Прогулки по Петербургу

Feb 03, 2014 15:47

1. Царь. Очень приятно
Как, наверное, большинству своих сограждан, мне иногда кажется, что приезжать сюда, гулять, рассказывать потом о нём и писать можно сколь угодно много. Но следует помнить: романтический дух, которым пропитана здешняя атмосфера, может сыграть с человеком не очень добрую шутку.



«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге: для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица - красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта. Не только кто имеет двадцать пять лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого на подбородке выскакивают белые волоса и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот в восторге от Невского проспекта». Так главную улицу Северной столицы описывал в одноимённой повести в 30-х годах позапрошлого века Николай Гоголь. Невский проспект - что-то вроде триумфальной арки, главных ворот города на Неве. Не всего, правда, а лишь той его части, что содержится на красочных рекламных буклетах. Помимо глянцевого Петербурга есть и не глянцевый его мир; как в любом музее наряду с основной экспозицией существуют запасники, технические, подсобные и прочие нежелательные для посетителей помещения.









Ознакомительных маршрутов по так называемому нетуристическому Питеру - дворам-колодцам, разрушающимся или уже разрушенным объектам, излюбленным местам «неформальной» советской молодёжи и прочим, по возможности скрытым от посторонних глаз уголкам города, - не меньше, чем по Петербургу глянцевому. А может, и больше, просто нет ни статистики, сколько человек ими воспользовалось, ни изданных в виде бумажных проспектов путеводителей. Город на Неве - для каждого свой даже среди местных, не говоря уже про гостей, всех он по-разному встречает и провожает, и каждый видит в нём то, что хочет увидеть. Одни первым делом идут в Эрмитаж, другие в музей железнодорожной техники на бывшем Варшавском вокзале, а у третьих основная цель - это промышленные зоны Выборгской стороны.

Каким образом ваш покорный слуга прибыл в Северную столицу, рассказано в серии заметок «Тверь - Петербург: альтернативный маршрут». Теперь поведаю, какое из своих лиц Питер мне показал. Надеюсь, будет не только интересно, но и познавательно.






*   *   *
Санкт-Петербург вообще умеет встречать гостей, этого отточенного годами качества у него не отнять. Но нельзя при этом терять бдительность и всецело покупаться на питерское радушие. Там, где много туристов с разными целями и кошельками разной толщины, всегда найдутся те, кто захочет предложить им поделиться копеечкой. Как законным, так и не очень законным способом. Забегая вперёд, скажу, на одну из брошенных мне уловок я ненамеренно клюнул.









Собрались мы с двоюродной сестрой Еленой, недавно переехавшей в Северную столицу из Сибири, погулять по центру. Надо сказать, что бродить по узким историческим улочкам, по набережным рек и каналов - и для питерцев приятное занятие, а уж для приезжих и подавно. Этому можно посвятить сколь угодно времени, если бы не мороз, который хоть и не велик, долго ходить пешком всё же не велит. Чтобы совсем не замёрзнуть, решили отправиться на обзорную экскурсию и осмотреть главные достопримечательности из окна тёплого автобуса. Да и, предложение оказалось заманчивым - по билетам для школьников за 300 рублей с человека. Для взрослых цена составляет 500, а желающих, как пояснила нам женщина, продававшая билеты, в это холодное время мало. Вот и заманивают людей скидками. От Перинной линии Гостиного двора экскурсионные автобусы отправляются и в Петергоф, и в музей-заповедник «Павловск», и ещё много куда. Просто мы попали на обзорную, вот и поехали.









«Взгляните направо, - напутствовал десятка полтора пассажиров гид Михаил, - это - императорский Зимний Дворец, главный корпус Государственного Эрмитажа. Когда современники видели Зимний дворец, они восхищались его размерами и его росписью, а один французский дипломат, как гласит предание, даже произнёс такие слова: «Этой драгоценности не хватает одного: шкатулки, чтобы сохранить её от непогоды». Ещё не было часа пик и вечерних пробок, поэтому автобус уверенно катил по Дворцовой набережной. В этом году исполняется 250 лет с момента основания Екатериной Второй Эрмитажа, к этой дате, продолжил Михаил, ожидается показ по телевидению передач, посвящённых музейной коллекции. Что ж, посмотрим. Но до того, как участникам экскурсии открылся вид Зимнего дворца, они побывали на Исаакиевской площади. Вашего покорного слугу там ожидало первое приключение.






*   *   *
С Невского автобус не спеша свернул на Малую Морскую и по ней выехал на площадь. Сначала подробный рассказ про Исаакиевский собор, памятник Николаю I, гостиницу «Астория», после чего пассажирам разрешили выйти на пять минут чтобы сфотографироваться.
«Не желаете снимочек с царём на ваш фотоаппарат?» - не дав даже времени для ответа, меня уверенно взяла под руку дама, похожая на молодую императрицу Екатерину. Точнее, старающаяся походить. В это время мужчина в камзоле и с «петровскими» усиками, не теряя ни минуты, принялся ухаживать за Леной: то обнимет, то на колено перед ней упадёт. Третий в их в компании - парень без грима и антуража - фотографировал. «Кадр стоит двести рублей», - шепнула мне на ухо «Екатерина» и быстрым движением рук поставила меня в стойку вальса.






Разводка? Самая настоящая. Но - красивая, злости, во всяком случае, у меня на ребят нет, как нет досады за потраченные деньги. А вот приятных эмоций, наоборот, прибавилось. Главное - знают, к кому подходить: к парам. Понимают, что в присутствии женщины мужик вряд ли станет проявлять строптивость. Нафотографировались мы на тысячу рублей - пять снимков. Тысячи, конечно, многовато будет при любом раскладе, наверняка и сами ряженые это понимают. Но пятьсот, вежливо объяснив, что больше налички в кошельке у меня нет, отдал без сожаления, будучи при этом в здравом рассудке. Скажете, зря, послать нужно было этих царственных особ по адресу? Может быть, но у меня, повторюсь никакой обиды, даже, в какой-то степени, восхищение работой ребят. Почему - сам не пойму. Может, потому, что и Пётр, и Екатерина - символы всё-таки просвещения России, её экономического и духовного подъёма. И фото с ними, пусть и не совсем настоящими, - не самая плохая память о поездке. Мне так кажется.









«Справа мы видим ансамбль портовых сооружений 19-го столетия. Особенно обращает на себя внимание здание с величественной колоннадой по периметру. Это - Биржа, место, где купцы совершали сделки. Здесь покупали и продавали различные товары и торговали ценными бумагами». Наш автобус пересёк Неву по Троицкому мосту, проехал мимо домика Петра на Петровской набережной, крейсера «Аврора», Петропавловской крепости, Военно-исторического музея. Михаил подробно рассказывал о том, почему Васильевский остров назван именно так, что первые автомобили Рено в конце XIX века выпускались не где-нибудь, а именно в Петербурге. Иногда, правда, освежая в памяти события былых эпох, вспоминаешь строчки из стихотворения поэта и переводчика Николая Глазкова: «Чем столетье интересней для историка, тем для современника печальней».









Окончание следует

Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up