В интернете распространена картинка Александровской колонны в сравнении с другими известными колоннами, из которой может возникнуть ошибочное представление о том, что именно АК являлась самым высоким монументом своего времени.
Сравнительная высота колонн Александра I, Наполеона, Траяна, Помпея и Антонина. Литография Мюллера по рисунку О. Монферрана. 1836 г.
Полагаю, Монферран умышленно обошел сравнение с более высокими колоннами уже построенными на момент начала строительства АК. К таким колоннам относятся
колонна Великой армии во Франции (53 метра),
Монумент Вашингтона в Балтиморе (54.5 метра) и
Лондонский монумент (61 метр).
Именно последний нас интересует больше всего, потому что его спроектировал известный архитектор Кристофер Рен, на которого мы уже обращали внимание в наших предыдущих постах, занимаясь сравнительным анализом Исаакиевского собора и аналогичных соборов Европы, в частности с собор св. Павла в Лондоне.
Итак, Монумент - памятник в центре Лондона, высотою 202 фута (около 62 метра), построен в 1677 г. в память о Великом лондонском пожаре 1666 г. Колонна сделана из портландского камня, навершие представляет собою золоченую урну с пылающим шаром изготовленную из меди. Колонна является зенит-телескопом и предназначалась для астрономических наблюдений.
При более детальном изучении вопроса выясняется, что Рен проектировал колонну вместе со своим старым другом, однокашником по Оксфорду известным ученым Робертом Гуком, известным большинству из нас еще со школьной скамьи законом о растяжении и сжатии пружины и вошедшим в учебники под его именем - закон Гука. Гук как и Рен был весьма разносторонним ученым в широту интересов, которого входили самые разные научные дисциплины - от астрономии до биологии, увлекался он и архитектурой, в частности, спроектировал здание новой Бетлехемской королевской больницы более известной под названием Бедлам. Однако у него был конфликт с Исааком Ньютоном, который заняв пост президента Королевского общества в 1703 г., сразу же после смерти Гука, позаботился об уничтожении его наследия и многочисленных изобретений, также как и его прижизненных портретов. Поэтому многие его открытия до нас не дошли.
Сегодня биографы Гука утверждают, что многие известные нам законы и изобретения были сделаны именно им. Речь идет о законе Бойля, открытии кометы Галлея и даже утверждается, что купол собора св. Павла, который служил образцом для Монферрана при строительстве Исаакиевского собора, разработал не Рен, а Гук.
В 70-х гг. 17 века Гук занимается поисками подтверждения теории Коперника о Вращении небесных сфер. Он пытается рассчитать параллакс гаммы Дракона (греческое название - Этамин), звезды, которая на широте Лондона близка к зениту и располагается близко к северному полюсу эклиптики, что минимизировало эффект атмосферной рефракции. Гук проводил свои наблюдения в дневное время и полагал, что именно он стал первым, кто увидел звезды при дневном свете, хотя до него это удавалось французским астрономам Морену и Пикару независимо друг от друга.
Официально считается, что эксперимент Гука провалился даже не начавшись. Вибрации в колонне от уличного движения и при усилении ветра в силу ее парусности не позволяли зафиксировать объектив, находившийся в золотой сфере. Поэтому Гук использовал свою новую лабораторию, проводя эксперименты с барометром и маятником, изучая атмосферное давление и гравитацию на разных высотных уровнях.
Однако для такой гениальной личности как Гук подобный просчет выглядит как-то не очень уместно. Конечно, «на всякого мудреца довольно простоты», но есть основания усомниться в официальной версии.
Вполне возможно, что на самом деле результаты эксперимента до нас не дошли. Ведь Ньютон уничтожил все инструменты Гука, а по вопросам устройства телескопа они были непримиримыми оппонентами. Ньютон был сторонником телескопа-рефлектора, который им же и был разработан, Гук - телескопа-рефрактора с линзовой системой. Шла своего рода «битва телескопов».
Гук начал свои астрономические наблюдения еще в домашней лаборатории при Грешем-колледже, пытаясь рассчитать параллакс гаммы Дракона. В результате эксперимента его величина составила 27-30 секунд. Сегодня считается, что параллакс в данном эксперименте должен быть всего 2 секунды, а ошибка Гука возникла по причине аберрации телескопа. Именно погрешности такого рода должны были устранить телескопы-рефлекторы, разработанные Ньютоном.
Теперь посмотрим на эти рисунки
well telescope
Это «колодезный» зенит-телескоп (well telescope) английского астронома Джона Флемстида. По внутреннему устройству такая же колонна, только вглубь. Флемстид пытался решить ту же задачу - расчет параллакса гаммы Дракона, но она не была решена, причина - «because of the damp of the place» (слишком сыро).
Таким образом, практически уже открытый параллакс не был признан и все работы по нему были как-то внезапно заморожены. Параллакс будет открыт только в 19 веке сразу тремя астрономами: русским астроном Струве по Веге, немцем Фридрихом Бесселем по звезде 61 Лебедя и англичанином Томасом Хендерсоном по альфе Центавра.
Но вернемся к колоннам. Посмотрим на это произведение искусства
Это колонна Медичи Париже, она же астрологическая колонна, тоже зенит-телескоп. Вот так выглядит ее технический разрез
Построена Жаном Бюлланом в 1570-х гг. Рен специально наведывался Париж, перенимал опыт строительства телескопов.
А вот колонна Траяна
Нет, она не считается телескопом, хотя и выглядит также. Напомню, что одним из крупнейших специалистов по колонне Траяна являлся Шарль Персье, тот самый, что был учителем Монферрана.
В связи со всем сказанным актуализируется вопрос - Как выглядит Александровская колонна внутри, чем она в действительности является и для чего Монферран достраивал капитель кирпичом, который заменили на гранит не так давно при реставрации.
77-я страница альбома Монферрана
Но вернемся в Лондон к Монументу. Понятно, что такой знатный масон и оккультист как сэр Кристофер Рен ничего просто так делать не будет, он обязательно заложит тайный смысл, доступный посвященным. И вот как он видится некоторым знатокам (цитирую по Rev. Stephanie Clarke. Down, Dirty and Divine. A spiritual guide through London’s underground):
The Monument’s height of 202 feet represents the distance from the point where the fire is believed to have started. But why not a round number of 200 feet? Wren, with his understanding of sacred geometry and astronomy, knew that the height of 202 feet would create a certain length of shadow at the summer solstice of almost exactly 350 feet. The base angle of the imaginary triangle, with the Monument as its vertex, is almost 30 degrees.
If we drew a circle on the ground around the monument with a 350 feet radius, the perimeter would be 2200 feet. If we then drew a square around the monument with the same perimeter, each side would be 550 Feet. Using the square base, we could construct an imaginary pyramid with its height at 350 feet, equal to the length of the shadow. The angle of the slope of this imaginary pyramid would be 51 degrees 51’ which is exactly the same as the Great Pyramid of Giza. At the summer solstice, the Monument and the shadow that it casts, represents a 5/7 scale replica of the Great Pyramid!
Кратко. Колонна высотою в 202 фута для того чтобы отбрасывать тень в день летнего солнцестояния длинною 350 футов. Если тень принять за радиус, тогда периметр окружности вокруг колонны составит 2200 футов (350*2*пи). Далее рисуем квадрат с тем же периметром, его сторона - 550 футов (2200/4). Потом мы почему-то выкидываем саму колонну и за высоту принимаем длину тени 350 футов, и вот теперь, получив пирамидку, мы проводим от вершины к середине основания отрезок и получаем угол с основанием 51гр 51 мин (расчет - arctg(350/275)), как и у великой пирамиды в Гизе. Ну, в общем, натянули сову на глобус.
На мой взгляд такое объяснение никуда не годится. Достаточно сказать, что в день летнего солнцестояния высота солнца над горизонтом в Лондоне составит 61,9 гр., а значит и тень будет короче самой колонны - примерно 108 футов.
Но не исключено, что Рен действительно имел ввиду пирамиду, только с другими пропорциями. Если с полученным радиусом мы решим популярную в средние века задачу квадратуры круга и вместо периметра построим квадрат с аналогичной кругу площадью, то сторона квадратного основания пирамиды получится 191 фут. Т.е. у такой пирамиды высота будет больше длины основания. Именно так и представляли пирамиды в то время
The Egyptian Pyramid (1778) in Parc Monceau
Учитывая тот факт, что Кристофер Рен, как и многие другие архитекторы был прежде всего ученым и оккультистом, а чаще всего строил он соборы, то будет что обсудить в отношении предназначения некоторых культовых сооружений.
Продолжение следует...