Альтисторики нередко обвиняют официоз в фантастичности некоторых знаменитых строек. Считается, что архитекторы средневековья и нового времени (до начала 20 века) в состоянии были только глазеть и дивиться на исполинские сооружения древности, не обладая необходимыми технологиями и не понимая каким образом они могли быть созданы. Однако все намного хуже. Официоз не только настаивает, что все было построено именно так как он утверждает, но еще и говорит о разнообразии технологий, т.е. что не только построили, но и могли сделать это различными способами.
В этом журнале мы много внимания уделяем творческому наследию Монферрана, а также некоторых его коллег и предшественников. Поговорим немного о самом знаменитом из них итальянском архитекторе конца 16-го века Доменико Фонтана.
Это не подъем обелиска, как можно подумать, это процедура его укладывания. Фреска в Ватиканской библиотеке
Источник Скажем пару слов о том, как освещен в официальной истории подъем и транспортировка Ватиканского обелиска в 1586 году. Напомним, что обелиск (в документах той эпохи принято было называть Guglia (шпиль)), сделан из красного гранита, вес - 361 тонн, длина без пьедестала и навершия около 25,5 м. Он занимает второе место в списке крупнейших монолитов, установленных вертикально. После Александровской колонны, разумеется.
Вот так он выглядел после установки (из альбома Della trasportatione dell'obelisco vaticano et delle fabriche di nostro signore papa Sisto V)
О методе Фонтана известно от него самого. Его книга « Della trasportatione dell'obelisco vaticano et delle fabriche di nostro signore papa Sisto V, fatte dal cavallier Domenico Fontana, architetto di Sva Santita, libro primo» была опубликована в Риме в 1590г. (именно это издание доступно в интернете) и Неаполе в 1604г. Впоследствии описание его метода было включено в различные книги и в т.ч. в знаменитый Oedipus Aegyptiacus Афанасия Кирхера в 1654г.
Небольшая предыстория. Так называемый обелиск на тот момент (конец 16-го века) стоял к югу (т.е. как бы сбоку) от строящегося собора св. Петра, и требовалось перенести его к востоку перед собором на то место, которое называется площадью святого Петра. Трехнефная базиликальная часть собора в то время еще не была построена и собор Петра выглядел примерно как Исаакиевский (см. выше рисунок из книги в начале поста).
Был объявлен конкурс, в котором приняло участие 500 инженеров, архитекторов и просто умников со своими предложениями. В конкурсе победил признанный авторитет архитектор Бартоломео Амманнати, который уже имел успешный опыт переноса гранитной колонны из римских Терм Каракаллы во Флоренцию в 1565 г. По весу колонна составляла примерно четверть от Ватиканского обелиска, но зато расстояние было намного больше. Причем Амманнати побеждает в конкурсе дважды, в основном и в его финальной части.
Доменико Фонтана в то время еще не был авторитетным специалистом, однако он был личным архитектором кардинала Феличе Перетти Монталто, который в апреле 1585 г. становится Папой Сикстом V. И 25 сентября своим личным указом Папа назначает Фонтана ответственным за проект транспортировки обелиска. Кстати благодаря таким связям Фонтана в течение короткого промежутка времени трижды «потеснил» Амманнати, отобрав у него два контракта на две Сикстинские капеллы в соборе Санта Мария Маджоре во Флоренции и в Латеранском дворце Рима.
И вот как сам Фонтана изобразил свою победу в конкурсе и побежденных им конкурсантов.
Буквы обозначают проекты конкурсантов
Привожу текст к рисунку на итальянском, хоть он и не особо информативен:
A. Il primo, che fu l'accettato , e l'efeguito , che fi dichiar anelprejente libro.
B. Il secondo, ch'era per porta la Guglia sola con lieue posteui alla cima.
C. Il terzo , che la voleva bilcare sopra mezza ruota.
D. Il quarto , che la voleva alzar con le zeppe solamente.
E. Il quinto, che la voleva abbassare con le viti, e portar pendente come si dice a mezz'aria.
F. Il sesto, che la voleva alzare, e abbassare con una lieua sola a foggia di stadera.
G. Il settimo, che faceui mezza ruota, sopra la quale egli la voleva calare a dente per dente, come per denti d'una ruota a'un Molino .
H. L'ottavo, che la voleva alzare, abasare, e tirare perforza di viti.
К сожалению, точной идентификации методов и их авторов нет. Известно, что метод B был описан Камилло Агриппой в 1583 г., в его основу легли технологии описанные Витрувием. Метод D принадлежит Бартоломео Амманнати и предполагает транспортировку обелиска в вертикальном положении (как и многие другие проекты) зажатым клиньями. Метод H основан на более ранних идеях Франческо ди Джорджио Мартини, который в 15 веке разработал различные машины для передвижения и подъема колонн.
Вот такая картина. Альт-историки атакуют официоз на предмет отсутствия технологий адекватных реализуемым проектам. А на самом деле (вернее с точки зрения самого официоза) вон еще сколько методов в загашнике. Есть еще один оригинальный: скручивание.
Из книги Oedipus Aegyptiacus Афанасия Кирхера
Здесь по замыслу инженера вращение множества винтов постепенно подталкивает обелиск в вертикальное положение. Эта технология конкурировала с методом Фонтана в 17 веке.
Надо сказать, что личные связи и удачная самопрезентация не единственное что связывает Фонтану и Монферрана. Заимствование чужих идей и их представление в качестве своих также характерна для них обоих. Дело в том, что идея транспортировки обелиска папским престолом вынашивалась более ста лет и за это время было немало предложений от выдающихся архитекторов как принимавших участие в конкурсе (Амманнати, Винченцо Скамоцци, делла Порта), так и первой половины 16-го века (Якопо да Виньола и Антонио да Сангалло), которые Фонтана просто объединил, немного обработал и представил их в качестве своих. По крайней мере так считали современники.
Итак, обобщим. Фонтана и Монферран:
- Принимали участие в конкурсе и побеждали благодаря протекции
- Использовали готовые идеи своих современников
- Поднимали 25-метровую тяжесть из красного гранита, используя деревянные леса, канаты и кабестаны
- У обоих во время подъема оборвалось по одному канату
- О проделанной работе написали и издали книги (альбомы).
Напомним, что Монферран предлагал ставить именно обелиск, об этом мы писали
здесь.
О машинах, поднимавших колонны, за сто лет до изобретения Фонтаны поговорим в другой раз.