Всё началось со статьи достопочтенного Аджана Брама 'Осознанность, дыхание и далее...'. К тому времени я уже был знаком с сутрами палийского канона. Из махасатипатхана сутры я знал об особенной важности развития осознаности, как основы всей практики в буддизме.
Аджан Брам описывает практику осознанности к дыханию. Я считаю эту статью комментарием к Анапанасати сутре. По словам Аджана Брама, осознанность- это естественное свойство ума, не загрязненного каким-либо напряжением. Отсюда вывод: расслабление- это основа основ. Кстати, называемая на западе медитация 'концентрации ума на дыхании', хотя и имеет под собой тот же источник (анапанасати сутра), всё же подразумевает насильственное удержание мысли в уме. Но в то время, к моему несчастью, я не понимал различия. Можно сказать, мой первый успех был связан с возникновением этого понимания. Чуть ниже я расскажу как это произошло. А пока остановимся на предшествующих событиях. В то время я так же знал из сутр, что аскетические практики Гаутамы Будды не привели его к реализации просветления. Но достиг он его путем прохождения 8-ми дхьян всего за одну ночь, изъявив решимость либо постичь истину, либо умереть. Воодушевлённый его примером, я начал искать в сутрах всё, что связанно с этими дхьянами. И нахожу такую фразу: "избавившись от желания чувствования и неумелых качеств ума, монах входит и пребывает в первой дхьяне, где направление мысли сопровождается её удержанием, радость и восторг сопровождаются однонаправленностью ума". P. S. Неумелые качества ума- недоброжелательность, лень и сонливость, беспокойство, неуверенность. Вместе с желанием чувствования составляют пять препятствий. По словам Аджана Брама, препятствия убираются в течение дня путем поддержания осознанности. И непосредственно во время медитации, путем развития факторов дхьяны, т.е. направление, удержание мысли, радость и восторг, однонаправленность ума. До этого я тоже дошёл много позже, хотя знал об этом с самого начала. Итак, имея приблизительно такой багаж, я приступил...