Венецианский проект №3: Summertime (1955) Дэвида Лина
Jul 02, 2017 16:36
Любимые фильмы режиссеров (я имею в виду, фильмы, снятые самими постановщиками, которые они выделяют среди прочих своих картин) часто вызывают недоумение. Но в случае Лина его выбор Summertime - скромного, сдержанного фильма, позволившего вырваться из студийных стен и работать на натуре, - понятен. Режиссер говорил: I've put more of myself in that film than in any other I've ever made.
Известно, что Лин сам участвовал в выборе locations и полюбил Венецию, возвращаясь в дальнейшем в этот город каждый год. Вслед за снятыми в 1953 году «Римскими каникулами» Summertime стал вторым всемирно известным и популярным фильмом, привлекшим в Италию большое количество туристов. Говорят, когда Лин впоследствии появлялся на пьяцце Сан-Марко, музыканты исполняли в его честь тему из фильма - венецианцы, сначала требовавшие всяческих компенсаций местным торговцам и угрожавшие забастовкой гондольеров (щедрый вклад UA в реставрацию Сан-Марко урегулировал эту проблему), были ему долгие годы признательны за рост туристического потока.
Лина абсолютно не интересовала географическая достоверность перемещений героев, он явно ставил перед собой совсем другую цель - показать как можно больше интересных и эффектных мест, и его Венеция вполне традиционна - с обязательной пьяццей Сан-Марко и мостом Риальто. Собственно, Корда перед ним и поставил такую задачу, согласно Браунлоу, он сказал: For God's sake, don't be shy of showing these famous places.
Когда Джейн плывет на вапоретто, нам показывают в режиме "реального" времени виды за бортом, позволяющие вычислить траекторию перемещения катера: отплывая по Гранд-каналу против часовой стрелки, он входит в Rio Novo, потом поворачивает в Rio dei Tolentini и через Rio de Ca' Foscari снова оказывается в Гранд-канале. В настоящее время ни один из маршрутов вапоретто не следует таким путем, сложно сказать, вымысел ли это или в 50-ые годы так действительно было - подобная траектория сокращает путь к остановке "Академия". Но затем Лину захотелось показать мост Риальто и катер сначала перемещается в противоположном от цели направлении.
Все виды, которые Джейн снимает в процессе путешествия, никак не соотносятся с реальностью, эти здания расположены в разных местах Гранд-канала, например, сразу после отплытия от вокзала она "видит" Санта-Мария-делла-Салюте.
Джейн "видит" палаццо Да Мула Морозини.
Джейн и ее новые знакомые оказываются перед мостом Риальто.
А теперь на самом деле остановка "Академия", где должен находиться, по логике фильме, пансион Фиорини. Дорсодуро.
Носильщик ведет Джейн через кампо Санто-Стефано. Это площадь расположена на другой стороне Гранд-канала, в Сан-Марко. Сзади слева памятник итальянскому писателю и участнику Рисорджименто Никколо Томазео. На заднем плане готическая церковь XVI века Санто-Стефано. Рядом с персонажами один из типичных венецианских колодцев, сохранившихся на большинстве кампо.
Перемещавшиеся по направлению к Гранд-каналу герои оказываются в другой части Венеции, на границе Сан-Марко и Кастелло, на понте-деи-Бареттери. Мне пришлось вернуться на этот мост рано утром, чтобы его сфотографировать в нужном ракурсе: днем он оккупирован гондольерами, зазывающими клиентов.
На крыше многих венецианских домов и сейчас есть увитые цветами террасы - альтаны. Но они, как правило, небольшого размера, и я не думаю, что на них было бы удобно снимать. Терраса пансиона - выстроенная на уровне примерно одного-полутора этажей (судя по окнам соседних зданий) декорация, находившаяся на кампо Сан-Вио. На этот раз Дорсодуро, действительно недалеко от остановки вапоретто "Академия". Интересно, что слева за спиной Джейн видна фальшивая стена, видимо, к террасе прилагался и фальшивый выход из "пансиона".
Вид в другую сторону, на Гранд-Канал.
Джейн отправляется на прогулку, но в другом направлении от моста Академии, куда ей было бы нужно идти, чтобы попасть на пьяццу Сан-Марко. В кадре понте Сан-Кристофоро, Дорсодуро.
Джейн снова идет от пьяццы Сан-Марко, в этот раз уже в сестьере Сан-Марко, в кадре церковь Сан-Моизе, перестроенная в XVII веке в стиле барокко. Перегруженность статуями заказчиков и прочими декоративными элементами заслужила церкви дурную репутацию у поклонников архитектуры. Ценитель венецианской готики Рёскин и вовсе считал ее a manifestation of insolent atheism.
Джейн впервые видит пьяццу Сан-Марко, собор Сан-Марко и его кампанилу. Площадь неоднократно появляется в фильме в разнообразных ракурсах и в различное время суток.
Вид на собор Сан-Марко и пьяццетту Сан-Марко с Часовой башни.
Джейн угощала мальчика мороженым на кампо Санто-Стефано и прощается с ним, уходя в сторону церкви Сан-Видаль и моста Академии.
Джейн хочет снова найти антикварную лавку, где она оказалась во время самостоятельной прогулки. Пишина Сант-Аньезе, Дорсодуро.
Антикварная лавка синьора Росси на кампо Сан-Барнаба.
Джейн снимает магазин на кинокамеру и случайно падает в канал. Лин настоял, чтобы этот эпизод был снят без дублера, и Хепберн пришлось потом долго лечить инфекционный конъюнктивит. Я встречала, правда, утверждения, что она сама плавала на закате в каналах, но поверить в это сложно.
Джейн убегает, опасаясь, что ее увидит в таком виде Ренато. На заднем плане церковь Сан-Барнаба (современное здание построено в XVIII веке, в настоящее время это выставочный зал), фигурировавшая также в фильме Спилберга "Индиана Джонс и последний Крестовый поход".
Ренато показывает Джейн свой дом. Место было выбрано, бесспорно, ради моста Кьодо - последнего венецианского моста без перил. Каннареджо.
Первый поцелуй. Этот сотопортего находится рядом с понте-деи-Бареттери, но в настоящее время наполовину застроен, сохранился только рудимент. Сан-Марко.
Джейн принимает приглашение Ренато. Каннареджо.
Главный герой провожает Джейн в пансион, пьяцца Сан-Марко не по пути в любом случае, но как не показать пьяццетту-деи-Леончини на рассвете!
Ренато провожает Джейн - трагетто Санта-Мария-дель-Джильо в Сан-Марко.
Финальное объяснение - кампо делл'Аббация в Каннареджо, одна из самых атмосферных старинных площадей Венеции, куда редко заходят туристы. Именно здесь главный герой Anima Persa пытался найти Газовое управление. На заднем плане церковь Санта-Мария-делл'Аббация-делла-Мизерикордиа.