Некоторые российские режиссеры, типа Андрея Звягинцева или Павла Лунгина, все еще способны снять по-настоящему хорошие фильмы. Что там, даже некоторые комедии или мелодрамы периодически оказываются смотрибельными. Но вот фильмы ужасов... Фильмы ужасов в современном русском кинематографе занимают особое место: ниже плинтуса. Не важно, вялая ли это попытка клонировать японские/американские образцы, или написанный кровью сердца молодого автора оригинальный сценарий, чаще всего новый хоррор вызывает в произвольном порядке недобрый смех, зевоту, жалость и отвращение.
Так было не всегда. И речь не о революционной интерпретации Протозановым Пушкина, и не о самой страшной киносказке Ершова и Птушко. Ведь в девяностые годы зеркало действительности, помимо масс чернухи, продемонстрировало нам несколько фильмов совершенно разных режиссеров, пытавшихся занять новую для них нишу. Тогда, я помню, они казались очень даже страшными, и это при том, что им приходилось конкурировать с демонстрируемой по мелким каналам зарубежной классикой жанра. Очень интересно, вооружившись несколько большим зрительским опытом, посмотреть на них сейчас, а потому, уважаемые читатели, вас ждет так давно не появлявшийся в сообществе хоррор-дайджест.
Люми (Владимир Брагин, 1991)
На не слишком оживленном шоссе неудачливые автомобилисты один за другим сажают к себе высоченного попутчика, с головы до ног завернутого в черный балахон. А чуть позже дорожная милиция находит их валяющимися с перегрызенным горлом внутри своих машин на обочинах дороги. Тем временем на маленьком хуторе, затерявшемся в прибалтийских лесах, инфантильный писатель Янис и его не в меру увлекающаяся жена Инга встречают дорогого гостя. Некто Гумперт, только что с программы Сенкевича «Клуб путешественников», приехал сюда охотиться на очень большого и древнего волка, который, по расчетам, появляется каждые сто лет. Правдивы ли выкладки ученого, или это лишь плод его разыгравшейся фантазии, выяснится, когда маленькая девочка в красной шапочке пойдет через лес, чтобы отнести бабушке корзинку с пирожками.
Люми - фильм забавный. Он, конечно, периодически пытается напугать (пустынный туманный лес, в котором может существовать прямоходящий хищник, это на самом деле страшно), но скоро понимает, что гораздо лучше у него получается зрителя смешить. Чем он в основном и занимается. 6/10.
Гонгофер (Бахыт Килибаев, 1992)
Из далекого села поехали в Москву казаки подивиться на чудеса Выставки Достижений Народного Хозяйства. Купили племенного быка, опустошили мутные бутыли, но до отхода поезда оставалась еще целая ночь. И тут поманила молодого Кольку Смагина статная красавица Ганна в свое авто, опоила зельем, соблазнила, и... забрала его карие глаза, вставив вместо них чужие, голубые. Вернулся казак домой, но стал тосковать. Посмотрел на Кольку дядька и понял: пропадает парень. И поехали они обратно в столицу глаза выручать.
Если после этого описания вы начинаете задумываться о существовании какого-то тайного, ранее не издававшегося тома из собрания сочинений Н.В. Гоголя, то я очень рад. Значит, удалось передать ощущение, не покидающее на протяжении просмотра всей картины. Назвать происходящее на экране фильмом ужасов сложно, хотя от него (как и от экранизации «Вия», например) у юного зрителя по спине непременно побегут мурашки. Сюрреалистичное столкновение казаков с нечистой силой, заморский хряк-медалист и разудалый Чистяков сейчас вызывают радостную улыбку. Но постсоветская действительность, наряженная в карнавально-гротескные одежды, заставляет и усмехнуться, и поежиться одновременно. 8/10
Пьющие кровь (Евгений Татарский, 1991)
Князь Руневский, вернувшийся с войны, встречает на балу прелестную племянницу помещиков Сугробиных, от которой тут же теряет голову. Послушная и скромная Даша принимает приглашение бабки пожить в ее имении, куда вслед за ней и направляется влюбленный молодой человек. Поначалу он не принимает всерьез предостережения, которым одарил его незнакомец, но постепенно начинает задумываться: может быть, Дашины родственники действительно вампиры?
Экранизация повести Толстого «Упырь», написанной на 50 лет раньше ставшего классикой романа Стокера, вышла средненькой. С одной стороны, очевидно желание авторов фильма сделать все «как надо»: неплохо подобранные интерьеры, хорошие актеры (например, Марина Влади, которая и в свои пятьдесят три была обворожительна). С другой - откровенная нехватка бюджета, заметная во всем, от выброшенных сюжетных линий до почти полного отсутствия грима. Сергей Курехин тоже демонстрирует здесь, как ни печально, не лучшие грани своего композиторского таланта. 5/10
Прикосновение (Альберт Мкртчян, 1992)
Милиционер Андрей Константинович расследует дело о внезапной смерти молодой матери, убившей своего сына. Занимаясь опросом причастных к трагедии лиц, он встречает родственников покойных, сестру погибшей и ее маленькую дочь. Поначалу у него возникают версии о мафиозных разборках и мести, но чем ближе он узнает своих новых знакомых, тем лучше понимает: на этот раз он прикоснулся к чему-то, что никак не могут объяснить ни здравый смысл, ни криминалистика. Похоже, что кто-то (или что-то) с того света зовет людей за собой, зовет так, что они не могут этому противиться.
«Прикосновение», пожалуй, самый страшный из сегодняшней четверки фильмов. Некоторые его эпизоды запоминаются надолго: портрет безвременно ушедшего, становящийся одним из действующих лиц, сцена на кладбище у железной дороги, совершенно не реалистичный, но от того не менее пугающий призрак. Гнетущая атмосфера картины собирается постепенно, мрачный детектив превращается в мистический триллер совершенно незаметно. Постперестроечная разруха, гулкие шаги в квартирах, популярная «Еще не вечер», издевательски звучащая в неподходящий момент... Мир, который демонстрируют нам создатели фильма, завис на грани между жизнью и смертью. Может быть, что-то подобное действительно тогда носилось в воздухе, и они просто успели это уловить? Не знаю, но спустя 20 лет после первого просмотра он произвел почти такое же мощное впечатление. 8/10.
Это все, но лишь на сегодня. В следующий раз - еще 4 отечественных хоррора ушедшей эпохи.