Как я недавно узнала из очень познавательной передачи BBC о порнографии, все женщины делятся на три группы: в первую группу входят те, кому порнографическая продукция сокращенно ПП кажется отвратительной, во вторую - те, кто находит её возбуждающей, и, наконец, женщин из третьей группы она смешит. Из всего, что можно посчитать порнографией, я неплохо знакома только с хентаем, и, поскольку я редко сталкиваюсь чем-то столь же нелепым и забавным, я немедленно отнесла себя к третьей группе и успокоилась на этом. Вообще-то, писать я сейчас буду вовсе не о порнографии, и тем более не о хентае (этого ещё не хватало!), а о том, что принято называть эротикой. Но нужно же было какое-то вступление к такому непростому обзору.
Итак, в моем сегодняшнем меню: «Эммануэль» и «Салон Китти» Тинто Брасса. Сначала о том, почему именно они. Ну, во-первых, я недавно посмотрела-таки первый фильм про Эммануэль (до этого я видела только вторую часть) и соответственно была им впечатлена. Во-вторых, эти фильмы объединяет, с моей точки зрения, некая общая философская категория - категория безделья или даже искусство безделья. И, в-третьих, я думаю, что это вообще интересное явление такое, эта «эротика», и нужно разобраться, почему она меня не смешит.
Эммануэль.
Как говаривали мудрецы, не каждому довелось родиться женой французского посла. И действительно, Эммануэль буквально родилась такой, какой мы видим её в фильме/книге, сложно представить, что у этой женщины была какая-то иная жизнь. Пока я его смотрела, я думала, что, может быть, главное очарование этого фильма не в том, что он о сексе, а в том, что он о совершеннейшей форме безделья? С другой стороны, ну у кого язык повернется сказать, что секс тут ни при чем? А актриса? Да уже её одной достаточно, чтобы сразить всех наповал.
Основные сюжетные ходы, то есть принцип подбора партнеров для Эммануэль, подозрительно напоминает какой-нибудь хентай. Так-то оно так, но все-таки, если приглядеться, почти все типажи так или иначе интереснее, чем нужно для того, чтобы показать разные стили поведения в постели. Особенно хороша женщина-археолог, в которую Эммануэль влюбляется в середине фильма - только посмотрите, как она говорит: «Ты красивая куколка, но мне некогда с тобой играть». Отличная героиня, во всяком случае далеко не простая - мне вот кажется, что бездельничает она в целом не сильно меньше самой Эммануэль. Подумаешь, ходит туда-сюда по раскопкам, ей ведь на самом деле нисколько не мешает присутствие под рукой красивой куклы, с которой она вполне находит время поиграть. Ещё на звание непростой героини может претендовать партнерша Эммануэль по теннису, хотя не по отношению к самой главной героине, а скорее в сцене с мужем последней. Ну и, наконец, самый крутой персонаж - это пожилой теоретик эротики и экзотики, носитель подлинной философии секса, который намного больше скажет и расскажет, чем сделает. Персонаж и прием в его основе, понятно, не новые, но мало кто может похвастаться таким же аккуратным его применением.
Искушенному зрителю (а кто из нас не он?) может показаться, что некоторые сцены сняты чересчур искусственно. Особенно привередливые могут тыкать пальчиком в экран и радостно кричать: «Это они понарошку, я раскусил их!». Но если уж говорить о том, как голые тетеньки могут стать источником не только чувственно-физического, но и эстетического удовольствия, то можно смело приводить в пример Эммануэль. Потому что фильм-то красивый, и снят прямо вот как раньше снимали хорошие фильмы все, только этот ещё и про секс и потому вдвойне интересней. А вот уже вторая часть Эммануэли, кстати, не так прекрасна и сиськи больше, хотя ещё очень даже красива, а вот пятая-десятая уже смешные, я листала, у меня специальный DVD есть.
«Салон Китти» Тинто Брасса.
Кажется, принято считать, что Тинто Брасс снимает все-таки не порно, а эротику. Но принцип изображения «запретного» у него совсем не похож на тот, что дает «Эммануэль». Там - сверхзадача эстетизации, а тут - скорее анализа или «вскрытия самой сущности» секса. Так или иначе, это занимательно и может, поэтому не смешно.
У меня и с его фильмами есть парочка специальных DVD (неплохо я запаслась, да?) и я смотрела несколько его работ. Все они оставили разное впечатление, но моим фаворитом является конечно же «Салон Китти». В этой картине нам рассказывают о тяжелых буднях элитного фашистского борделя. А это разврат, нега и алкоголь. Я же говорила, что поведу речь о концепции безделья? Конечно, всем известно, что работа в борделе - это занятие непростое, порою даже очень непростое (к примеру, сцена отбора девушек для работы там достойна попадания в книги Клайва Баркера). Но на самом деле в глубине души многим из нас покажется, что это все равно сказочка, мир (почти)идеальной работы. Подумаешь, ублажать нацистское руководство, зато в какой атмосфере!
Самое главное достоинство фильма в моих глазах - это фигура хозяйки борделя - Китти. Дорогая арт-шлюха в лучшем своем проявлении, стареющая, но смотрящая на это сквозь пальцы, женщина, преданная чистому искусству соблазнения, а так же превосходная актриса и певица. В своем борделе она играет не только роль опекающей девочек матроны, но и регулярно выступает со сногсшибательными номерами вместе с безукоризненными красавцами-мальчиками. И вот эти самые её номера настолько безукоризненно прекрасны и соблазнительны, что дух захватывает. Это уже не просто эстетизация чувственной любви, это возведение её в степень чистого искусства. Именно поэтому я так люблю этот фильм. С одной стороны тебе показывают выступающую Китти, с другой - анализируют способы, средства и масштабы проявления сексуальности, граничащие с извращением, но ещё целиком им не являющиеся.
Вот такие вот два фильма. Интересно то, что они в любом случае - одни из, часть целого ряда подобных фильмов - серии про Эммануэль и фильмов Тинто Брасса как явлений в эротическом кинематографе. Для меня - эти любимые, вы можете выбрать себе других фаворитов).