Имя Владимира Агеева на афише стало для любителей театра гарантией особого рода впечатлений. Его почти официально называют «специалистом по мистическим текстам», но он же с удовольствием ставит и хлесткую «новую драму». Агеев не всеяден, просто в каждом авторе он умеет найти то, о чем ему сегодня интересно поразмышлять.
Имя Владимира Агеева на афише стало для любителей театра гарантией особого рода впечатлений. Его почти официально называют «специалистом по мистическим текстам», но он же с удовольствием ставит и хлесткую «новую драму». Агеев не всеяден, просто в каждом авторе он умеет найти то, о чем ему сегодня интересно поразмышлять. Вообще, он обладает редким в наши дни качеством - умением «слышать автора» и ставить именно этого автора и это произведение этого автора, а не свои размышления по их поводу. А еще он, как мало кто, чувствует юмор и умеет его выявлять.
Его актеров номинируют на престижные театральные премии, критики давно разделились в своем отношении к нему на два непримиримых лагеря, а зрители ходят на его спектакли по нескольку раз. Без сомнения, на сегодняшний день Агеев - один из самых интересных театральных режиссеров. В «Другом театре» с успехом идет несколько его спектаклей. И вот новая работа - спектакль по пьесе Патрика Марбера «Ближе».
- Начну с довольно банального вопроса: почему Вы выбрали именно эту пьесу?
- Просто очень понравилась. Видел поставленный по ней голливудский фильм - мне кажется, пьеса значительно интересней. Фильм поверхностно передает эту историю, а в самой пьесе и диалоги и типы характеров интересней, хочется вскрыть ее истинную красоту, ее юмор, глубину, ее не такую уж однозначность, как кажется на первый взгляд. Если смотреть на нее поверхностно, то все довольно банально, как в «Доме-2»: все друг с другом время от времени… как бы это сказать… встречаются, и все это без какого-то высшего смысла. Но пьеса не про одноклеточных, не про кроликов, которым все равно, с кем они будут завтра.
Название пьесы можно перевести по-разному: «Ближе» или «Близость». И эта близость, возникающая между людьми, имеет много разных оттенков. Я надеюсь, что вы все их увидите в нашем спектакле. Это разговор о первоосновах чувства - как к нему относиться, как его не потерять. Это подсказка людям, которые теряют чувство, потому что не умеют хранить. В спектакле будет всё: и философия, и юмор, и любовь.
Еще эта пьеса мне показалась наглядным примером того, как заниматься игровым театром - исследовать глубину психологии героев, игру мысли. Во всяком случае, мои лучшие спектакли отличает как раз особая игровая структура. Это когда зритель одновременно получает удовольствие, смеется, удивляется изяществу диалогов и мастерству актерской игры и переживает некий катарсис, понимая, что все не так просто, что смешное соседствует с трагическим, глубоким, философским. Вот обо всем этом, мне очень хочется надеяться, и будет наша новая работа.
-Как Вы обычно подбираете актеров?
-Интуитивно. В воображении возникает типаж, индивидуальность, и я начинаю присматриваться, кто из актеров может существовать в этой роли. В случае с «Ближе» у меня была довольно рискованная ситуация, потому что обычно я стараюсь работать с актерами, которых уже знаю, аккуратно вводя тех, с кем еще не работал. Здесь получилось 50 на 50. Но риск оправдался, работа была интересной. Все актеры точно попадают в те психотипы, которые я вижу в пьесе - и Вика Исакова (Анна), и Максим Виторган (Ларри), и Женя Стычкин (Дэн), и Агния Кузнецова (Алиса).
-Виторган уже играл в спектакле по этой пьесе у другого режиссера. Вас это не смутило?
-Конечно, отчасти смутило, поэтому перед началом работы у нас состоялся разговор, и я понял, что Максим открыт к новому. Он признался, что в этой пьесе не до конца расставил для себя точки над i, оставались еще вопросы, на которые было интересно отвечать уже в процессе нашей работы. К тому же он очень подходит по психотипу на эту роль.
-Как работалось с Агнией Кузнецовой и Евгением Стычкиным? Это ведь не первая ваша встреча?
-Спектакль с ними у меня довольно успешно идет в театре «Практика». Поэтому я решил продолжить сотрудничество. На мой взгляд, очень важно, что это уже сыгравшийся дуэт. Не буду рассказывать всего, скажу только, что в раскрытии идеи спектакля очень важно точное попадание актрисы на роль Алисы. Без нахождения исполнителя на эту роль этот проект вообще невозможен - так я считаю. И в данном случае, Агния - именно тот индивидуальный тип актрисы, который тут нужен, очень интересно за ней наблюдать.
-Расскажите вкратце о спектаклях, уже идущих на площадках «Другого театра» и полюбившихся зрителям.
- «Орнитология» - это бенефис трех замечательных актеров: Ирины Гриневой, Александра Усова и Алексея Багдасарова. Спектакль был номинирован на премию «Чайка» сразу в трех номинациях. Но дело не в номинациях и премиях. Дело в том, что эти действительно очень сильные актеры творят в этом спектакле чудеса. Спокойных и равнодушных зрителей в зале просто нет, спектакль вызывает бурю всевозможных эмоций. Он очень смешной - там соседствуют и черный юмор, и обычный юмор, и притча, и страшная сказка, и, в то же время, там мощная философия. Надо сказать, что ее автор - профессиональный врач-психиатр Александр Строганов. И это его лучшая пьеса.
«До тебя я не знала, что можно испытывать такую страсть к незнакомому мужчине...» по пьесе Маргерит Дюрас «Вторая музыка» - спектакль, стоящий особняком от всех моих работ. Я не думал, что у него будет столько поклонников, поскольку он не из разряда тех, которые бьют наотмашь. Он скорее для любителей тонкой, изящной, хрупкой пьесы, возможно, для поклонников «французской новой волны» в кино. Это особое произведение, и я очень нежно к нему отношусь. Там тоже есть юмор, очень сильная тема любви, и того, как ее не потерять. Здорово работают оба актера - Вера Воронкова и Олег Макаров. Я очень дорожу этой работой, она мне кажется очень ценной на фоне того, что сейчас играется в Москве. Это действительно редкий спектакль.
«Санта-Круз» - это особая тема. Только что ушел любимый мной и зрителями спектакль «Пленные духи», долгое время считавшийся моей визитной карточкой. В нем была особого рода энергия, которая перешла, мне кажется, в спектакль «Санта-Круз». В этой пьесе есть драма, есть ирония, есть трогательные моменты, много юмора. Так что, сопереживание гарантируется.
В этой истории столько всего намешано - пираты, любовь, тема свободы, тема выбора. У героини есть выбор: стать баронессой, жить понятной благополучной жизнью, либо пуститься в вечное плаванье с этаким мужчиной-скитальцем. Перед каждым из нас в жизни стоял или еще встанет выбор, сделав который, задумываешься: а не потерял ли я свою судьбу? а если бы тогда я поступил по-другому - может, и все в моей жизни было бы иначе? В общем, тут все - про нашу жизнь, только перенесенную в некое мифологическое пространство.
В роли Пелегрина, такого странного морского волка, пирата и поэта - Тимофей Трибунцев. В журнале «Афиша» написано «спешите увидеть Трибунцева в этой роли». Вот именно, спешите увидеть, потому что эта роль - эксклюзив. Я замечаю по лицам в зале, что люди приходят на этот спектакль по нескольку раз. Для меня это показатель, что работа удалась.
-А чего в ваших спектаклях не будет никогда?
-Не люблю банальности, пошлости. Считаю, что в театре все приемлемо, если это художественное средство, главное - художник должен уметь им пользоваться. Непростительно только отсутствие художественности, смысла, когда работа сделана ради того, чтобы заработать деньги и куда-то потратить энергию свою и актеров. Для меня очень важен смысл высказывания, зачем все это делается. И главное - всегда должна присутствовать категория духа и красоты. Без этого не может быть моих спектаклей.
ЦИТАТА
Мы еще по инерции ставим социальную пьесу, но это не мое. Я не хочу ставить про безысходность. Европейские страны - это сытые буржуазные государства, им интересно узнать про жизнь социально незащищенных слоев. Россия никогда не будет сытым буржуазным государством, и нормальная публика не будет получать от этого удовольствие. Нашему народу в театре нужен праздник. Ведь кругом и так плохо, ему нужно пойти в театр и выйти оттуда положительно заряженным. В этом и заключалось всегда предназначение российского театра. Посреди полной разрухи - светлый, игровой, праздничный театр. Это наше.
Из интервью Владимира Агеева «Русскому журналу»
Когда и где можно увидеть спектакли смотрите ЗДЕСЬ:
http://www.dteatr.ru/afisha.html