«Парижская» встреча главных героев и шутовской эпилог среди «московских» декораций, напомнивших The Scarlet Empress фон Штернберга, - забавное студийное обрамление для фильма, снятого в реальных локациях. «Топкапы» при пересмотре в 2021 году стал моей первой экскурсией по дворцу османских правителей. Было любопытно повторить ее в 2023 в реальности (и пересмотреть картину еще раз).
Можно только фантазировать, как воспринимался бы фильм с другой актрисой в главной роли. Полагаю, его статус был бы намного выше, а поклонников больше. Абстрагироваться от Мелины Меркури сложно, ибо она и присутствует почти в каждом кадре, и постоянно звучит, и то, и другое ужасно. Видимо, Питер Устинов думал так же, когда сказал о фильме: "I did the film Topkapi in Turkey and Greece, with a little of it in France. It was directed by Jules Dassin, a fine meticulous director with a great sense of humor, who dedicated his career to his wife, Melina Mercouri. It is no reflection on her to suggest that perhaps he could have had a rather more remarkable career if he had not dedicated himself so devotedly to her service".
Но в остальном Topkapi по-прежнему очень неплох, неудивительно, что им вдохновлялись многие режиссеры. Самое приятное при пересмотре - ощущение уважения к зрителю. Кинематографисты классического периода снимали так, что их картины можно рассматривать по кадрам - они способны выдержать такие проверки. Когда главная героиня идет в сокровищницу, это действительно сокровищница, где хранится кинжал Топкапы (конечно, интерьеры снимались в студии, но вся внешняя часть соответствует реальности), когда актеры перемещаются по крыше, мы видим строения и дворы Топкапы, а не фантазии на тему, и rear-проекции поразительно убедительны. Единственное явное отклонение от реальности - спуститься к морю на веревке, находясь внутри дворца, конечно, нельзя, элемент студийной фантазии. Не исключено, съемки на крышах Топкапы с дублерами на самом деле производились, уж слишком убедительно все получилось.
Первое появление главной героини - юго-восточный угол третьего двора Топкапы. Слева - колонны Зала для аудиенций (Arz Odası), где султан встречался с великим визирем, членами совета и иностранными сановниками.
Третий двор Топкапы. Слева Зал для аудиенций, справа библиотека султана Ахмеда III. Я стою у той же колонны, слева рядом с ней то же дерево.
Элизабет Липп мечтает о кинжале Топкапы, украшенном огромными изумрудами. Кинжал был одним из ценных подарков, отправленных султаном Махмудом I в 1747 году в Иран для Надир-шаха. Однако шах погиб до встречи с османскими посланниками и подарки вернулись в сокровищницу Топкапы. Кинжал в настоящее время находится в отдельной витрине.
Артур Симпсон (Питер Устинов) прибывает в Стамбул. В фильме фигурирует 4-ый Галатский мост, построенный в 1912 году и прослуживший до 1992 года. На моей фотографии - 5-ый Галатский мост, появившийся в 1992-1994 годах.
Два минарета вдали слева от моста принадлежат Новой мечети (Новой мечети Валиде-султан), возведенной в XVI-XVII веках. Башня справа - это башня Беязыт, построенная в 1828 году в качестве пожарной смотровой вышки.
По пути в отель Артур хаотично "проезжает" достопримечательности Стамбула, расположенные в разных местах города. Это мечеть Михримах-султан в Эдирнекапы, построенная в 1562-1565 годах, вторая мечеть Мимара Синана, названная в честь дочери Сулеймана Великолепного.
В кадре построенный в начале XX века вокзал Хайдарпаша, исторически - начальный пункт железной дороги Стамбул-Багдад. Вид из Ускюдара.
Артур приезжает в отель Хилтон. Hilton Istanbul Bosphorus открылся в 1955 году и стал первым отелем сети за пределами США.
60 лет спустя после съемок фильма отель выглядит почти так же.
Робет Морли в роли владельца доставленного Артуром автомобиля.
Дом, который арендуют заговорщики - особняк Мабейинджи Фаик Бея, камергера последнего султана Османской империи Абдул-Хамида II, в Бейлербейи, на азиатском берегу Босфора. Реставрация особняка была достаточно вольной, надо сказать.
Рекогносцировка на местности. Вальтер читает вслух путеводитель, галерея рядом с сокровищницей внутреннего двора. Третий двор Топкапы.
Турецкая спецслужба ведет наблюдение - третий двор Топкапы, на заднем плане библиотека султана Ахмеда III, возведенная в стиле Lale в 1718 году.
Библиотека султана Ахмеда III.
Элизабет и Седрик Пейдж выходят из Павильона Фатиха, где находится сокровищница внутреннего двора и действительно хранится кинжал Топкапы. Это одно из старейших зданий дворца, построенное в 60-х годах XV века.
Операция началась - персонажи проезжают по улице Соук Чешме, старые дома вдоль стены Топкапы заменены аккуратными мини-отелями в ретро-стиле. Узнаваема лишь стена слева.
Машина проезжает мимо главных ворот Топкапы (Bab-ı Hümayun), появившихся здесь еще во времена покорителя Константинополя, султана Мехмеда II. Справа в кадре виден фонтан Ахмеда III (1728 г.).
Звучит сигнал, извещающий об окончании рабочего дня музея. В кадре Ворота Приветствия (Bab-üs Selâm) со стороны второго двора.
Посетители идут к выходу мимо здания Высшего совета (Divân-ı Hümâyûn). Современный облик оно приобрело в XVI веке в период правления Сулеймана I.
Посетители в галерее рядом с Павильоном Фатиха.
Ворота Приветствия (Babü's-selâm) сейчас будут закрыты.
Троица похитителей выбирается из своего укрытия в северо-западном углу третьего двора.
И забегает в помещение, где сейчас находится сувенирный магазин.
4-ый двор Топкапы, галерея у Палаты Священных реликвий.
Герои вбегают в павильон Ереван, построенный в 1635-1636 годах по случаю взятия Еревана (Эривань, по-турецки Реван) султаном Мурадом IV.
Троица пробирается по крышам Гарема. В кадре двор Валиде-султан.
Крыша Палаты Священных реликвий, северо-западный угол третьего двора.
Стражник замечает, что крышка люка осталась приоткрытой. Он действительно находится рядом с Палатой Священных реликвий и смотрит туда, где люк.
Вся зона парка Гюльханэ между маяком и дворцом, где в фильме находилась ярмарка Джозефа, в настоящее время недоступна. На скриншоте слева на заднем плане видны минареты и купол Айя-София, на скриншоте справа - кухни второго двора Топкапы.
Маяк Ахыркапы. Моя фотография (справа) сделана с террасы Павильона Фатиха.
Маяк Ahırkapı Feneri, современный вариант построен в 1857 году.