Днём я занимался практикой осознанности. Если я сидел, я осознавал, что сижу. Если стоял, я осознавал, что стою. Если ходил, работал, разговаривал, я осознавал, что хожу, работаю, разговариваю.
Я не пытался вмешиваться в свои действия и как-то их контролировать. Я просто наблюдал за ними. Бывало, что я начинал размышлять о последствиях того или иного действия. Тогда я, признав, что любуюсь не действием, но своими мыслями, возвращал свой ум обратно к наблюдению. Бывало, что я начинал размышлять о причинах, вынуждающих меня совершать то или иное действие. Тогда я, снова признав, что любуюсь не действием, но своими мыслями, возвращал свой ум обратно к наблюдению. Я заметил, что 95% времени я присутствую в размышлениях и мечтаниях, и лишь 5% времени я присутствую в том, что я делаю. И эти последние 5% - благодаря практике осознанности. Попутно я практиковал сдержанность в чувствах. Мой ум постоянно стремился отреагировать всякими мыслями, эмоциями, суждениями, оценками и пр. на то или иное явление. Заметив эти отвлечения, я отпускал напряжение в уме и теле и возвращал его обратно к наблюдению. Время от времени я напоминал себе, что изначально природа ума чиста, нужно просто иметь достаточно осознанности и внимательности, чтобы эту чистоту разглядеть!
Встав утром рано, я первым делом сделал зарядку, хорошенько разминая поясницу и ноги, чтобы мне не приходилось испытывать необходимость двигаться во время медитации. Для этого я использовал стандартный комплекс тайцзицюань в 108 движений. На его выполнение у меня ушло около 30- ти минут. Я чувствовал прилив сил и хорошего настроения. Мой ум был собран и готов к практике.
Когда закончились телодвижения, связанные с принятием надлежащей позы для медитации, я направил свой ум прямиком на кончик носа. Я начал наблюдать за ощущениями в этой области, возникающими от движения дыхания. Когда появлялись отвлечения, я отпускал напряжение в уме и теле. Таким образом, я расслабился настолько, что перестал ощущать границы своего тела. Я пытался всматриваться, внимательно наблюдать за движением дыхания, вместо того, чтобы концентрироваться. Мой ум удерживался на объекте довольно продолжительные промежутки времени. Дыхание стало поверхностным и очень тонким. Если бы не ощущение касания в области кончика носа, я подумал бы, что его, вообще, нет.
Когда я удерживал ум, у меня возникало некое ощущение, которое стремительно росло. Оно набирало обороты, как лопасти у вертолёта, начиная крутиться медленно, потом всё быстрее и быстрее... Или как поднимаящаяся волна, готовая обрушиться на берег... Меня начинало трясти, не тело, а мою самоощущающую часть. Это было похоже на вибрацию, сначала- хаотичные потряхивания, затем регулярные, затем короткие колебания, частота которых увеличивалась. Она росла пока я не начал воспринимать вибрацию как гудение. Звук был сначала очень низкий, потом всё выше и выше... Мне пришла в голову мысль, что если частота колебаний будет продолжать увеличиваться, то я, наверняка, буду воспринимать вибрацию как свет... И тут всё пропало. Я отпускал напряжение в уме, направляя ум на кончик носа. Мои мысли то и дело возвращались к этой вибрации, и я не мог удерживать ум достаточно долго.
Через некоторое время мне всё же удалось остановить ум на кончике носа, и ощущение появилось вновь. Но (скорее всего, потому что я пытался его форсировать) оно не доросло даже до потряхиваний. Зато я заметил нечто знакомое в нем. Это ощущение я испытываю регулярно, когда мой ум находится в прострации. Чаще всего, когда нужно на чём-то сосредоточиться для решения определённой задачи. Не то, чтобы мой ум отвлекался посторонними мыслями, он просто впадает в ступор. Невозможно уловить ни единой мысли! Наверно, это естественный защитный механизм от умственного перенапряжения. Ещё один способ на секунду вызвать это ощущение - это задержать дыхание на выдохе и уставиться раскрытыми глазами в точку. Его (ощущение) можно описать как падение. Скорость этого падения постоянно растет, зрительные образы затуманиваются, звуки сливаются в гул, имеющий место где-то на поверхности. Я уверен, что это ощущение знакомо каждому.
Когда ощущение было идентифицированно, я смог вызывать его с лёгкостью. Теперь моей задачей было его удержание, для чего я использовал метод отпускания напряжения в уме. Собственно, отпускание напряжения и вызывало это ощущение. Оно доходило до восприятия звука, затем отвлекался, затем повторял всё сначала, и т.д. Сегодня мне некуда спешить, поэтому я не ставил будильник. Так я практиковал, потом решил заняться домашними делами.