Долгое время я ёрзал, пытаясь найти наиболее удобное положение. Я настраивался на то, что проведу в медитации полтора часа, поэтому лишние боли в спине или ногах мне были ни к чему.
Я начал практику со счёта вдохов. Отсчитав десять циклов, я заметил, что мое дыхание стало очень спокойным. Тогда я оставил счёт и приступил к наблюдению за дыханием в точке его первого касания, т.е. на кончике носа.
Я всматривался то в точку касания, не забывая переводить ум с детали на деталь в пределах объекта медитации. Если появлялись отвлечения, я отпускал напряжение в уме и теле.
Через некоторое время я почувствовал необходимость двинуться. Это ощущение нарастало, и затем, неожиданно для себя, я встал и пошел к дивану. Я продолжал практику тем же способом, только лёжа на спине на диване.
Я удерживал ум на кончике носа... Затем я не помню, что случилось, но я пришёл в себя и обнаружил, что удерживаю ум на том же месте.
Поначалу я подумал, что заснул, но я не помнил никаких сновидений. Пытаясь понять, что произошло, я анализировал ощущение и пришёл к выводу, что здесь имела место потеря сознания... или некий разрыв в линейности самовосприятия. Я вроде как выключился, а потом включился.
Я размышлял над тем, что случилось, пока не прозвенел будильник. Днём мне пришла в голову мысль, что это могло быть изменённое состояние сознания, дхьяна. Мастера медитации говорят, что это состояние не имеет ничего общего с повседневным состоянием. О нём очень трудно помыслить, тем более говорить. Его испытывают все, но лишь немногие обладают достаточной осознанностью, чтобы вытащить на поверхность те процессы, которые в нем имеют место. Я действительно ощущал не просто отсутствие памяти о каком-то периоде времени, но настоящий разрыв, остановку. Когда я приходил в себя, это не было как просыпание. Скорее это похоже на включение. В один момент я осознал себя наблюдающим за касанием дыхания.
Если так, то мне необходимо совершенствовать эти ощущения всё теми же пятью способами, о которых не раз уже упоминал.