Строгановский дворец на Невском. 1

Feb 24, 2024 12:17

 
                                                                                                                                                                                                                                                                                       В нашем городе, на углу Невского проспекта и набережной Мойки, есть красивый дворец. Это бывший дворец Строгановых, сейчас филиал Русского музея. Построил дворец  барон Сергей Григорьевич Строганов (1707 - 1756). Его портрет внизу. Портрет не особенно удачный, с неестественным поворотом головы, но другого, к сожалению, нет.



В дальнейшем я приведу несколько более подробные сведения о бароне Сергее Григорьевиче, а сейчас - о дворце.
    Здание дворца построено в середине XVIII-ого века. Архитектор - Б.Ф. Растрелли. Архитектурный стиль - Елизаветинское барокко.
    Что такое Елизаветинское барокко и чем оно отличается от любого другого барокко? У меня всегда возникал этот вопрос, когда приходилось слышать это выражение. Вопрос всплывал и, по обыкновению, забывался. Сейчас, не являясь специалистом ни в области истории, ни в области архитектуры, я всё же рискну совершить небольшой экскурс в историю.
    Возникновение стиля барокко относят к XVII - XVIII векам. В это время в Италии появляются здания в стиле барокко. В переводе с итальянского слово "барокко" означает "вычурный" и вначале оно носило негативный оттенок, означая нечто сомнительное, неопределённое, фальшивое. Впрочем, существуют разные версии происхождения этого слова, я не буду на этом останавливаться.
    Со временем, однако, барокко проникает во все европейские страны, захватывает моду, этикет, декоративно-прикладное искусство и т.д.. Барокко означает уже скорее нечто новое, неожиданное, необычное. Так, очень ярко этот стиль проявляется в садово-парковом искусстве с характерными для него регулярными посадками и деревьями, подстриженными в геометрических формах. В архитектуре барокко характеризуется пышностью, широким применением скульптуры, колонн и разнообразных декоративных элементов.
     Особого расцвета этот стиль достигает во Франции XVIII-ого века. Это "век Просвещения", "век Разума". Франция в это время - законодательница мод для всей Европы. Закончился "век Разума", как известно, Французской революцией, изобретением гильотины впервые в истории человечества поставившей "на поток" обезглавливание людей.
    Истинное (и поистине дьявольское) лицо революции отрезвило Европу и наступивший XIX-й век это уже другой век, с другими общественными идеями, с другими художественными направлениями.
    Но барокко не умирает. Как замечает один из исследователей культуры, барокко это не стиль, а дух. Дух новизны, необычности, смелого эксперимента.
    Теперь что касается Елизаветинского барокко.
    Этот стиль характеризуется соединением европейских начал в архитектуре и традиционного русского зодчества. Назван по имени императрицы Елизаветы Петровны, правившей с 1741 по 1761 год. Для реализации своей идеи (думается, идея соединения европейского и русского начал исходила всецело от императрицы) Елизавета Петровна выбрала зодчего Бартоломео Франческо Растрелли. Внизу портрет архитектора. По некоторым сведениям, портрет был заказан художнику П.А.Ротари бароном Сергеем Григорьевичем в знак благодарности архитектору за постройку дворца.
                                                           

Приведу некоторые сведения об архитекторе.
    Бартоломео Франческо Растрелли (1700 - 1771) приехал в Россию в 1715 году вместе с семьёй своего отца, по приглашению императора Петра I. Его отец, Бартоломео Карло Растрелли, явился создателем известной конной статуи Петра перед Михайловским замком. Растрелли знал как европейскую архитектуру, так и русское национальное зодчество, для знакомства с которым Елизавета Петровна посылала его в Москву. Работ у него много. Знаменитые пригородные дворцы (царскосельский, петергофский) построены при его участии. В Петербурге им построены императорский Зимний дворец, Воронцовский дворец, Строгановский дворец, Смольный монастырь. После кончины Елизаветы Петровны архитектор оказался не у дел - новой императрице, Екатерине II, не нравилось его творчество. Растрелли уезжает в Европу, но и там оказывается невостребованным. Скончался после десятилетнего пребывания в Европе, место погребения предположительное.
    Но возвращаюсь к Строгановскому дворцу, лучшему, на мой взгляд, из творений Растрелли.
    Во дворце было примерно 50 помещений, оформленных по проекту Растрелли. Из них остался Большой зал (фото внизу), лишь слегка изменённый Андреем Воронихиным.
                                                               

Дворец не раз перестраивался. Менялись интерьеры, добавлялись новые корпуса. Здание, построенное Растрелли, состояло из двух корпусов в форме буквы "Г". Сейчас здание имеет форму четырёхугольника. В начале XIX века были утрачены, или намеренно сняты, статуи на краю крыши. Думаю, это было на пользу дворцу.
    При хозяевах во внутреннем дворе устраивались обеды, на которые мог прийти любой желающий. Ограничение было только одно - гость, знакомый или незнакомый, должен был быть одет пусть бедно, но чисто и опрятно.
    Что касается интерьеров, то большие изменения были внесены Воронихиным в конце XVIII - начале XIX века, впоследствии здесь работали архитекторы Фёдор Демерцов, Пётр Садовников и другие. В советское время во дворце помещались самые разнообразные организации. В 1988 году многострадальное здание, от интерьеров которого уже очень мало что оставалось, становится филиалом Русского музея. Начинаются реставрационные работы, в финансировании которых, по некоторым данным в Интернете, приняла участие баронесса Элен де Людингаузен, последняя по женской линии представительница рода Строгановых.
    В дальнейшем я буду добавлять некоторые сведения о дворце, в виде пояснений к фотографиям; сейчас - ещё одна  фотография из дворца.
                                     

Войдя во дворец, гости поднимались по парадной лестнице, оформленной Воронихиным в классическом стиле. Впоследствии оформление существенно поменялось работавшими во дворце архитекторами. Сейчас парадная лестница выглядит более, чем скромно. Однако и тогда, и сейчас, если, поднимаясь по лестнице, взглянуть наверх, то можно увидеть в проёме потолка голубое небо (фото вверху). На самом деле это, конечно, роспись.
    Прежде чем рассказывать о Строгановых, приведу некоторые сведения об архитекторе Андрее Воронихине, чьё имя будет не раз встречаться впоследствии.
    Андрей Никифорович Воронихин (1759 - 1814)  оформил целый ряд помещений дворца - Картинную галерею, Парадную столовую, Минералогический кабинет и другие. Мастер вообще много работал с интерьерами. Так, в Павловске им оформлен ряд помещений, в том числе знаменитый кабинет-фонарик императрицы Марии Фёдоровны. Нельзя также не упомянуть о его работах в парках, в особенности о колоннадах в Нижнем парке Петергофа, обрамляющих центр парка с фонтаном "Самсон,".
    Самые значительные работы архитектора - собор Казанской Богоматери на Невском проспекте и здание Горного института (Университета) на Васильевском острове.
    Обстоятельства жизни мастера отличаются неясностью.
    Родился он в посёлке Новое Усолье Пермского края. Учился живописи у местного иконописца. Формально Андрей Никифорович был крепостным человеком графа Александра Сергеевича Строганова и освобождён от крепостной зависимости примерно в 26-летнем возрасте, однако воспитание и образование получил прекрасное, да и жил, похоже, во дворце на Невском. Вместе с молодым графом Павлом, сыном Александра Сергеевича, много путешествовал, подолгу жил в Европе.
    В обществе было распространено мнение, что архитектор является внебрачным сыном одного из баронов Строгановых, так что граф Александр Сергеевич приходился ему родным дядей. По другой версии, талантливый мальчик был замечен графом Александром Сергеевичем и он принял в нём живое участие.
    Кто знает? Возможно и то, и другое.
    Женат был крепостной человек графа Строганова на англичанке Мэри Лойд, служившей гувернанткой во дворце Строгановых. В семье было 6-ро сыновей, но все они прожили недолго. В музее есть мраморные бюсты архитектора и его супруги. К сожалению, сохранность их оставляет желать лучшего.
    Внизу портрет Воронихина работы неизвестного художника.



Внизу ещё один снимок из Строгановского дворца - Новая передняя. С этого зала начинается осмотр музея. Поднимаемся сюда по парадной лестнице и входим в зал, нероскошный, но приятный - по крайней мере, на меня он произвёл именно такое впечатление. Новая передняя была оформлена Воронихиным, сейчас от его работы остался только пол. В центре зала - скульптура М.И.Козловского  "Минерва и гений художеств". В образе Минервы изображена императрица Екатерина Алексеевна.  В советское время здесь одно время помещалась судостроительная организация. Интересно, что в этом, относительно небольшом, помещении, стояли столы для 14 сотрудников.



Теперь о людях знаменитого рода.
    Относительно происхождения Строгановых существуют разные версии. Согласно одной из них, возможно, самой распространённой, Строгановы произошли от богатых граждан Великого Новгорода. Сами Строгановы, однако, считали своим родоначальником татарина по имени Спиридон, принявшего христианство и за отказ вернуться в прежнюю веру подвергнутого в Орде мучительной смерти - его тело было изстрогано (отсюда фамилия рода - Строгановы).
    Спиридон - лицо вполне реальное. Его смерть датируется 1395 годом.
    Правнук Спиридона, Фёдор Лукич Строганов, переселяется из Великого Новгорода в Архангельский край, в город Сольвычегодск, и основывает там солеваренный промысел. В этом городке сохранились построенные Строгановыми храмы и их усыпальница.
    В роде были окрестьянившиеся ветви, были и очень богатые - купцы, промышленники, "именитые люди", как их официально называли (но не дворяне и не бояре). Слава и богатство рода особенно возрастают в XVI веке. В XVII веке Строгановы оказали большую финансовую помощь молодой династии Романовых, для восстановления порядка в стране, разрушенной Смутным временем. Императору Петру I они помогали не только деньгами, но и строительством железоделательных и других заводов на Урале. Благодарный император возвёл их в дворянское и одновременно в баронское достоинство, после чего Строгановы служат царям и отечеству на самых высших должностях в государстве.
                                                                                   

Вверху уже упоминавшаяся скульптура "Минерва и гений художеств". Привожу ещё один снимок, крупным планом, единственно потому, что скульптура, на мой взгляд, очень хороша.
    Следующий пост будет посвящён событиям XVI века.                                                         
Previous post Next post
Up