранился до наших дней вокзал постройки 1907 года, но, к сожалению, пассажирское сообщение на этом участке Бологое-Полоцкой дороги почти сошло на нет: Невель-1 отправляет один единственный пригородный поезд на Великие Луки, да и то лишь два раза в неделю. До 2014 года ходили поезда до станции Алёща в Витебской области (где можно сесть на белорусский дизель до Полоцка), но и их отменили. До вокзала Невель-1 я, кстати, не сходил, так как времени было не очень много. Пожалуй, Невель ещё заслуживает отдельной поездки с осмотром его железнодорожной составляющей.

9. Табличка на фасаде вокзала, похоже, ещё советских времён.



10. А вот дореволюционная водонапорная башня, в отличие от старого вокзала, здесь сохранилась. Только деревянная надстройка, по-видимому, советская.



11. И ещё какие-то заброшенные кирпичные постройки явно из начала прошлого века:



12. Из той же эпохи - характерные деревянные дома-казармы железнодорожников. Вдоль магистралей рубежа XIX и XX веков таких сохранилось довольно немало. И в этих местах у них свой особенный стиль (а на Мурманской магистрали, к примеру, они выглядят иначе).



Итак, я приехал в ещё один маленький городок, который много раз с детства проезжал на поезде. У меня есть чуть больше двух часов до отправления автобуса Великие Луки - Витебск. От вокзала я направился прямиком в центр города: в отличие от расположенного на отшибе вокзала Невель-1 на Бологое-Полоцкой, вокзал Невель-2 (который, повторюсь, несмотря на нумерацию, является основным в городе) находится почти в самом центре.

13. Улица Кронштадтская ведёт от вокзала прямо к центральной площади. Характерная особенность жилой застройки в этих местах (юг Псковской, запад Тверской областей), - дома выстроены боковой стороной к улице.



14. Так за несколько минут я вышел на пока ещё пустынную в ранние часы площадь Коммуны, где находится городской рынок и множество других магазинов. Как мне доводилось видеть, во многих маленьких провинциальных городах площадь возле рынка бывает в середине дня самым оживлённым и многолюдным местом города.



15. Но пока день только начинается:



Белоруссия совсем рядом, и исторически Невель мог бы стать белорусским городом. Первое упоминание о Невеле датируется 1504 годом, и судьба этого городка вполне типична для западных рубежей Русского государства: в ходе постоянных войн между Москвой и Великим княжеством Литовским, а затем, соответственно, между Русским Царством и Речью Посполитой, Невель постоянно переходил от одного государства к другому; в Ливонскую войну его, как и Великие Луки, ненадолго захватили поляки, но по итогам войны он остался в России; в Смуту он отошёл к Речи Посполитой, а затем возвращался в Россию с 1654 по 1678 год. В период польского владычества город имел Магдебургское право. А в 1772 году произошёл первый раздел Речи Посполитой, и Невель окончательно стал российским городом. Что особенно интересно, в составе Российской империи Невель был уездным городом не Псковской губернии, а Витебской, то есть мог бы и сейчас быть в составе Беларуси, если бы при советской власти были бы сохранены старые губернские границы. И, что характерно именно для территорий нынешней Беларуси, в Невеле с времён Речи Посполитой была высокая доля еврейского населения (собственно, и до 1773 года Невель был не городом, а местечком), и в Российской империи он, как и вся бывшая территория Речи Посполитой, входил в черту оседлости. То же относится ещё к ряду мест, расположенных на юге Псковской и на западе Смоленской областей, - к примеру, Себеж, Усвяты, Велиж, - это всё тоже бывшая Витебская губерния. А современный Невель являет собой тихий районный центр Псковской области с населением 15 тысяч человек, что примерно равно численности перед войной (а в лучшие времена, то есть в 1980-е годы, в городе проживало 22 тысячи человек), и находится он среди живописного озёрного края.

16. У центральной площади стоит Свято-Троицкий собор, построенный в середине XIX века. Честно говоря, его архитектурные черты тоже напоминают православные церкви Белоруссии.



17. Напротив собора - дом церковного причта постройки 1900 года, в котором ныне находится автостанция. Проходя мимо, я решил зайти внутрь и сразу купить билет на автобус до Витебска.



Внтури - пустынный ранним утром и уютный зал ожидания с печкой-булерьяном и расписанием автобусов, выполненном в едином стиле для всей Псковской области. Между прочим, до Пскова отсюда целых 250 километров, а до Витебска всего лишь сто. На автобусе с невельской автостанции можно уехать не только в Витебск, Луки и Псков, но даже в Смоленск и Петербург.

18. Перейдя площадь Коммуны наискосок, я отправился пешком по улице Ленина (раньше называлась Шоссейная). Город сильно пострадал в войну, поэтому застройка здесь неоднородная, - послевоенные малоэтажки разбавлены дореволюционными купеческими домами.



19. Пожалуй, в это время суток Невель особенно красив. Ещё бросается в глаза чистота и ухоженность города, что вообще характерно для районных центров Псковской и запада Тверской областей. Хотя соседний белорусский райцентр Городок в Витебской области его в этом плане опережает на порядок, но там, на мой взгляд, даже присутствуют излишества.



20.



21. В сохранившихся уголках дореволюционной застройки многие дворы выглядят весьма атмосферно, причём советские пятиэтажки этого даже нисколько не нарушают.



22. Пожарная часть тоже явно дореволюционной постройки:



23. По соседству - не используемая ныне вышка для тренировки пожарных.



24. Солнце поднимается всё выше, на улицах начинают появляться люди и ездить машины, но магазины пока ещё закрыты.



25.



26. Краеведческий музей в здании почтовой станции XIX века постройки. Когда-то именно это здание фактически выполняло функцию городского вокзала. Здесь меняли лошадей по пути из Петербурга в Витебск, Киев и другие города. Насколько я знаю, в Псковской области такое же здание сохранилось в Опочке, где исполняет функцию автостанции (то есть предназначение, по сути, не изменилось). При виде этих зданий сразу вспоминается пушкинский "Станционный смотритель" (особенно если учесть, что имение Пушкина находилось именно на Псковщине и как раз недалеко от Опочки).



27. Во дворике, в соседних постройках, - видимо, фондохранилище музея. Особенно заинтересовала вот эта табличка на железных воротах. Интересно, сколько ей лет?



28. По советской застройке города видно, что пострадавший в войну Невель, как и большинство населённых пунктов в этих местах, в советские времена особенно развитым городом не был. Здесь не появилось большого количества промышленных предприятий. В данный момент в городе действует несколько швейных фабрик, металлообрабатывающий и абразивный заводы и построенный в 2012 году комбикормовый завод.



29. Так по улице Ленина я пришёл к зелёному и тенистому городскому парку со спортивной площадкой, на которую ранним утром кто-то уже шёл с мячом.



30. И детская площадка с очень чудными фигурами зверей:



31.



32. В парке стоит обелиск, посвящённый Великой Отечественной войне и освобождению Невеля в 1943 году:



33. На аллее установлены плиты, посвящённые уроженцам Невеля - Героям Советского Союза.



34. А напротив, через улицу, находится мемориал с братской могилой 182 воинов Красной армии, погибших при освобождении Невеля.



Невель оказался в немецкой оккупации 16 июля 1941 года. С января 1942 года советские войска начали постепенно теснить гитлеровцев на западе Калининской области, но даже после Великолукской операции января 1943 Невель оставался в тылу немецких войск.

35.



Однако Великие Луки стали плацдармом Красной армии для освобождения Псковщины. 6 октября 1943 года, неожиданно быстро для командования фронта, Невель был освобождён частями 3-й ударной армии в ходе Невельской наступательной операции. Советские войска перерезали железную дорогу Ленинград - Витебск, которая была полностью освобождена от противника уже в феврале 1944 года.

36.



37. Во время оккупации нацисты уничтожили 215 деревень Невельского района, из которых 91 так и не возродилась. От рук оккупантов погибли тысячи мирных жителей, в том числе около двух тысяч евреев. Многие жители были угнаны в Германию, при этом последний эшелон отправиться из города не успел, так как был освобождён красноармейцами во время боя за овладение железнодорожной станцией при освобождении города.



38. Братские могилы казахов - воинов 100-й стрелковой бригады, которая была сформирована в Алма-Ате и участвовала в освобождении Невеля:



39. Дом культуры - красивая сталинская постройка, по соседству с городским парком и военными мемориалами.



40. Улица Ленина уходит дальше на запад и примыкает к улице Энгельса:



41. А боковые улочки выводят к берегу озера Невель, от которого город как раз и получил своё название.



42.



43. Рисунок на стенке железного сарая:



44. Улица Энгельса - одна из основных в городе:



45. В другую сторону она пересекает по Полоцкому мосту реку Еменку, за которым переходит в улицу Михайлова, а дальше - в автодорогу, связывающую Невель с Полоцком (правда, ныне по маршруту исторического тракта проходят лишь грунтовки). По мосту (расцветка перил которого мне, честно говоря, напоминает цвета РЖД) я решил сходить в западную часть города.



46. По левую сторону от моста остаётся озеро Невель, являющееся проточным озером на реке Еменке - притоке Ловати.



47. Заречная часть города выглядит в основном примерно так:



48. Слева - тенистый и запущенный сквер, в котором обнаружился обшарпанный памятник Женщине С Отбитым Носом.



49. А за сквером - городской пляж на берегу озера Невель, где я решил сделать привал. Берега озера во многих местах, судя по всему, заболоченные. Впрочем, и название, по одной из версий, восходит к финно-угорскому Nevo ­- "топкое, болотистое место" (между прочим, и река Нева отсюда же).



От этого места я пошёл обратно через мост в центр города - на улицу Энгельса.

50. Сонный утренний невельский кот:



51. Идём дальше. Дома разных эпох здесь перемешаны.



52. Городская баня постройки 1955 года, в характерном стиле:



53. Город постепенно просыпается:



Надо сказать, что в речи местных жителей уже присутствуют заметные черты белорусского говора. Да и близлежащая государственная граница при её пересечении воспринимается скорее просто как граница Псковской области с Витебской. На улицах Невеля часто можно видеть машины с белорусскими номерами (в основном с цифрой 2 на конце - Витебская область). Возможно, многие сельские жители ездят каждый день продавать в России продукты. Да и невельчане, наверное, бывают иногда в Беларуси, - она ведь здесь гораздо ближе, чем даже собственный областной центр.

54.



55. Затем я вышел на площадь Маркса, где находится администрация Невельского района (кирпичное здание справа) и детская музыкальная школа искусств.



56. По соседству, в тени деревьев, - памятник Ильичу:



57. За площадью - живописные и фактурные развалины дореволюционной щетинной фабрики. В наши дни часть территории бывшего предприятия занимают котельная и мебельная мастерская. А несколько веков назад на этом месте, на мысу, образованном излучиной речки Еменки, стоял Невельский замок (поэтому и расположенная рядом короткая улица носит название Замковая). Есть даже ощущение, что облику промышленного здания начала XX века как будто специально придали какие-то черты, напоминающие замок (хотя вообще-то Невельский замок был деревянным). До XIX века здесь даже сохранялся замковый вал, который был в итоге срыт для строительства улицы.



58. Если ведущий на юго-запад города мост через Еменку называется, в соответствии с направлением, Полоцким, то этот, ведущий в северную заречную часть Невеля, - Ленинградский. Речка, как видно, почти стоячая, с мутной водой и болотистыми берегами.



59. За мост уходит улица Ленкоммуны. Не знаю, почему в Невеле так назвали улицу, но ведёт она именно на северный выезд из города, то есть как раз в направлении Ленинграда-Петербурга.



60. А я пошёл в северном направлении по соседней улице Максима Горького. Здесь, в заречной части города, уже нет капитального жилья. На многих деревянных домиках резные наличники.



61. На этой фотографии - найдите двух кошек :)



62. Везде чем-то неуловимым Невель напоминает Беларусь. Чувствуется, что она рядом.



63. А дальше я дошёл до старинного еврейского кладбища, которое, к сожалению, ныне пребывает в запустении, заросло, и большинство могильных плит уже скрыто где-то в земле.



64. Но местами среди травы можно увидеть замшелые надгробия с надписями на языке идиш. Между прочим, по состоянию на 1910 год в Невеле евреи составляли почти три четверти населения, в городе имелось 15 синагог и при этом всего четыре православных церкви и один костёл.



65. За полчаса до отправления автобуса на Витебск я пошёл обратно от еврейского кладбища уже в направлени автостанции, то есть в самый центр города. Обратно решил идти уже не по Горького, а по соседней улице Декабристов.



66.



67. Перекрёсток с улицей Урицкого, которая идёт вдоль берега Еменки:



68. Вид в другую сторону. Если бы я не знал, где это, то, наверное, опять же, подумал бы, что это Беларусь.



69. Магазин Невельского райпо в дореволюционном домике:



70. По дороге обратно в центр я переходил Еменку уже по пешеходному мостику:



71. Так я вернулся в центр Невеля. Вокруг снова появились пятиэтажные дома.



72. Улица Ломоносова:



73. Утренние невельские дворы:



74. Во дворах нашлась советская водонапорная башня:



75. Фирменные магазины Великолукского мяскомобината можно увидеть по всему Северо-Западу, а рядом с Великими Луками - тем более.



76. На улице Комсомольской стоит установленный в 2014 году памятник Герою Советского Союза полковнику Абылхаиру Баймульдину (его могилу я уже показал на фото 38). По национальности казах, родился в селе Такыр Павлодарской области, в 1943 году командовал 100-й стрелковой бригадой, принимавшей участие в освобождении Невеля, а в январе 1944 погиб при обороне города, сорвавшей попытку немцев отбить его назад.



77. На часах уже 8-15 утра. Открываются магазины, на улицах всё больше народу. А я вернулся на площадь Коммуны, - вдалеке виден уже показанный Свято-Троицкий собор.



К половине девятого я вернулся на автостанцию. Вскоре приехал автобус КАвЗ с табличкой "Великие Луки - Невель - Городок - Витебск", на который сел я. Автобус оказался великолукским, - номера Псковской области. Рейсы между Луками и Витебском выполняются два раза в день. А ехать - чуть больше двух часов. Вскоре после отправления и выезда из города автобус ехал несколько километров вдоль Петербургско-Витебской железной дороги и мимо станции Завережье (последняя на территории России): из поезда я это место видел уже много раз, теперь интересно посмотреть и с другой стороны. На границе стоит пост, где российские пограничники о чём-то болтают с белорусскими. Автобус проезжает без остановки (насколько я понял, здесь останавливают для проверки документов машины с номерами третьих государств), за этим следуют указатели "Вiцебская вобласць" и "Гарадоцкi раён", а дальше - примерно полтора часа дороги среди белорусских пейзажей северной Витебщины, с попутным заездом в Городок. И в 10-45 утра я приезжаю на автовокзал Витебска. О городе Витебске я расскажу в нескольких частях чуть позже.

Псковская область, Путешествия, Северо-Запад, Дорогами войны, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up