Feb 21, 2012 17:32
Итоги правления Леонида Маркелова: по многим параметрам медицина в Марий Эл находится на уровне африканских стран
Председатель правительства России Владимир Путин провел совещание в режиме видеоконференции по вопросам реализации демографической политики и региональных программ модернизации здравоохранения. Самые критические с точки зрения снижения рождаемости - это Сахалинская область, республика Мордовия и республика Марий Эл особо подчеркнул в своем выступлении Владимир Путин. И это несмотря на колоссальную поддержку со стороны федерального центра. Премьер-министр России Владимир Путин высказался достаточно мягко о ситуации в сфере здравоохранения в Марий Эл. По ряду параметров республика за последние десять лет опустилась до уровня африканских стран.
При анализе развития здравоохранения и медицины в республике Марий Эл были использованы данные Федеральной службы государственной статистики по РМЭ (в частности Статистический ежегодник за 2011 год), и данные проверки Счетной палаты и Прокуратуры РМЭ за 2007, 2008 и 2010 г.
В Марий Эл, чиновники во главе с Леонидом Маркеловым последние 10 лет проводят убийственную для региона “оптимизацию” системы здравоохранения. Обратимся к конкретным цифрам. По данным Федеральной службы государственной статистики по РМЭ в 2011 году (по сравнению с 2000 годом) число больничных учреждений сократилось в 2 раза, число больничных коек сократилось на 16%, число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений сократилось на 12%. Особо стоит отметить резкое сокращение врачей по отдельным специальностям. В 2011 году (по сравнению с 2000 годом) на 12% стало меньше терапевтов, на 60% сократилось количество хирургов, на 10% педиатров, на 18% офтальмологов, на 19,8% рентгенологов и радиологов, на 26,4% стоматологов. Резко сократилась численность и среднего медицинского персонала. В 2011 году (по сравнению с 2000 годом) произошло сокращение фельдшеров на 16,9%, акушеров на 26,5%, лаборантов на 39,8%.
В республике последние десять лет идет процесс массового закрытия родильных домов не только в сельской местности, но даже в крупных районных центрах. Например, еще в 2006 году было закрыто родильное отделение Звениговской центральной районной больницы. Почти год жители Звенигова добивались ответа от чиновников, почему закрыт роддом в городе с населением более 12 тыс. человек?! Лишь в июне 2007 года первый заместитель министра здравоохранения РМЭ Марина Панькова дала подробное объяснение сложившейся ситуации. Закрытие роддома в городе Звенигово связано с тем, что в “районе стало меньше женщин и в районе наблюдается тенденция к уменьшению числа родов”. Кроме того, по мнению высокопоставленного чиновника, Звенигово находится недалеко от города Йошкар-Олы, всего лишь в 100 километрах! Два-три часа по марийскому бездорожью и будущая мама (если не родит по дороге) окажется в столичном роддоме. Однако, по мнению бюрократов, не все так плохо в Звениговском районе. В Центральной районной больнице Звенигова пока сохранились целых 10 (!) коек дневного стационара для лечения патологии беременности. Правда очередь на эти места растянется на несколько лет, т.к. патология беременности наблюдаются у 80% рожениц. Не лучше обстоят дела и в других районах Марий Эл. За последние пять лет были ликвидированы роддома в Куженерском, Оршанском, Килимерском и Юринском районах.
Отдельно стоит отметить разгул коррупции в Марий Эл, которая затронула и медицинскую сферу. Счетная палата РМЭ провела проверку бюджетных средств, выделенных в 2006-2007 годах на реализацию приоритетного национального проекта “Здоровье” (подпрограммы «Медицинские кадры» и «Здоровый ребенок»). Было выявлено, что Министерство здравоохранения республики Марий Эл, являясь основным разработчиком и руководителем данных программ, не осуществляло корректировку программных мероприятий и не вносило изменений в паспорта программ, а самостоятельно направляло бюджетные финансовые потоки на те или иные мероприятия программ, тем самым увеличивая финансовую нагрузку на последующие сроки исполнения программ и снижая эффективность их реализации.
Так, по программе «Медицинские кадры» в 2006 году из 22 мероприятий профинансировано только восемь, в том числе в полном объеме профинансировано только одно, остальные семь мероприятий профинансированы на 51% от паспорта программы. В 2007 году по этой программе Минздравом республики Марий Эл не направлялись бюджетные средства по 13 программным мероприятиям на сумму 1 млн. 752,6 тыс. рублей.
По пяти программам произошло недофинансирование в размере 1 млн. 46,3 тыс. рублей, а по 16 программным мероприятиям были выделены бюджетные ассигнования не в полном объеме (на общую сумму 14 млн. 518,0 тыс. рублей).
Проверкой установлено, что обеспеченность врачами населения республики остается недостаточной. Так, показатель на 10 тыс. населения по врачебным специальностям терапевтического профиля ниже показателя по России в 0,7 по хирургическому профилю - в 2,3 и по акушерскому профилю - в 2,1 раз. Аналогичная ситуация сложилась и по другим врачебным специальностям республики.
По программе «Здоровый ребенок» в 2007 году мероприятие «Обеспечение беременных женщин препаратами йода, железа и витаминами с целью профилактики йодной недостаточности и лечения анемии» профинансировано всего лишь 42,5 % (976,4 тыс. рублей).
По мероприятию «Внедрение новых технологий по охране зрения. Обеспечение медицинским оборудованием отделения восстановительного лечения Детской городской больницы и детского отделения Республиканской офтальмологической больницы» профинансировано лишь 7,1%.
Проверка использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию целевой программы «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в РМЭ на 2005-2009 годы» показала, что не были обеспечены финансовыми ресурсами программные мероприятия по трем направлениям:
- «Развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы»;
- «Мероприятия по подготовке кадров»;
- «Расширение санитарно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике туберкулеза среди населения».
Сравнительный анализ финансового обеспечения программных мероприятий с фактическими объемами финансирования свидетельствует об их неравномерном финансировании. Фтизиатрическая служба имеется лишь в 6 муниципальных образованиях республики. Обеспеченность фтизиатрами на 1 января 2008 года составляла 0,4, а по Российской Федерации - 0,6 на 10 тыс. населения. Не решен в полном объеме вопрос обеспечения передвижными флюорографическими установками, что затрудняет профилактическое обследование сельского населения республики на туберкулез с целью раннего его выявления. Остается слабой материально-техническая база противотуберкулезных учреждений, они недостаточно обеспечены современной аппаратурой и лекарственными препаратами.
За 2006 и 2007 годы в рамках национального проекта «Здоровье» в Марий Эл поступило 320 единиц медицинского диагностического оборудования. В то же время, часть полученного оборудования (36 единиц) поступила в лечебно-профилактические учреждения республики без сертификата об утверждении типа средств измерений. Кроме того поступило 5 единиц недоукомплектованного оборудования «Гистероскоп IM 200-250», что не позволяет эффективно его использовать. В лечебные учреждения республики были поставлены 32 шестиканальных электрокардиографа МАС 1200 ST с двумя упаковочными листами. На упаковке оборудования электрокардиографы МАС 1200 ST содержат комплектацию из 18 наименований. Фактически в комплектации отсутствовали четыре позиции, что не позволяет достаточно эффективно использовать данные приборы.
В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» по состоянию на 20 ноября 2006 года в республику поступило диагностического оборудования в количестве 162 единиц на 83490,0 тыс. рублей. Однако, через 1,5-2 месяца после ввода оборудования в эксплуатацию восемь единиц различного оборудования вышло из строя. Так, в июне 2006 года ООО «Сименс Медицинский департамент» (г. Москва) поставило в лечебные учреждения республики аппараты ультразвуковые диагностические «SonolineG40» в количестве 11 штук стоимостью 10230,0 тыс. рублей. В августе этого же года вышли из строя 36,4% от поступившего оборудования. В 2006 года были поставлены шестиканальные электрокардиографы «Система регистрации электрокардиограммы покоя и проведения тестов с физической нагрузкой МАС 1200 ST в количестве 32 штук на сумму 3238,4 тыс. рублей, поставщик ЗАО «МедСтор» г.Москва. В сентябре 2006 года один аппарат вышел из строя. ЗАО «МедСтор» в августе 2006 года поставило в республику трехканальные электрокардиографы МАС 500 в количестве 66 штук на сумму 3142,3 тыс. рублей. Три электрокардиографа в ходе эксплуатации вышли из строя и признаны непригодными к дальнейшей эксплуатации и подлежащими гарантийному ремонту.
Однако большая часть замечаний не была устранена. В ходе проверки в декабре 2010 года Прокуратура республики Марий Эл установила свыше 20 нарушений федерального законодательства при реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. Так, после вмешательства прокуратуры устранены факты неэффективного использования медицинского, компьютерного и сетевого оборудования, поступившего в рамках реализации национального проекта «Здоровье». А 16 комплектов компьютерного оборудования, которые длительное время хранились на складе, переданы Министерством здравоохранения Марий Эл в районы для использования по назначению.
Кроме того, Прокуратура города Йошкар-Олы установила, что при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в ряде лечебных учреждений Йошкар-Олы не соблюдаются требования бюджетного законодательства. В Перинатальном центре положение об оплате труда медицинского персонала, оказывающего услуги медицинской помощи по родовым сертификатам, не соответствовало Федеральному закону «О бюджете фонда обязательного медицинского страхования на 2008 г. и на плановый период 2009-2010 г.г.», а также ведомственному приказу Минздравсоцразвития РФ (от 5.02.2008 г. №51-н), в соответствии с которыми денежные средства, предназначенные для оплаты услуг по родовым сертификатам, в полном объеме должны распределяться между медицинскими работниками, непосредственно оказывающими медицинскую помощь (амбулаторно-поликлиническую и стационарную).
По требованию Прокуратуры положение об оплате труда приведено в соответствие с действующим федеральным законодательством. В лечебном учреждении допускалось распределение премиального фонда не уполномоченными на то лицами (заведующими лечебных отделений, старшими медсестрами). В поликлинике № 4 (г. Йошкар-Ола) медицинская деятельность отдельными медицинскими работниками осуществлялась в отсутствие действующего сертификата специалиста. По результатам проверки руководителям (главным врачам) внесены представления об устранении нарушений закона, которые находятся в стадии рассмотрения и на контроле у прокурора.
В заключение скажу лишь, что политика правительства Марий Эл в сфере здравоохранения и демографии сравнима разве что с беднейшими странами Африки - Свазиленда, Нигерии, Зимбабве. Диктаторы этих беднейших африканских стран, также как и Леонид Маркелов, тратят миллионы на строительство для себя шикарных дворцов, мостов, при этом закрывая больницы и роддома для собственного народа.
Александр Фридом
коррупция в Марий Эл,
беспредел в Марий Эл,
Леонид Игоревич Маркелов,
бюрократия и коррупция,
Марий Эл,
Владимир Путин и Леонид Маркелов,
Республика Марий Эл