Юсуповский дворец на Мойке, 4.

Nov 01, 2023 12:20

   

Вверху фотография Античного зала. Он может показаться не таким уж интересным, но в действительности это не так. Экспонатов в зале не особенно много, но они ценные. Так, здесь представлены скульптуры конца XVIII - начала XIX века работы итальянских мастеров. Ниже я приведу ещё две фотографии из этого зала.
   В предыдущем посте я рассказала о княгине Зинаиде Николаевне, теперь несколько слов о её муже Феликсе Феликсовиче, князе Юсупове, графе Сумарокове-Эльстоне (1856 - 1928). Внизу его портрет работы Валентина Серова (фрагмент).
                                                                           

В Википедии сведений о нём немного. Он был богат и хорошего происхождения. Некоторые современники считали его человеком ограниченным. Думаю, это было не так. Просто он играл скромную роль при своей красавице-жене. Нередко роль мужа в семье бывает незаметна, но именно он является главным. Как в балете. Не балерина, демонстрирующая порой высочайшее мастерство, является главной, а партнёр, её поддерживающий.
    Граф начал службу в двадцатилетнем возрасте. Начал с рядового, постепенно повышаясь в звании. В конце своей карьеры он занимал высокие должности, являясь, в частности, адъютантом Великого князя Сергея Александровича и главнокомандующим в Москве. Вышел в отставку, не сумев справиться с антигерманскими погромами в Москве в 1915 году.
    С 1919 года в эмиграции.
    У князя было большое имение в Крыму. Он дал средства местной татарской общине для постройки мечети, которая и стала именоваться Юсуповской мечетью. Судя по снимку, очень красивое здание.
     Теперь расскажу о его сыне, Феликсе Феликсовиче младшем (1887 - 1967, фото внизу).



Феликс Феликсович младший окончил частную гимназию в Петербурге, Императорский Пажеский корпус и Оксфордский университет. В 1913 году вступил в брак с Ириной Александровной Романовой из Русского Императорского дома. Возможно, что женитьба отчасти положила конец слухам о его гомосексуальности. Сам он в воспоминаниях говорит о глубоком чувстве, которое он питал к своей невесте.
   (Причиной слухов могли послужить незаурядные актёрские способности Феликса Феликсовича, который прекрасно исполнял любые, в том числе и женские, роли. Не мешает также заметить, что он был в молодости склонен к эпатажному поведению).
    Во время I Мировой войны был освобождён от военной службы как единственный сын, занимался устройством госпиталей. Тогда же, во время войны, окончил офицерские курсы.
    Известен как участник убийства Распутина. Вот как он писал об этом сам: "После всех моих встреч с Распутиным, всего виденного и слышанного мною, я окончательно убедился, что в нём скрыто всё зло и главная причина всех несчастий России: не будет Распутина, не будет и той сатанинской силы, в руки которой попали Государь и Императрица".
    В 1919 году супруги эмигрировали сначала в Англию, затем обосновались в Париже. Они попытались заняться предпринимательской деятельностью, но дело не пошло и они вынуждены были закрыть своё ателье. Сначала они жили в отдельном доме, затем переехали в небольшую квартиру, где князь и жил вплоть до своей кончины.
    Финансовому состоянию семьи несколько помог выигранный князем судебный процесс с кинофирмой, поставившей фильм на основе событий русской истории. В фильме затрагивалась честь рода Юсуповых.
    Интересно, что, несмотря на собственное нелёгкое положение, Феликс Феликсович помогал русским эмигрантам. "Даже нищий князь обязан помогать другим", примерно так он говорил.
    Его супруга, княгиня Ирина Александровна (1895  - 1970) была по материнской линии внучкой императора Александра III, а по линии отца правнучкой императора Николая I. По некоторым сведениям, брак был удачным.



Их дочь, княжна Ирина Феликсовна, была в замужестве графиня Шереметьева. Род Юсуповых по мужской линии всё же прекратился, несмотря на искусственную попытку его продлить.
    Во дворце-музее восстановлены апартаменты молодых супругов, но я эту экспозицию не видела.
    Итак, я рассказала о судьбах нескольких поколений князей Юсуповых. Были ли они "элитой" в житейском смысле этого слова, то есть, образцом для подражания? Думаю, да. Им была присуща щедрость, отзывчивость к чужому несчастью, несомненный патриотизм, чувство чести и другие прекрасные качества. Ну, а если чего-то не хватало, то не нам об этом судить.
 Внизу ещё одна фотография из Античного зала. В зале две "Венерочки", на снимке одна из них. Обе скульптуры - копии с античного образца, но копии старинные, конца XVIII  - начала XIX века.



В музее имеется и ещё одна экспозиция, состоящая из восковых фигур и посвящённая убийству Распутина. Я не видела этой экспозициии, но некоторые сведения о Распутине считаю нужным привести.
     Григорий Ефимович Распутин (1869 - 1916) является, возможно, одним из самых неординарных людей в русской истории. Общепринятого мнения о Распутине нет до сих пор.
     Во время жизни Григория Ефимовича над ним тяготело обвинение в "самочинном целительстве" и участии в хлыстовстве. (Хлысты это была секта в Российской Империи, с которой Церковь вела борьбу. Название секты произошло оттого, что некоторые её члены подвергали себя самобичеванию). Для расследования деятельности Распутина назначались комиссии, однако расследования не давали однозначного результата. Согласно выводам одних комиссий, Распутин был сектант, согласно выводам других - христианин, честно желающий жить по правде Христовой.
    Кроме того, обществу не нравилось усивавшееся влияние Распутина на дела в стране, в частности, на назначение и отстранение от должности высокопоставленных лиц.
    Следует отметить также развязанную в газетах революционно настроенными кругами кампанию против Распутина. Впоследствии в советской пропаганде образ Распутина всегда был отрицателен.
    Словом, "другу Императора" жилось нелегко и здесь возникает закономерный вопрос, что же за атмосфера была в стране, если Российский Император, самодержец, не мог защитить от преследований, нападок и травли даже своих друзей?
    Убийство Распутина произошло в подвальном этаже Юсуповского дворца на Мойке. Участвовало несколько человек, среди них князь Феликс Феликсович Юсупов младший, Великий князь Дмитрий Павлович и другие. Удивительно, как трудно было убить Григория Ефимовича. Яд не подействовал; выстрел, казалось бы, смертельный, не убил его. Убийцам пришлось добивать его, потом они наносили удары уже мёртвому телу. Обезображенный труп был отвезён к Большому Петровскому мосту, связывающему Петровский и Крестовский острова, и сброшен в воду. Через дней был обнаружен водолазами.
    Распутин обладал, несомненно, кроме способности исцелять, и способностью предвидеть будущее (я, понятно, не вхожу в рассмотрение вопроса о том, были ли духовные дарования Распутина от Бога или не от Бога). В частности, полностью сбылось его пророчество о падении монархии вскоре после его смерти.
    Несколько слов о судьбе семьи Распутина.
    Одна из его дочерей, Матрона Григорьевна (старинное имя "Матрёна" я даю в его современном, более правильном, варианте, "Матрона") после революции эмигрировала за границу. Она переменила множество профессий - работала в цирке, танцовщицей в кабаре, на заводе и т.д.. Вышла замуж за гражданина США и уже тогда приняла американское гражданство. У неё были две дочери. Одна из них, Мария Борисовна, на своём жизненном пути встретилась с Ириной Феликсовной, дочерью князя Феликса Феликсовича младшего. Внучка убитого и дочь убийцы подружились, а их дети, Серж и Ксюша, вместе играли в детские игры. Если эти сведения верны, то, поистине, пути Господни неисповедимы!
    Что касается судьбы Прасковьи Фёдоровны, вдовы Распутина, его сына Дмитрия и дочери Варвары, то их следы теряются в лагерях ГУЛАГа.
    В заключение хочется ещё раз подчеркнуть, что Юсуповский дворец на Мойке является, несомненно, одним из интереснейших музеев нашего города. Жаль, цена билетов высоковата, особенно для пенсионеров. Впрочем, минувшее лето вообще отмечено некоторым пренебрежением интересов пенсионеров. Это касается, к сожалению, и пригородных парков.  Цена билетов для людей пенсионного возраста была вполне доступной только в Павловском парке.
   На этом фоне всё же можно столкнуться с эпизодами, идущими вразрез с общим направлением жизни.
    Вот пример.
    Подхожу к кассе одного пригородного парка. Спрашиваю, есть ли льготы для пенсионеров.
   "Нет", отвечает, "раз в месяц бесплатный день". После небольшой паузы: "А вам просто погулять? в музеи не пойдёте?"
   "Просто погулять", говорю со вздохом и кладу в ящичек свою пенсионную банкноту.
    Ящичек задвигается, слышен шум работы кассового аппарата, затем снова выдвигается; в нём моя банкнота и бесплатный билет в парк.
    Признаться, меня этот неожиданный и "неправильный" поступок очень тронул, и не потому, что было сэкономлено несколько сотен рублей, хотя и они не лишние... но не потому, нет.
                                                                                                     

Вверху последняя "фотка" из Юсуповского дворца, скульптурная группа "Борцы", также работа мастеров прошлого. Экспонат Античного зала.
Previous post Next post
Up