Доброй вам пятницы. Сегодня мы продолжаем разговор об ужасах 90-х годов, начатый на прошлой неделе. Для тех, кто пропустил первую часть и сейчас подумал о развале СССР или дефолте, поясним: совершенно не об этом. Речь опять пойдет о российских киношоках конца XX столетия.
Научная секция пилотов (Андрей И, 1996)
Каждый день сотни тысяч людей спускаются в метро. Они заходят в вагоны, падают на сиденья, цепляются за поручни и уносятся в темноту подземного лабиринта. Никто и не заметит, если кто-то из них больше никогда не поднимется на свет. Если, конечно, специально не привлечь внимание к происходящему. Кровь, капающая с люстры на станции Комсомольская, становится лишь первым звеном в цепи таинственных событий, захвативших и сотрудников московского метрополитена, и работников специальных служб.
Пытаться пересказать сюжет «Научной секции», равно как и просто описывать происходящее на экране, труд неблагодарный и, думаю, бессмысленный. Фильм Андрея И - чистейший артхаус, неожиданно кристаллизовавшийся в отдыхающей после перестройки российской среде. Вызывающе авторский, ищущий новые формы выражения, избегающий прямых толкований любого из элементов его богатого визуального ряда. «Муть и хорошая мина при плохой игре», скажут зрители, ожидающие четкой развязки, дающей всему объяснение. Действительно, вопросы «кто» и «почему» останутся по большому счету без ответа. Зато любители линчевских «психо-фуг» и интересных операторских находок будут в полном восторге. «Сейчас что-то происходит. Что - мы не знаем. Но, возможно, в чем сами уже участвуем. Невольно», - говорит один из героев фильма. Возможно, в этой фразе и кроется рекомендация к восприятию этой картины. Стоит попробовать, не мучая сознание загадками без отгадки, на время стать частью странной системы, действующей по одной ей известным законам, и получить удовольствие от процесса. 9/10.
Упырь (Сергей Винокуров, 1997)
В небольшой населенный пункт по заказу местного криминального авторитета приезжает специалист узкого профиля. Его работа - истребление кровососущей нежити. Он в совершенстве владеет приемами рукопашного боя и споро использует заранее заготовленные осиновые колья. Сможет ли он заманить в ловушку упыря, уже обратившего в своих подчиненных местную мафию?
Этот фильм показался самым пресным из всей подборки. Там, где его коллеги осторожно прощупывают почву и стараются не сделать неверных движений, «Упырь» идет напролом. Кровь льется на стены, деревяшки протыкают тело за телом, дохнут (пачками) очередные неупокоенные, а выражение лица звезды-Серебрякова не меняется на протяжении всего фильма. Да, конечно, то, что вампиры в этой ленте полностью деромантизированы и лишены какой-либо таинственности, должно быть оригинально в контексте сложившейся мировой традиции; однако для российского фильма ужасов, с его отсутствием четкого эталона, это сомнительное приобретение. А уж бандитские декорации (которые, опять же, нечасто встречались в сочетании с вурдалаками в западном видеопространстве) и так за десятилетие успели набить постсоветскому зрителю оскомину. Пытаясь перенести From Dusk Till Dawn на родную землю и придать ему отечественный колорит, Винокуров с Мурзенко, к сожалению, перестарались. Однако у фильма наверняка найдутся и преданные фанаты: из рядов чернухи его выделяют несомненный драйв и хорошая музыка Tequilajazz. 5/10
Змеиный источник (Николай Лебедев, 1997)
Студентка Дина приезжает из столицы на педагогическую практику в провинцию и с самого начала приходится не по душе жителям городка. Ситуация ухудшается когда, выйдя поздним вечером искупаться, она находит в речке тело задушенной телеграфистки. И пусть сельский следователь не может повесить преступление на нее (характерный почерк указывает на одного и того же преступника, уже совершившего ряд убийств и до сих пор не пойманного), успокаиваться еще рано. Появление “чужой” производит эффект камня, брошенного в спокойную водную гладь. Прежде, чем круги исчезнут и вновь воцарится покой, на поверхность со дна обычно поднимаются ил и гнилые водоросли. Так и происходит: наружу начинают выплывать грязные секреты, грозящие обернуться большими бедами и для Дины, и для ее окружения.
В центре “Змеиного источника”, вопреки очевидному предположению, находится не загадка “кто из героев душит женщин по ночам” (хотя к финалу она приобретает хичкоковскую, в лучшем смысле этого слова, окраску и соответствующее развитие). Социальная драма и сопутствующий ей любовный многоугольник, жажда власти и средства ее достижения - вот, что на самом деле интересует авторов картины. Это дает им возможность большую часть фильма заниматься исследованием взаимоотношений людей в маленьком закрытом сообществе, а не заставлять протагонистов бегать по темным коридорам. Благодаря правильному сценарию и хорошо подобранному актерскому составу, режиссерский дебют Лебедева получился очень удачным. Интересно посмотреть и на Евгения Миронова до “Идиота”, и на Ольгу Остроумову, которой досталась, пожалуй, самая непростая роль. И, конечно, стоит увидеть кульминацию сцены похорон, которая - одна из немногих в российских ужасняках - действительно способна заставить зрителя поежиться. 8/10
Поклонник (Николай Лебедев, 2001)
Родители Лены только что развелись. Чтобы поддержать маму, эта сознательная тринадцатилетняя девочка устраивается работать почтальоном. Ее совсем не пугает то, что почту нужно разносить вечерами после школы, а все городские газеты кипят новостями о маньяке, которого милиция пока не в состоянии поймать. Однажды вечером незнакомец в плаще и шляпе защищает ее от хулиганов; он же продолжает инкогнито помогать ей и дальше. Лене приходит в голову, что ее таинственный поклонник и серийный убийца, терроризирующий район - один и тот же человек.
Основной козырь режиссера-сценариста остается прежним. Снимая жанровое кино (а “Поклонник”, между прочим, очень даже сознательное подражание итальянским giallo как минимум в визуальном плане), он выводит страшный, “триллерный” компонент фильма на первый план лишь ближе к концу фильма. До этого хоррор является просто дополнительным слоем и без того остроконфликтного сюжета. Типичность ситуации (у кого не бывало проблем в семье?) не только не ослабляет напряжение, а, напротив, усиливает его. Сопереживать гораздо легче узнаваемым героям, а здесь они все как на подбор жизненные и достоверные. Просто сочувствовать мечущейся между привязанностями матери Елене “Зимней Вишне” Сафоновой. Появление на экране преимущественно женского коллектива почтового отделения провоцирует бурное веселье(у тех, кто успел в похожих местах поработать). Школьная подруга героини, которая без единой задней мысли составляет “черный список” неугодных учителей и одноклассников - просто песня. И, конечно, главная находка - совсем юная Марина Черепухина в главной роли, которая по-взрослому справляется со всей широчайшей палитрой чувств, которую приходится переживать ее героине. 7/10
Что ж, это пока все. Тема, конечно, не исчерпана, и мы обязательно вернемся к ней еще - если появятся новые материалы (а также интерес сообщников и свежие силы рецензента). Хотелось бы подвести какие-то итоги, но авторитетно заявлять что-либо сложно. Заманчиво, конечно, усмотреть параллели между ситуацией в государстве и его кинематографе. Например, счесть временный подъем качества фильмов тревожного жанра результатом общественного напряжения, а его спад - последствием относительной стабилизации. Но мы пока не будем делать таких выводов. Подождем: если это предположение верно, ближайшие годы вполне могут привести к появлению на экране новых шедевров.