Как мне кажется «страсти по Монферрану», к которым я вынужден был подключиться год назад, несколько поутихли. Стороны обменялись мнениями, альтернативные историки высказали полное неприятие официальной версии особенно в той ее части, которая описана рисунками Монферрана. В свою очередь приверженцы традиционной науки не только не сумели снять вопросы касательно технических деталей строительства, но и еще подлили масла в огонь, обнародовав некоторые не совсем удобные для себя факты. За это им, конечно, респект.
Как говорил Бернард Шоу:«Всегда изучайте предмет в противоречиях. Вы обнаружите при этом, что существует постоянный заговор, имеющий целью преподать тот же предмет догматически и односторонне».
Насколько это представилось возможным, я изучил данный предмет в противоречиях, а их оказалось более чем, и выяснилось, что их происхождение вызвано различными причинами: идеологическими, финансовыми, политическими и даже оккультными. Многое уже описано в этом журнале, кому интересно - найдет, повторяться не буду.
Мы уже
писали, что согласно официальной версии в первой половине 19 века в Петербурге одновременно орудовали два клана: итальянский семейства Адамини и шотландский семейства Бердов. Оба клана были задействованы в строительстве того, что считается творениями Монферрана - Исаакиевского собора и Александровской колонны.
Официальная история пытается как-то увязать их деятельность, однако получается не слишком убедительно. Была предпринята попытка из Адамини сделать помощника (хотя, занимая подчиненное положение, он был именно изобретателем), а из Бердов и его племянника Вильяма Хендисайда - специалистов по металлу, чтобы как-то развести иностранцев, но углубленный анализ говорит о том, что применяемые технологии существенно отличались, при том, что занимались они одним и тем же, т.е. интересующим альтернативщиков вопросом доставки и установки гранитных колонн.
Примерно год назад устами бывшего архитектора Анатолия Чернова была обнародована (как бы невзначай) информация о второй 25-метровой гранитной колонне, закопанной «по диагонали по направлению к атлантам нового эрмитажа». На мой взгляд, альт-историки не уделили достаточного внимания интерпретации этого факта, тогда как сторонники офциоза вообще воздержались от каких-либо комментариев.
Click to view
Обратите внимание, что закопанная колонна самим архитектором названа «первой», дословно - «первая, которая была».
Итак, можно выдвинуть версию, что было две попытки возведения колонны, также как и с Исаакиевским собором, под прикрытием Монферрана. С первого захода не получилось или колонна была разрушена, потребовалось поменять подрядчика, возобновить процесс, потом уже историков заставить усилить пафос, а Монферрана нарисовать свои альбомы «полуправды». Заметим, что Монферран частенько все делает с двух попыток: Исаакиевский собор, проект обелиска, отвергнутый и замененный на колонну, подъем царь-колокола и даже свой первый альбомчик с подделанной подписью тиснул Александру в 1814 г., а по более поздней версии - в 1815г..
Посмотрим, что осталось в наследство от представителей кланов. Вряд ли стоит рассчитывать на помощь историков, искать приходится своими силами.
Для начала еще раз о Хендисайде.
Turpin C. Bannister. THE GENEALOCGY OF THE DOME OF THE UNITED STATES CAPITOL от 29 января 1948 года
Переводить не надо, итак все понятно: шотландец Хендисайд - производитель паровых машин, изобретатель копра для установки 56 футовых колонн портика Исаакиевского собора (а кто-то наверно думал, что это гений Монферрана или, в крайнем случае, покойного к тому времени Бетанкура все это изобрел). А самое главное, что он сделал так это установил Александровскую колонну. Кстати здесь этого не сказано, но и доставкой «кусков» гранита тоже руководил он, вместе со своим дядей Бердом, о чем говорилось в предыдущих публикациях.
Осталось только понять, как именно этот специалист по паровым машинам и продвижению английских технологий устанавливал монолитную Александровскую колонну в Петербурге. Основную версию публиковали и перепостили уже
неоднократно. Но хотелось бы услышать «из первых уст». И, кажется, у нас есть шанс это узнать...
А что нам осталось в наследство от Берда, умел ли он рисовать как Монферран? Да, немного умел, можно посмотреть.
Рисунок из Portfolio of thirty-one engineering drawings, by the famous Scottish Engineer Charles Baird and others, 1800-1850
Рисунок из Portfolio of thirty-one engineering drawings, by the famous Scottish Engineer Charles Baird and others, 1800-1850
Рисунок из Portfolio of thirty-one engineering drawings, by the famous Scottish Engineer Charles Baird and others, 1800-1850
Рисунок из Portfolio of thirty-one engineering drawings, by the famous Scottish Engineer Charles Baird and others, 1800-1850
Рисунок из Portfolio of thirty-one engineering drawings, by the famous Scottish Engineer Charles Baird and others, 1800-1850
Ну и были задействованы такие приспособления при строительстве возглавляемым Монферраном?
Как писал маркиз де Кюстин: «Замысловатые машины действуют отлично, и в ту минуту, когда колоссальная колонна словно оживает и, освобожденная от пут, подымается все выше и выше, войска, и вся толпа, как один человек, и сам император падают на колени, чтобы возблагодарить бога за такое чудо и за те великие дела, которые он позволяет совершать своему народу». Книга маркиза была запрещена и в царской России, и в СССР, а в современном русском переводе этот фрагмент отсутствует, но во французском он есть. Дело еще и в том, что маркиз посетил Россию в 1839г., через 7 лет после официальной даты ее возведения, но событие описывает как очевидец. Однако в другой главе он пишет, что гранитный ствол колонны сильно потрескался от морозов (на момент его пребывания), но «жители русской столицы неустанно подражают в своих постройках архитектуре южных городов», поэтому, возможно, он описывает процесс с чьих-то слов.
Итак, чья же колонна стоит в вертикальном положении в данный момент? Я все-таки больше склоняюсь к тому, что «шотладская», но вывод неокончательный.
В качестве бонуса хочу продемонстрировать уважаемым читателям пол Мавзолея Гамильтона, расположенного в южной Шотландии, строительство которого совпало с годами внутренней отделки Исаакиевского собора. Нашел его пока занимался корнями шотландских масонов-строителей, по совместительству ставших английской резидентурой в Петербурге перед Крымской войной.
Мавзолея Гамильтона
Чтобы понять единство интернационального масонского братства, сравните его с рисунком на полу Казанского и Исаакиевского соборов, а также лондонского собора св. Павла и парижского Пантеона, мы их публиковали ранее в этом журнале. А о шотландских колоннах и обелисках поговорим как-нибудь в другой раз.