В сибирском городе Омске я в августе 2015 года оказался уже во второй раз. В 2014 году этот город был одним из промежуточных пунктов моей поездки по Сибири, проходившей в основном по железной дороги, а спустя год, отсюда мы с
varandej отправлялись в речное путешествие по Иртышу, Оби и Обской губе - на Сибирский Север. Если Илья в Омске в последний раз был шестью годами ранее и решил свои отчёты об этом городе полностью обновить, то я, ещё имея довольно свежий взгляд на город, решил лишь повторно осмотреть места, в которых уже был, и подметить что-то новое, чего тогда не успел. В целом об Омске я довольно подробно писал годом ранее (ссылки в конце поста).
В Омске я в этот приезд провёл два неполных дня. Илья приехал на день раньше меня, а утром 7 августа следом за ним приехал я. Через сутки с небольшим - днём 8 августа, нам предстояло отчаливать по Иртышу на старом теплоходе "Родина" 1950-х годов, а затем провести на его борту четыре дня пути до Ханты-Мансийска.
Примерно через два часа после моего приезда мы с Ильёй встретились на площади возле музыкального театра в центре города, куда я направился пешком от вокзала по проспекту Маркса. Дальше, в течение двух дней, бывать в самом центре Омска нам довелось ещё не раз, поэтому в этом посте собраны фотографии, сделанные в оба дня. На некоторых из них есть здания и памятники, которые я уже фотографировал в 2014 году.
2. Мемориал Великой Отечественной войне на проспекте Маркса на пути от вокзала к центру:
3. Капсула времени с посланием, отправленным жителям года столетия Победы:
4. Бывшее здание управления Омской железной дороги, построенное по проекту архитектора Ф. И. Лидваля (людям, интересующимся архитектурой Петербурга, это имя хорошо знакомо) в 1916 году - во время Первой мировой войны и руками военнопленных австро-венгерской армии. Сейчас здесь - университет путей сообщения.
5. Наверху фасада - четыре скульптуры: "Путь", "Тяга", "Движение" и "Администрация". Что интересно, скульптор - чех Владимир Винклер, тоже был из австрийских пленных, зато из славян...
6. Памятник детям блокадного Ленинграда, эвакуированным в Омск:
7. Пешеходная улица Чокана Валиханова. Слева виден красивый деревянный дом художника Кондратия Белова. В мой первый приезд в Омск улица была перекопана, и даже пройти по ней можно было не везде. Сейчас реконструкция уже завершена. Появились даже электронные информационные терминалы с картами города, сокрытые под стеклянными конструкциями наподобие кристаллов, одна из которых немного видна на снимке.
8. Ещё одно примечательное здание на проспекте Маркса - управление Иртышского речного пароходства (примерно 1930-е годы). Причём примечательно оно ещё и в контексте предстоящего речного путешествия, - речные пассажирские маршруты между Омском и Тобольском (или даже Ханты-Мансийском) раньше обслуживало именно это предприятие, впоследствии отказавшись от них за "нерентабельностью" (не скрою, что употребление этого термина применительно к пассажирскому транспорту я вообще считаю недопустимым). И если речную линию Омск - Салехард, по которой отправимся и мы, теперь взяла на себя ханты-мансийская компания "Северречфлот", то скоростные маршруты на Иртыше, связывавшие, к примеру, Омск и Тару, или Тобольск и Абаул, - к сожалению, ушли в небытие.
9. В левобережной (не по Иртышу, а по реке Омь) части Омска можно встретить напоминания о том, что во времена Российской империи этот город являлся центром Сибирского казачьего войска. Собственно, и сама эта часть города исторически именуется Казачьим форштадтом. Вот, к примеру, здание казачьего войскового правления (середина XIX века), ныне занятое юридической академией.
10. Рядом - Никольский казачий собор, построенный в 1833-1840 годах по проекту В. П. Стасова (тоже петербургский архитектор):
11. Суконная фабрика (1840-е годы), исправно изготовлявшая для Казачьего войска форму:
12. А это параллельная проспекту улица Ленина (Никольский казачий собор фасадом выходит как раз на неё). Ещё в прошлый приезд я заметил, что Омск являет собой, наверное, наиболее яркое в Сибири собрание каменной дореволюционной архитектуры (тогда как в деревянной лидирует Томск, в советском конструктивизме - Новосибирск, а в сталинском ампире - пожалуй, Новокузнецк), и, кстати, с Ильёй наши мнения по этому поводу сошлись.
13. Городской музей в бывшем дворце генерал-губернатора (конец XIX века):
14. У входа - пушки, некогда вооружавшие Омскую крепость. Правда, я так и не запомнил, оригинал это или копия.
15. Напротив - авиационный колледж. Добротный конструктивизм с отголосками модерна и гербом СССР.
16. Это уже - улочки, прилегающие к стрелке Иртыша и Оми (не путать с Обью!), где я в первый приезд походить как-то не догадался. Этот дом выглядит весьма необычно. Деревянный фасад, который, при своём вполне дореволюционном облике, украшен советской символикой.
17. Местами Омск оправдывает славу столицы "странного юмора" (это про "омскую птицу" и тому подобное), - довольно чудные граффити и надписи на стенах в городе попадаются нередко.
18. Или вот, вывеска из серии "Железнодорожные авиабилеты. Плавайте поездами Аэрофлота". Хотя такое я и в Питере видел.
19. А это - особняк купца Батюшкина (1902 год), в котором в гражданскую войну располагалась резиденция А. В. Колчака. Во время гражданской войны Омск успел побыть столицей Белой России. Такое положение вещей сохранялось до ноября 1919 года, когда город был потерян белыми в результате наступления Красной армии: кстати, улица, по которой красные входили в город, в честь этого называется не иначе как улица Красный Путь.
20. Ныне это здание занимает центр изучения истории гражданской войны (а до 2012 года здесь был ЗАГС).
21. Отношение к Колчаку в городской среде проявляется по-разному. Буквально по соседству с особняком расположен досуговый центр "КолчакЪ" с одноимённым рестораном на первом этаже. Наверное, не мне одному сие новодельное здание на вид кажется дико нелепой безвкусицей, но Илья интересно подметил, что масштабы китча здесь столь велики, что это даже интересно.
22. К устью реки Омь (и, соответственно, правому берегу Иртыша) выходит площадь Бухгольца, закрытая от берега речным вокзалом (1965 год) с характерной диспетчерской вышкой, как у аэропортов. Так как пассажирское речное сообщение ныне пребывает в упадке, вокзал уже не действует (касса и зал ожидания в неприметном плавучем дебаркадере, который я ещё покажу, рассказывая уже о речном путешествии) и занят киноцентром. А шар в центре площади - это ни что иное, как глобус памятник Бухгольцу - основателю Омска (город был основан в 1716 году) и его казачьему отряду, своим видом напоминающий о странностях Омска (упомянуто выше). Часто ли вы видите памятники людям (да и даже событиям) шарообразной формы? Между прочим, комизма добавляет то, что однажды этот шар, будучи не слишком надёжно закреплённым, упал с постамента и покатился (!) от сильного ветра.
23. Вид речного вокзала со стороны реки. Кстати, эти снимки, как, наверное, нетрудно догадаться, делались уже почти перед самым отправлением из города на теплоходе.
24. На фасаде речвокзала - панно с картой Иртышского бассейна:
Иртыш, между прочим, - самый крупный в мире приток. То есть, даже будучи притоком, эта река имеет в длине 4248 километров, а также полтора миллиона квадратных километров бассейна. Начинается Иртыш ещё на северо-западе Китая, потом течёт через половину Казахстана, где на нём стоят в том числе такие крупные города, как Усть-Каменогорск и Павлодар, а затем, постоянно извиваясь, течёт по Западной Сибири, - через Омск (самый крупный город на Иртыше), потом Тобольск, и, наконец, заканчивается Иртыш среди тайги и болот Югры - за Ханты-Мансийском: это место нам ещё предстоит увидеть. Уже в Сибири, ниже Омска по течению (то есть севернее, - в Сибири все реки текут, в конечном итоге, на север), в Иртыш впадают его крупнейшие притоки - Ишим и Тобол. Оба они начинаются в Казахстане, и на первом стоят Астана и Петропавловск, а на втором - Кустанай и российский Курган (Тобольск, получивший от Тобола название, стоит немного ниже его устья, на Иртыше).
25. Вернёмся теперь в самый центр города. Вот так выглядит речка Омь, впадающая в Иртыш. За рекой находится правобережная часть исторического центра Омска и Любинский проспект (историческое название улицы Ленина в её северной части). Пройдём теперь туда.
26. Река Омь и вид в сторону Иртыша. Слева, у стрелки, виден уже показанный речной вокзал, а у берега Оми пришвартованы прогулочные теплоходы.
27. Это уже правобережье Оми. Впрочем, эту часть центра города я также описывал достаточно подробно год назад.
28. Дом страхового общества "Саламандра" (1913-1914) в небольшом переулочке, который, кстати, далеко не мне одному напомнил уголок Петроградской стороны в Питере.
29.
30. Омский драмтеатр (1905 год):
31. А это уже за Любинским проспектом - Соборная площадь и Успенский кафедральный собор постройки 1891-1896 годов в распространённом тогда псевдорусском стиле.
А впрочем, на самом деле, это новодел. Оригинальный собор был снесён в 1935 году и полностью восстановлен в 2007. Но я неслучайно написал об этом не сразу, - восстановление в этом случае получилось весьма убедительным, и, быть может, сперва я бы и не подумал, что собор новый, если бы не знал.
32. Олень рядом с собором:
33. А по соседству - памятник марафонцу, который я в прошлый приезд почему-то не приметил:
34. А напротив - сталинский кинотеатр "Маяковский". Буквы на фронтоне, хоть и современные, но неплохо выдержаны в советском стиле.
Дальше начинается уже упомянутая улица Красный Путь, проходящая мимо билиотеки имени Пушкина и одноимённой станции метро... Да, я не ошибся! Проект строительства подземки в Омске существует уже много лет, но особенно интересно, что одну станцию даже таки успели построить. Правда, выглядит это как подземный переход под оживлённым городским перекрёстком, входы в который даже отмечены характерной буквой М, а внутри угадывается замурованный вход в вестибюль метро. Это я также показывал в рассказе о прошлом приезде. Такой вот в Омске "метрополитен одной станции".
35. Кстати, помимо единственной и недействующей станции метро, в Омске есть и несостоявшийся метромост, ведущий на левый берег Иртыша. Мост 60-летия Победы, открытый в 2005 году, построен в два яруса, где поезда метро должны были ходить по нижнему.
36. Кирпичный дореволюционный домик, приютившийся у моста (а точнее, - стоявший здесь ещё задолго до его постройки):
37. И, наконец, Иртыш! Сибирская река, по которой нам предстоит идти на теплоходе на север добрых две тысячи километров до Ханты-Мансийска, а оттуда затем выходить в Обь. Это - взгляд вверх по течению, впереди слева видно устье Оми.
38. Вид с приближением. У стрелки стоит уже показанный речной вокзал, а правее виден плавучий дебаркадер зелёного цвета, - именно от него мы отправимся в путь на следующий день. Эти снимки сделаны вечером 7 августа, нашего теплохода пока нет, - он прибудет в ночь на восьмое, и днём, уже вместе с нами, отправится снова в Салехард.
39. Взгляд левее. Здесь над домами возвышается Успенский собор.
40. А это вид уже на левый берег Иртыша. Посреди русла - остров Большой, образованный речной протокой. За левобережными малоэтажками находится природный парк "Птичья гавань" (его я ещё покажу в следующей части), а вдали виднеются краны речного порта.
41. Вечером седьмого августа Омск был озарён красивым закатом:
42. Лучи солнца пронизывают тучи:
43. И после короткого дождя над городом появилась яркая радуга. Наверное, это добрый знак. Завтра в путь на север по Иртышу!
44.
45. Пока дождь не ушёл далеко, радугу можно видеть прямо на фоне городского пейзажа. Вспомнил я здесь, как
на Баренцевом море наблюдал радугу на фоне скалы.
Итак, Омск стал отправной точкой Большого Речного Путешествия по Западной Сибири. Скоро речь пойдёт уже о реке Иртыш, её пейзажах и весях вдоль неё. Но прежде того я покажу ещё немного омских окраин, где мы с Ильёй побывали ещё в первый день, благодаря Александру
apalshin. Об этом и будет следующая часть.
Более подробно об Омске у меня можно почитать в постах 2014 года:
Часть 1: От вокзала до реки Омь Часть 2: Любинский проспект и Омская крепость Часть 3: По правобережью Оми Часть 4: К востоку от центра