Углубляясь в изучении истории Санкт-Петербурга, а если точнее самых известных монферрановских творений, вспомнился давно прочитанный в детстве рассказ Г.К.Честертона под названием «Лиловый парик». В этом рассказе знатный лорд, принадлежащий роду с легендой о родовом врожденном уродстве в области верхней части черепа, вынужден прикрывать свою голову париком. Но он носит не обыкновенный парик, а парик лилового цвета, как бы демонстрируя всем свою исключительность. Сам лорд на просьбу снять паричок и продемонстрировать верхнюю часть головы, отвечает отказом, мотивируя это тем, что простые смертные не выдержат страшного зрелища. Расследование, которое проводит журналист, позволяет раскрыть страшную тайну мистификацию. Выясняется, что париком прикрывается не лорд, а его бывший адвокат и ростовщик по имени Исаак Грин, который сначала завлек лорда в аферу, отсудил у него половину имения, а после смерти, не оставившего потомства лорда, по решению правительства получил графский титул. И хотя все эти события произошли не так уж давно, они уже успели обрасти легендой, а фактология стала недоступна широкому кругу. Рассказ заканчивается отказом главного редактора опубликовать итоги журналистского расследования, дабы ни с кем не портить отношения и не будоражить общественное мнение.
Типичным примером «лилового парика» истории является история строительства Александровской колонны и Исаакиевского собора. Кипучая политическая деятельность иностранных эмиссаров в России (каких именно перечислим ниже) пересекается с религиозно-культурной, на которую необходимо было накинуть покрывало, дабы не возникало лишних вопросов. Но вместо того, чтобы спокойно подтереть не нужные детали и объяснить строительство в общем то вполне типичных для своего времени сооружений, возникает «лиловый парик» в виде монферрановских альбомов, которые своими нелепыми картинками и странной подачей информации призваны не только скрыть неугодные официальной истории факты, но и перенаправить внимание на якобы «страшную тайну». И вот на сцене появляются альтернативные теории с «невозможным исаакием», «храмом Зевса», «памятниками тартарийской империи», «лазерными станками древности».
На самом деле «тайна» несколько проще и прозаичнее, но скрывать ее все равно приходится.
Всем кто интересовался историей строительства Исаакиевского собора и Александровской колонны хорошо известна книга Чекановой и Ротача «Огюст Монферран», изданную ленинградским отделением Стройиздат в 1990г. Ее легко можно найти в интернете. Но тут внезапно для меня выяснилась одна деталь. Оказалось, что книга о Монферране этих же авторов была опубликована на одиннадцать лет раньше, в 1979 г. Найти ее мне не удалось. Но нашлась любопытная информация:
«Но вот в 1979 году А. Л. Ротач и О. А. Чеканова, авторы книги «Монферран», вышедшей в серии «Зодчие нашего города», впервые опубликовали новый портрет архитектора, запечатленного на фоне Александровской колонны.
Это изображение вызвало немало вопросов. Да и сами авторы первой публикации отметили, что «облик Монферрана здесь несколько отличается от известных его изображений». Впрочем, это их не насторожило - как не насторожило и обилие высоких наград, которыми усыпана грудь «Монферрана».
Даже на черно-белой репродукции видно, что неизвестный одет в парадный мундир камергера, расшитый золотом, поверх которого накинута мантия с белым мальтийским крестом на левом плече. Мантия является знаком одеяния кавалера ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Через правое плечо пропущена андреевская лента, а на груди изображена звезда высшего российского ордена - ордена Святого Андрея Первозванного. На шее висит крест ордена Святого Георгия III степени; есть и другие награды.
Имел ли эти титулы и ордена Огюст Монферран? Архитектор не был камергером, а как не состоящий на русской военной службе не мог быть и кавалером ордена Святого Георгия. Также Монферран не мог быть кавалером высших российских орденов, которые жаловали чинам первых трех классов, - а он к моменту открытия Александровской колонны имел лишь чин коллежского советника VI класса по Табели о рангах.»
(Фрагмент из книги Е. Монусовой «Полная история рыцарских орденов»)
Оказывается на портрете изображен председатель Комиссии о построении Исаакиевского собора полномочный министр мальтийского ордена граф Джулио Ренато (Юлий Помпеевич) Литта, родной брат которого Лоренцо был приближенным Папы Римского, камергером Наполеона и в течение некоторого времени апостольским нунцием в СПб. В процитированной книге даются некоторые подробности политической жизни Литты в России.
Кстати заодно уж отметим, что автор книги почему-то обращает внимание только на российские награды лже-Монферрана. Мы не раз писали о том, что в той же книге Чекановой и Ротача перечисляются награды других государств:
«От иностранных государств он имел ряд орденов: в 1840 году - прусский орден Красного Орла 3-й степени, Большую Золотую медаль от Папы Римского, в 1841 г. - второй (королевский) Орден Почетного легиона, в 1850 - прусский орден Красного Орла 2-й степени, в 1852 - Иерусалимский орден св. Гроба, около 1850 г. - шведский Королевский орден Вазы»
Вот так вот, Большая Золотая медаль от Папы Римского малоизвестному архитектору, который где-то что-то строил в далекой северной стране. А родной брат приближенного к папскому Престолу и «самый высокопоставленный придворный чиновник Российской империи с 1826 по 1839 год» вполне ее заслуживает, тем более что его основной задачей было продвижение католичества в России.
Получается, что два главных творения Монферрана связывает интернациональная «гремучая смесь». Перечислим основные группировки:
1) итальянцы: граф Литта и итальянские строители из семейства Адамини (Томазо, Доменико, Леоне и Антонио). Последний из них Антонио Адамини, по сути, главный создатель Александровской колонны и колонн ИС, внес наиболее существенный вклад в техническую составляющую «парика» - передвижение гранитных колонн.
2) французы: Бетанкур (несмотря на испанское происхождение, имел французские корни, в Россию прибыл из Франции), Монферран (прибывший в Петербург с рекомендательным письмом давнишнего компаньона Бетанкура часовщика Абрахама-Луи Бреге), а также учителя Монферрана придворные архитекторы Наполеона Бонапарта - Шарль Персье и Пьер Фонтен, состоявшие в длительной связи с Александром I еще до войны 1812г. и во время оккупации Парижа в 1814г.
3) англичане в лице семейства Бердов, Вильяма Хендисайда, но корни уходят в деятельность Якова Брюса, с подачи которого состоялась встреча Петра I и Исаака Ньютона через посредничество архитектора собора св. Павла Кристофера Рена. Кстати еще один Яков Брюс (внучатый племянник «колдуна») заведовал стройкой собора при архитекторе Ринальди.
Анализируя деятельность этих условных группировок, их цели, постепенно становится понятно, почему историкам приходится выпячивать Монферрана с его альбомами и крепостными, скрывая или уменьшая роль других ключевых фигур, как политических деятелей, так и технических специалистов.