Окончание. Начало
здесь,
здесь,
здесь и
здесьЧасть 5. Бологое: сядем возле паровоза, папироску засмолим
Как долго будет курсировать от Северной столицы до Бологого скоростной электропоезд «Ласточка»? Есть ли шансы у «кукушки» «Окуловка - Неболчи» остаться на маршруте? Окончилось небольшое путешествие, но, вместе с впечатлениями, после него остались и вопросы.
Заграница нам поможет?
«Ласточка» или ЭС1. Скоростной электропоезд, созданный немецкой компанией Siemens под маркой Desiro. Составность - пять вагонов, конструкционная скорость - 160 километров в час, количество пассажирских мест - 442 (включая 12 мест для инвалидов-колясочников), может эксплуатироваться от контактной сети как постоянного, так и переменного токов. Закуплен ОАО «РЖД» для Сочинских Олимпийских игр, также курсирует как аэроэкспресс в Казани и на маршруте «Москва - Нижний Новгород». Помимо России, поезда Desiro эксплуатируются в 16 странах, включая США, Великобританию, Австрию, Швейцарию. В конце 2013 года производство ЭС1 началось на Уральском заводе железнодорожного машиностроения (ООО «Уральские локомотивы») в городе-спутнике Екатеринбурга Верхняя Пышма. Поезд оборудован системой видеонаблюдения, электронным табло.
Siemens Desiro в Австрии (Фото
отсюда)
По-моему, для недлинных маршрутов «Ласточка» подходит идеально. Удобные кресла, простор между ними, широкий проход, свободный, без тяжёлой, как в обычных вагонах, двери выход в тамбур. Межвагонное пространство светлое, проходя, не рискуешь споткнуться о переходную площадку или за что-нибудь зацепиться, а пол его практически на одном уровне с полом салона. Ещё одно достоинство - плавный старт. Глядя в окно в момент трогания с места, возникает детское ощущение, будто поезд стоит на месте, а то, что снаружи - столбы, вокзалы - наоборот, движутся тебе навстречу. Несмотря на то, что по конструкции Desiro ЭС1 - электропоезд, ходит он не как пригородный, а как скорый, соответственно, билеты на него продаются в кассах для поездов дальнего следования. Цена поездки от Питера до Бологого - 425 рублей, не дороже и не дешевле «сидячки» на другие поезда. В пути «Ласточка» делает остановки на станциях Обухово, Колпино, Тосно, Любань, Чудово, Малая Вишера, Окуловка и Угловка.
Из недостатков могу отметить только то, что посадка и высадка производится не из всех вагонов, а только из трёх, что не очень удобно, особенно если много с собой вещей. Курящая часть населения может посетовать на отсутствие в ЭС1 специального места для принятия никотиновой инъекции. Но три часа нетрудно и потерпеть, к тому же, можно подымить во время шестнадцатиминутной стоянки в Чудове.
В салоне "Ласточки"
Интересно, как долго продержится этот поезд на маршруте. И Бологовский, и Новгородский его «хвосты» при мне были заполнены едва ли на треть. Не постигнет ли «Ласточку» участь пригородных электричек и «кукушек»? А вообще, стоило ли покупать состав в Германии? Неужто в Торжке или Демихове, где выпускают электропоезда для Российских железных дорог, не справились бы с выпуском такой вот птички? Почему, в конце концов, ОАО «РЖД» не разместило заказ на Тверском вагоностроительном заводе, вынужденном отправлять своих сотрудников в административные отпуска?
Демиховский аэроэкспресс ЭД4М. Разве "Ласточка" хуже бы получилась? (Фото
отсюда)
Аналогия дыма
«Это где-то между Ленинградом и Москвой». Воспетое когда-то группой «Весёлые Ребята» Бологое на романтический лад не особенно настраивает. Особенно в вокзальной своей ипостаси. Само здание, вроде, смотрится неплохо, но вот внутри... Помню, году в 1986 или 1987 на стенах зала ожидания появились большие картинки с изображением железнодорожной техники - паровозов, современных локомотивов, вагонов, даже паровоз братьев Черепановых был. Долго они служили украшением Бологовского вокзала и его визитной карточкой. Когда исчезли, а, главное, зачем? Кому помешали, разве монотонные жёлто-серые стены смотрятся лучше? Вот так один из когда-то лучших на Октябрьской дороге вокзалов лишился своей изюминки, а зал ожидания превратился в обычную типовую клетушку и такими же типовыми штампованными сиденьями.
Кто сказал, что техника не имеет души? Мой фотоаппарат, например, категорически отказался фотографировать интерьер «обновлённого» зала, сославшись на разрядившийся аккумулятор. А минут через сорок, когда объявили о подаче электрички на Тверь к платформе и я вышел из помещения, мне вполне нормально удалось сделать несколько снимков. Если это всего лишь совпадение, то довольно занятное. Хотя, случайность, как гласит древняя восточная мудрость, это непознанная закономерность. Чуть не забыл ещё одну деталь. Курить, согласно вступившему недавно в действие закону, на вокзалах можно только в специально определённых местах. В Бологом (нет единого мнения, склоняется название этого города или нет; мне больше нравится первый вариант, поэтому извините, уважаемые оппоненты, но я буду писать так, как
рекомендуют филологи, то есть, склонять), этим местом является… Правильно, памятник-паровоз, ведь именно с ним чаще всего сравнивают курильщика. Чтобы тот, кто окажется здесь, знал и не попал в не очень приятную историю.
Паровоз Эу-706-10. Теперь не только памятник, но и место для курения
Три часа последнего отрезка пути пролетели как-то незаметно, за окном показались родные Тверские пейзажи. Вот моя станция Дорошиха, ещё полчаса, и я дома.
Вместо эпилога
Теперь вернёмся к тому, ради чего изначально задумывался этот цикл заметок: нужны ли пригородные железнодорожные перевозки на участке «Окуловка - Неболчи» и других малодеятельных линиях? Однозначно нужны. Как минимум, в ближайшие два года, пока у людей не появится альтернативного вида общественного транспорта. Почему два? По вполне объективным причинам, о которых ниже.
Во-первых, нужны дороги. Нормальные, по которым автобус будет ходить, не рискуя увязнуть в распутице или съехать в кювет, а после каждого рейса его не придётся загонять на ремонтную яму. На их постройку нужны деньги, а в местных бюджетах они вряд ли есть. Значит, необходимо будет привлекать средства из регионального или федерального бюджетов, а для этого участвовать в соответствующих программах. Как сообщает
ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в региональном департаменте транспорта и связи, власти Новгородской области на ремонт дорог, необходимых для открытия новых автобусных маршрутов, обещают выделить из бюджета 150 миллионов рублей. Много это или мало, ответить трудно. Сколько километров дорог необходимо привести в порядок, не сообщается, но явно не одна сотня. Равно как не сказано, в каком состоянии дороги находятся сейчас. В любом случае, дорожные работы начнутся не завтра и не послезавтра, а лишь с потеплением и окончательным сходом весенних паводковых вод. То есть, не раньше мая.
Второй вопрос - это сами автобусы. Нужно закупить подвижной состав, набрать необходимый штат водителей, кондукторов, ремонтников. Это если власти захотят использовать муниципальные транспортные предприятия. В случае привлечения к данной работе частников - провести конкурсные процедуры. Даже если умудриться и сделать это в максимально сжатые сроки, вопрос всё равно сию секунду не решится: ни один нормальный предприниматель не погонит собственную технику по бездорожью.
Основных причин, как мы видим, две. Извечных: деньги и время. Добавим сюда ещё одну - недостаток квалифицированных рабочих кадров, который сегодня испытывают абсолютно все периферийные регионы абсолютно во всех сферах деятельности, за исключением, разве что, торговли. Вот и получается, как ни крути, а года на всё про всё мало, нужно, как минимум, два. Но мы в очередной раз будем оптимистами и представим, что вырученные от Сочинской олимпиады деньги правительство страны вложит в дороги Новгородской области, оно же направит туда специалистов вместе с техникой, а также людей, готовых за скромную зарплату водить и обслуживать пассажирские автобусы. И в то, что весна в этом году придёт рано, а лето и осень будут сухими и тёплыми. Но на данный момент у людей, оставшихся без железнодорожного сообщения, другой возможностей поехать за продуктами или в больницу нет в любом случае.
По слухам, поезд «Окуловка - Неболчи - Окуловка» может в ближайшее время снова начать ходить по тому же расписанию. Но уже как рабочий, то есть, он продолжит собирать пассажиров на промежуточных станциях и остановочных пунктах, но сведений о нём в открытом доступе не будет. А может и не начать. Хорошо, если начнёт, и поменяется только его ведомственное подчинение, а функции останутся прежними. Надежда - это то немногое, что сегодня осталось у жителей Новгородской глубинки.
Читайте также:
Часть 1. Тверь: билет на проводы и встречу Часть 2. Окуловка: «военный пенсионер» с «кукушкой» Часть 3. Любытино - Неболчи: улыбайтесь, вас снимают на камеру Часть 4. Санкт-Петербург: «Ласточкино» гнездо Часть 5. Бологое: сядем возле паровоза, папироску засмолим