Aug 12, 2015 16:30
Гартман использует в своих построениях мысль Гегеля о том, что последние основания нельзя доказать (потому что доказательство подразумевает ссылку на что-то более очевидное и достоверное, но последние основания на то и последние, что очевидней и достоверней ничего не бывает).
Это очень, очень приятно.
Длаее, Гартман осторожно и со множеством отклонений и разъяснений подходит к той мысли Гегеля, что вот-бытие предмета не является безразличным для содержания его понятия.
Как рассуждал Кант? Можно описать некую вещь, составить о ней представление, сконструировать ее и познать ее внутренню структуру, и всё это в уме, безо всякого опыта, но без опыта мы никогда не узнаем, существует ли эта вещь в реальности. Мы можем придумать каое угодно существо, всемогущий абсолют или кентавра, но нам нужны показания опыта, чтобы узнать, существует ли кентавр на самом деле. Это существование или не-существование ничего не меняет в понятии кентавра.
Гегель (и Гартман вместе с ним) заявляет тут, что в понятии кентавра-то ничего не поменяется от того, существует он или нет, но в понятии мира в целом поменяется очень многое. Это разные миры - в котором существуют кентавры и в котором нет.
Таким образом уничтожается абсолютная граница между наличным бытием и понятием, бытийной сферой и идеальной.
Кант,
философия,
онтология,
Гегель,
Гартман