Еще один мысленный эксперимент. Мэри - великий нейрофизиолог. Она знает всё о мозге и процессах в нем. В то же время Мэри живет всю свою жизнь в комнате, где все вещи окрашены только в черный и белый цвет. Вопрос: когда Мэри впервые увидит красное, она приобретет новое знание или нет
(
Read more... )
То есть в черно-белой комнате, помимо Мэри, находятся еще и черно-белые устройства, позволяющие сканировать мозг, вводить в него электроды и т.д. В противном случае Мэри - не великий нейрофизиолог, а в лучшем случае читатель книг о нейрофизиологии. А еще Мэри, раз знает о мозге все, видимо умеет регулировать работу нервной системы, замедлять частоту биения сердца и т.д. (лягушки же умеют).
В этом случае, Мэри, разумеется, узнает, что такое красный цвет, еще до выхода из комнаты, как минимум потому, что она сможет просто простимулировать участки своего мозга, вызывающие соответствующие реакции.
Reply
Reply
Но это все придирки по мелочам, на мой взгляд, нереалистичной является главная предпосылка мысленного эксперимента. "Знать все о мозге и процессах в нем" мы сможем не раньше, чем будем знать "все" (или, по крайней мере, гораздо больше, чем сейчас) о "сознании", которое проявляется посредством мозга. Т.е., например, мы не сможем сказать, что знаем "все" о шишковидной железе, до тех пор, пока не примем во внимание ее функцию связи "души" с мозгом (т.е. указывающую на нечто, что уже находится за пределами мозга).
Reply
Reply
Reply
Reply
=В рамках подходов этой традиции, если Мэри действительно "знает про мозг все", то ее "старое знание" уже включает в себя как "переживание" красного, так и способность воспроизвести красное: она уже получила его в процессе практического обучения нейрофизиологии.= - У Чалмерса есть целый параграф, где он разбирает возражение "Мэри не приобретет нового знания"
Reply
Leave a comment