В последнее время, после медитационных сессий, ко мне приходят давно забытые воспоминания из разных периодов моей жизни. Я буду выкладывать их время от времени. Вот одно из них...
Я ехал в автобусе, практикуя направление и удержания ума на кончике носа. Естественно я не погружался глубоко, ввиду наличия огромного количества раздражителей. Тут меня осенило: нужно слушать! Сосредоточив внимание на звуках, я заметил, что мой ум постоянно скачет, вычленяя из общего шума то один, то другой звук. И тут вдруг стало очень светло. Я обнаружил себя в школе, в классе, где я провел первые четыре года своего ученичества. Большие окна, через которые проникал солнечный свет, делали классную комнату по-настоящему яркой.
Звук голоса учителя привлек мое внимание к себе. "Итак, ребята, мы с вами научились рисовать крючок и овал. Сегодня мы попытаемся их соединить. Делается это так:"- она подошла к доске и начала рисовать на ней мелом, продолжая объяснять, -"Начинаем рисовать овааал, и не отрывааая рукиии, вывооодим крючооок." Ещё несколько раз она повторила сказанное, сопровождая его медленным вырисовыванием овала с присоединённым к нему крючком. "Теперь, если вам всё понятно, открывайте свои тетради по чистописанию (те самые, в линейку, с наклонными чертами, с пунктирными кругами, крючками и буквами для обведения и, конечно же, промакашкой! - примечания мои) на странице десять...".
Я сгорал от нетерпения! Наконец-то, я столько раз пролистывал дома тетрадь для чистописания, разглядывая, что же там будет дальше! Палочкой я обводил эти фигуры, мечтая сделать это ручкой!
"На первой строчке вы видете три пунктирных фигуры для обведения."- нескольким ученикам она ткнула пальцем, куда смотреть.- "Далее идёт свободное место для самостоятельного выведения. Сначала возьмите свои авторучки, обведите пунктиры, затем выведите фигуры самостоятельно."
Она продолжала давать инструкции, но я уже не слушал её. Я испытал ощущение падения в пропасть. Звуки и голоса слились в нераздельный шум, который становился всё тише. Слуховое восприятие было похоже на то, какое имеешь, находясь под водой в бассейне, слушая звуки на поверхности. Фокус зрения сузился, и я имел как бы туннельное видение. Передо мной был только пишущий узел шариковой ручки, оставляющий след на бумаге. Причем, написанное меня совершенно не волновало. Весь я был в процессе выведения фигур.
Когда я пришел в себя я увидел целую строчку, заполненную идеально написанными фигурами. "Таким образом, соединив овал и крючок мы получаем письменную букву 'а'."- услышал я.-"Теперь, ребята, можете приступать к выполнению задания."
Я поднял руку, и сообщил учителю, что я уже закончил. "Как, уже? Я же просила не спешить и быть старательными! Ну-ка дай мне взглянуть на твои каракули."- она взяла мою тетрадь,- "Так... Ммм... Хорошо... Ммм...". Закрыв мою тетрадь, она взяла ручку и начала рисовать что-то на обложке. Я понял, что она ставит оценку. Она не ставила цифры, вместо них она рисовала звёздочки на обложке в правом верхнем углу тетради. Поэтому оценки были у всех на виду. За каждое задание я всегда получал 5 закрашенных красных звездочек, но в этот раз пятая звёздочка была не закрашена. "Ольга Викторовна, а почему вы поставили мне минус?"- мои буквы были поистине великолепны, по сравнению с её кривулями на доске. В каждую букву было вложено 100% моей души, чистое творчество, не запятнанное коммерческим интересом. "Расстояние между буквами должно быть больше, как на образце."- последовал аргумент. Я был на грани слёз. Никогда ещё я не получал такой низкой отметки!В классе поднялось обсуждение, и моя тетрадь пошла по рукам. Закончилось всё тем, что последняя звездочка была закрашена.
Обнаружив себя в автобусе, я первым делом, посмотрел в окно, чтобы узнать, не проехал ли я свою остановку. Оказалось, что я проехал всего две остановки, а это около 5-ти минут!
Я размышлял о случившемся. Касательно самого воспоминания, я осознал губительные действия учителя, как будто прилагающего все усилия на то, чтобы я забыл про однонаправленность ума. В нашем мире взрослый человек- это тот, кто окончательно потерял способность произвольного направления внимания. Наше внимание управляется не нашей волей, но выработанными привычками. Касательно самого события, я вспомнил как достигал однонаправленности посредством концентрации на звуке. Для начала надо затаить дыхание. Затем остановить различение звуков, стараясь услышать всё сразу. Через секунду звуки превращаются в гул. Здесь нужно перевести внимание на возникающее ощущение парения. Оно усилится, если ассоциировать его с падением в пропасть. Звуки отдаляются, наступает дхарана...
Думаю, на сегодня хватит.