Тушино моего детства

Jan 07, 2021 23:27

Идея написать небольшой рассказ о своем детстве в замечательном московском районе Северное Тушино то появлялась, то исчезала в моей голове, и так уж вышло, что окончательно воплотить её в жизнь получилось только сейчас. Изначально я писал этот текст для одного известного проекта о Москве, но в итоге он им не подошел, а потому пусть будет здесь :)

1.




Планерная, дом 7, корпус 3 и Героев Панфиловцев, дом 22, корпус 2, - эти адреса, естественно, с номерами квартир и телефонов, я наизусть знал с раннего детства. Этот славный период жизни пришелся у меня на рубеж восьмидесятых и девяностых, когда в школу я ещё не ходил, но и в детский сад идти необходимости не было: всё детство я провел у своих бабушек, которые и жили по тем самым адресам. Мои родители работали пять дней в неделю, и на выходные забирали меня домой, ну а всё остальное время я проводил то у одной бабушки, то у другой. Эта кочевая жизнь продлилась до моего первого учебного года в 1991-м.

2.



Первыми в Тушине обосновались мои прабабушка и прадедушка, было это ещё в шестидесятых, когда им дали квартиру в доме на улице Долгова, в двух шагах от несуществующего ныне кинотеатра “Метеор”. Я был там всего раз, в совсем юном возрасте, поэтому запомнил только красивый вид из окна на шлюз на канале им. Москвы. С тех пор собираюсь прогуляться по тем местам с камерой, да всё не получается. В начале 1970-х в дом на Планерной въехали мои мама и бабушка, - их переселили из деревянного дома на Пресне, а ещё через десять лет, папины родители переехали из нашей коммунальной квартиры на Чистых прудах в только что построенную двенадцатиэтажку на Героев Панфиловцев. А в самом конце восьмидесятых по соседству, на улицу Вилиса Лациса, переехал мой дядя с семьей, и получилось, что все кроме нас оказались в одном районе: только мы с родителями жили далеко, переехав в 1989 году из центра в далекий Теплый Стан.

3.



Моё Тушино - это территория от усадьбы Братцево и Сходненского ковша до парка “Северное Тушино” и станции метро “Сходненская”. В то время мы редко ездили далеко, разве что родители иногда возили меня по выходным в зоопарк, Парк Горького, на ВДНХ или в Политехнический музей, а остальное время проходило внутри этого огромного прямоугольника, где мне никогда не было скучно. Зимой мы особенно часто ходили кататься на горках в Алешкинский лес, а весной и летом гуляли на детской площадке, расположенной сразу за домом 7 корпус 1 на Планерной улице. Тогда эта площадка казалась мне просто огромной, целым миром, где можно было хорошенько разбежаться от одного её края до другого, а недавно я проходил мимо и удивился, насколько она на самом деле маленькая. На этой же площадке нередко видел старших ребят, они сидели либо с магнитофоном, либо с гитарой (за что их частенько гоняли оттуда бдительные соседские бабушки). Отчетливо помню, что они постоянно слушали и пытались сами играть исключительно песни группы “Кино”; о том, что это именно Цой, я знал уже тогда, так как его в то время каждый день показывали по телевизору.

4.



С соседней детской площадкой, расположенной прямо напротив нашего подъезда, у меня связано первое детское воспоминание: мы с бабушкой гуляем и встречаем родителей, которые только вернулись из отпуска в Баку. Интересно, что только потом я узнал, что это было лето 1986 года, а значит, мне тогда исполнился только год с половиной! Не думал, что в таком юном возрасте уже можно что-то помнить.

Другим важным местом для меня был парк “Северное Тушино”, до которого надо было долго (как мне тогда казалось) идти пешком или ехать на трамвае. Самое главное - в этом парке были аттракционы, любимейшим из которых была настоящая детская железная дорога! Конечно же, все желающие прокатиться хотели занять место в кабине паровоза, поэтому туда нередко образовывалась очередь. Мне тоже повезло там пару раз проехать. Ещё мне очень нравилось доходить до воды и смотреть на противоположный берег с необычными кранами и красивым зданием, своим шпилем напоминающем шпили высоток. О том, что это здание Северного речного вокзала, я знал уже тогда, и очень хотел когда-нибудь там побывать. Интересно, что добраться на противоположный берег у меня получилось только осенью 2020 года, зато к впечатлениями от отреставрированного здания добавились впечатления от потрясающего заката над любимым районом.

5.



Каждый год я с нетерпением ждал не только Нового года или дня рождения, но и середины августа - Дня Воздушного Флота. В то время ещё не было авиасалона в Жуковском, и ежегодный авиапарад проходил именно там, на несуществующем ныне поле Тушинского аэродрома. Каждый наш поход на аэродром был для меня сродни празднику, ведь это означало не только увидеть самолеты, от легких спортивных до боевых, но и самому полетать! В это сейчас трудно поверить, но тогда, после завершения основной части праздника, за весьма небольшую плату можно было прокатиться на самолетах и вертолетах. В разные годы мне повезло полетать и на “кукурузнике” Ан-2, и на Ми-2, а однажды - на спортивном самолете Як-18, с красивым заходом на посадку через Строгино. Для меня, восьмилетнего парня, это было настоящим счастьем, просто дух захватывало, - взлетаешь, а высота не такая, как у реактивного пассажирского самолета, а маленькая, и можно всё рассмотреть, даже наш дом на Героев Панфиловцев как-то успел из окна заметить. Помню ещё, как на аэродроме круглый год тренировались парашютисты, и их прыжки было видно даже от Планерной, с нашего балкона. Сейчас в Москве такого нигде не увидишь.

6.



Несколько раз у родителей не было возможности привести меня на парад, но и тогда я не унывал: в это время я был на даче, находившейся недалеко от Нахабина, и все самолеты, летевшие на парад, проходили через нас. В этот день согнать меня с крыши с утра и часов до трех дня нельзя было даже силой! Удивительно, что, в отличие от авиапарадов тридцатых-пятидесятых, от тех праздников на тушинском аэродроме 90-х почти не осталось документальных материалов, разве несколько выложенных на Ютуб любительских съемок, да примерно столько же фото на pastvu.

image Click to view



Воспоминаний от Тушина того времени у меня действительно много, но если задуматься, какие из них самые яркие, то всплывают сразу два. Первое - это продуктовые магазины. Те, кто родился в девяностых и позже, наверное, удивятся, ведь все мы сейчас уже успели привыкнуть к супермаркетам у дома и сервисам доставки, но я всё же успел немного застать тот удивительный период конца восьмидесятых, потому и сохранилось столько впечатлений, когда процесс похода по магазинам превращался в приключение.

На Планерной магазинов было два, мы называли их “дом семь” (это гастроном в доме 7 корпус 1) и “дом двенадцать” - продуктовый на другой стороне улицы, в доме 12 корпус 1. Они были почти что одинаковыми, разве что в “доме 12” была лучше булочная. Были еще магазины на Героев Панфиловцев, но туда мы ходили реже, хоть иногда и приходилось. Например, приходишь в “дом 7”, за хлебом и маслом, и тут выясняется, что хлеб есть, а вот масла нет, и тут же кто-то в очереди говорит, что масло час назад покупал в магазине на Героев Панфиловцев, а туда надо либо идти пешком минут двадцать, либо ехать на автобусе. Вот так люди и ездили, и мы тоже. Запомнилась еще однажды увиденная витрина продуктового где-то в районе “Сходненской”: там просто выставили в витрины трехлитровые банки с березовым соком, красиво так, в шахматном порядке.

Ну и, конечно, очереди. Они тогда были везде. Как-то раз мы с бабушкой стояли за яйцами в молочном магазине на первом этаже дома 16 корпус 1 на Героев Панфиловцев. Точнее, стояли мы не в самом магазине, а около него, так как импровизированный прилавок выставили прямо на улице. Яйца периодически кончались, и их откуда-то подвозили. Очередь была настолько длинной, что стоять пришлось часа три, хорошо ещё, что было лето. сейчас в помещении этого молочного зоомагазин и банк, а раньше он выглядел так (крайний магазин слева):

7.


Другая запомнившаяся мне очередь была у вино-водочного отдела в упомянутом выше магазине в “доме семь”: в этот отдел весьма предусмотрительно кто-то придумал сделать отдельную дверь, и каждое утро рядом собирались десятки страждущих. Помню, в этой очереди было немало наших соседей по дому. Когда отдел открывался, все желающие пытались попасть внутрь одновременно, и снаружи образовалась настоящая свалка, больше такого нигде не видел.

Пожалуй, единственным магазином, где очередей вообще не было, был мой любимый детский магазин на пересечении Сходненской и Нелидовской улиц. Сколько же у меня было оттуда игрушек! В основном, это были разнообразные машинки, модели самолетов и конструкторы. Запомнился ещё двухэтажный универсам на бульваре Яна Райниса. Мы ходили туда редко, но мне там очень нравилось, ибо на втором этаже было пространство с советскими игровыми автоматами, “Морским боем” и прочими.

Второе яркое воспоминание о Тушине моего детства - общественный транспорт. Интерес к нему возник, когда однажды мы шли по улице Вилиса Лациса; там было место, откуда была видна территория метродепо “Планерное”, и мне удалось увидеть, как поезд выезжает из депо, сколько же впечатлений было! Лет через двадцать один знакомый показал мне место, откуда та территория видна как на ладони, и нам повезло поймать момент, когда составы начали заходить в депо, сразу вспомнились те детские впечатления.

8.



Автобусы в то время были двух типов: венгерские Ikarus-280, те самые, с гармошкой и особенно мной любимые “ЛиАЗы-677”, знаменитые “луноходы” или “сычи”, с удобной задней площадкой, на которой всегда подбрасывало при езде, и знаменитым гулом двигателя, похожим на звук бутылок. Ездили мы на них довольно часто, помню все те маршруты, которые работают и сегодня: 88, 173, 96…Наверное, не было в то время мальчишек, которым не нравилось ездить на длинном сиденье, расположенном сразу за кабиной водителя, и я тут не был исключением. “Луноходы” исчезли с московских маршрутов в начале нулевых, и очень жаль, что сейчас на весь город их осталось только несколько, и все они в музеях.

9.



Но всё же главной транспортной артерией района был и остается трамвай 6. На “шестерке” мы ездили довольно часто, но недалеко, остановки на три-четыре от нашего дома, до метро, например, но иногда получалось уехать и дальше: до разворотного кольца в Братцеве или совсем уж далеко - до Восточного моста. Помню, как мне тогда хотелось узнать, где находится конечная, которая называлась для меня совсем необычно - Сокол, было тогда для меня в этом названии что-то магическое. В то время на маршруте работали окрашенные в красный цвет “Татры”, но среди них был и “детский” трамвай “Чебурашка”, разрисованный героями одноименного мультфильма.

10.



Запомнились мне и всем известные московские события августа 1991 года. Конечно, тогда я не понимал практически ничего, да и происходило всё далеко от нас, но я чувствовал, что творится что-то очень важное, смотрел новости по телевизору, а потом спрашивал у бабушки, что такое “гэкачепэ” и “комендантский час”, а она пыталась мне объяснить. Самым ярким воспоминанием тех дней была площадь у северного вестибюля станции метро “Планерная”, где сейчас стоит огромный торговый центр, а тогда была конечная автобусная остановка. Там же в ожидании пассажиров до Шереметьева всегда стояли таксисты на желтых “Волгах”, и у них всех были широко распахнуты двери, и в каждой машине на полную громкость работало радио с последними новостями. И почти все люди, спешившие по магазинам или в метро, останавливались и слушали. На меня тогда это произвело сильное впечатление. А меньше чем через две недели я пошел в первый класс и началась уже совсем другая жизнь.

11.


С того времени в район своего детства я приезжал намного реже, но почти всегда был там на каникулах, особенно зимних, когда мы с отцом, дядей и моей двоюродной сестрой ездили кататься с горы в усадьбе “Братцево” или гуляли вдоль Сходненского ковша, со склонов которого иногда взлетали дельтапланеристы. На дно ковша я впервые спустился только несколько лет назад и поразился царящей там тишине - как будто находишься не в центре оживленного спального района Москвы, а посреди леса.

12.



13.



14.



15.



Когда мне было лет 14, со мной произошел один забавный случай, который, правда, кажется мне таковым сейчас, но не тогда. Как-то раз, поднимаясь со станции метро “Сходненская” на поверхность, я натолкнулся на нескольких фанатов ЦСКА, их было несколько и были они старше меня лет на пять. Всё было бы нормально, только в то время я не выходил из дома без гордо повязанного красно-белого спартаковского шарфа, “розы” на сленге футбольных фанатов, потому та встреча ничего хорошего для меня не сулила. Ребята догнали меня уже на трамвайной остановке и потребовали у меня немедленно “снять розу”. И уже в тот момент, когда я подумал, что выход тут один - драка, победить в которой у меня шансов, прямо скажем, маловато, парней как будто ветром сдуло прямо в грязный снег. Поднявшись на ноги, они поспешили удалиться. Поворачиваюсь и вижу перед собой двух ребят лет двадцати в таких же красно-белых шарфах. До сих пор помню голос одного из них: “Парень, в следующий раз будь аккуратнее”. Как мне потом рассказал один знакомый, Тушино тогда было армейско-динамовским районом, а потому ходить там в подобных моему шарфу аксессуарах было небезопасно. Правда, через 15 лет стадион “Спартака” появился именно там - на территории уже несуществующего тушинского аэродрома, так что историческая справедливость всё же восторжествовала.

16.



На майские праздники мы всегда уезжали на дачу, и каждый раз для нас с сестрой это было целым событием. Когда я стал старше, у меня даже был свой ритуал для поездки: тогда я уже жил в Черемушках, и в день отъезда всегда вставал пораньше, собирал рюкзак, и обязательно покупал у метро свежий номер “Советского спорта” или, если мелочи в кармане было немного больше, “Спорт-Экспресса” и, обязательно, бутылку газировки. Пока ехал в метро от “Калужской” до “Планерной” читал газету и слушал музыку, а в наушниках у меня тогда играли Oasis, Blur или “Мумий тролль”. Выйдя из метро, я специально шел пешком до нашего дома на Героев Панфиловцев, так было дольше, зато было время, чтобы без спешки выпить всю газировку...А у дома меня уже все ждали, и мы ехали на машине на дачу. Это было замечательное время.

В Тушино я бываю довольно часто - заезжаю навестить отца. Район, с одной стороны, сильно изменился, а с другой, остался узнаваемым и всё ещё напоминает тот самый, хорошо мне знакомый. И каждый раз, выходя из метро и садясь в трамвай №6, меня охватывает замечательное чувство, - как будто снова еду в детство.

Спасибо за внимание! :)

P.S. Все фото мои, кроме №№1, 7, 11 - взято с pastvu.com и №№2,6 - семейный архив.

18-135, Тушино, старые фото, 650d, Моя Москва, фото

Previous post Next post
Up