Заговоры и многоходовочки

Sep 30, 2015 11:12


Думается, что есть две основные причины, почему люди верят во всякую чушь о хитрых многоходовочках и заговорах.

Прежде всего это та же причина, по которой возникает религиозность: представление человека о себе основывается по большей части на сознательных аспектах поведения, т.е. на проявлениях воли. В некотором смысле это "поиск под фонарем", т.к. отследить и проанализировать свое бессознательное поведение гораздо сложнее, а сознательное поведение оно потому и сознательное, что находится в фокусе внимания. В итоге человек абсолютизирует сознательные, произвольные действия и начинает проецировать такое представление вовне, придумывая событиям причину в виде чужой воли, имеющей мотив и цель: гром гремит потому, что Перун злится и хочет попугать людей; домашний скот заболел потому, что сосед завидует мне и навел порчу. Конечно, сосед мог потравить скот, как и Обама мог, гипотетически, организовать стрельбу на Майдане, но проблема в том, что более вероятные и естественные варианты даже не рассматриваются. В наше время многим образованным людям уже стыдно объяснять события происками бесов, но еще недостаточно стыдно поминать хитрые планы Госдепа по поводу и без.

Второй причиной мне видятся источники жизненного опыта современного человека, в особенности человека образованного и начитанного. Как бы мы на словах не отделяли "реальный жизненный опыт" от вымышленных историй, тысячами потребляемых нами в виде фильмов и книг, мы все равно воспринимаем из этих историй сюжеты, характеры, поведенческие паттерны и в той или иной форме привносим их в нашу жизнь. Вспомним, к примеру, иррациональное желание многих молодых девушек встретить принца (богатого, красивого, благородного и т.п., и т.д.), - мало кто будет спорить, что это желание вырастает не из реальной жизни или, скажем, наставлений матери, а именно из сотен однотипных детских и не очень сказок. Чтобы понять сам механизм, достаточно понаблюдать за детьми: они моментально запоминают фразы, копируют интонации, пытаются вести себя как персонажи из любимых телешоу.

В итоге человек наполовину живет в выдуманном мире, где есть свои законы, отличающиеся от законов мира реального. Что становится основой 95% популярных историй? Конфликт, причем конфликт не с природными явлениями, конечно, а с антиподами - конкретными людьми с внятной мотивацией. Даже если общей темой является конфликт с обществом, в книге (фильме) он все равно раскрывается через противостояние с конкретными персонажами. И люди просто привыкли, что в любой ситуации есть конфликт, осознаваемый обеими сторонами, каждая из которых имеет конкретную мотивацию. И человек пытается втиснуть реальные жизненные ситуации в книжные шаблоны, додумывая конфликт, мотивацию, план действий персонажей.

А на деле в политике и госуправлении все так, как сказал Пелевин: правит не тайная ложа, а явная лажа.
Previous post Next post
Up