В их оправдание можно сказать лишь то, что они не причина болезни, а её симптом. Уже поэты Серебряного века сами подталкивали к такому толкованию своих стихов - просто потому, что не знали и не понимали никакого другого.
Спорно. Серебряный век придавал понятию "поэт" обобщенно-мистический статус(Поэтовы затменья не предугаданы календарем (с)), что уже исключает номинализм. Маяковское "Я - поэт. Этим и интересен." - это уже снижение.
По-моему, не исключает, а подчеркивает. Тогдашний Поэт сходен с Философом Ницше - творец новых ценностей на пустой земле, стремящийся разрушить, взорвать, разломать старые ценности и создать своё, своё личное, своё индивидуальное в том смысле, что я писала где-то раньше. И заместить этой индивидуальностью всё что было и что должно быть в будущем.
Я так их понимаю. Потому и претенциозность их мне всегда была диковата, я никогда не могла настроиться на эту волну. По-моему, это яркая и наглядная попытка создать смысл из фактов, идеальное из повседневного, мистику из того, что можно увидеть глазами и пощупать руками. Это номиналистическая программа.
Нет-нет, по-моему, не так. Идея избранности поэта (нет - Поэта!) идет от немецких романтиков. Там, таки да, имела место волюнтаризма, торжества индивидуальной воли. Но самых чутких из них это не удовлетворяло. В полном соответствии с тогдашней философской традицие - диалектика индивидуального как реализации общего
( ... )
=Вся поэзия Серебряного века - мука индивидуальной гордыни под тяжестью надындивидуального= - Да, что-то в этом роде я и имела в виду. Сверхиндивидуальное дано через его отрицание и отсутствие. Проводниками и Выразителями чего они сделались? Стереотипов своего узкого круга, к огромному сожалению. И жалко их, да что поделаешь, отрезанный ломоть.
Номинализм-то тоже полностью свою программу не реализовал хотя бы потому, что приходится пользоваться естественным языком, который весь насквозь платоничен, но направление это одно и то же.
"Сверхиндивидуальное дано через его отрицание и отсутствие." Не совсем. Тогдашнее понимание было несколько иным. Через Поэта проходит Эпоха. Вся, целиком. Он не может отстраниться, спрятаться от нее в башню слоновой кости, хотя очень хочется. Существо мистической, по завету Пушкина, природы, он обязан принять в себя эпоху пустоты и разрушния, заплать за всех (Есенин), искупить. Можно говорить об этом что угодно, но это - не номинализм.
Они же и это понимают психологически! Они не видят общности, которая может быть субъектом истории и которой как раз под силу принять в себя и осуществить. Они хотят собою подменить весь народ, и даже не сознательно, вот что меня больше всего в них злит. Столько энергии и талантов в пустоту просто потому, что они не понимают, с чем имеют дело.
"...личная страсть Катулла, как страсть всякого поэта, была насыщена духом эпохи; ее судьба, ее ритм, ее размеры, так же как ритм и размеры стихов поэта, были внушены ему его временем; ибо в поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим; чем более чуток поэт, тем неразрывнее ощущает он "свое" и "не свое"; поэтому, в эпохи бурь и тревог, нежнейшие и интимнейшие стремления души поэта также преисполняются бурей и тревогой." А. Блок
Нина, я не вижу номинализма ни в каком виде ни в творчестве, ни во взглядах на поэзию Есенина, Блока, Цветаевой, Гумилева Волошина. У старшего поколения - Бальмонта, Анненского, Минского и др. - тоже. Я не понимаю, откуда у тебя взялось это положение.
Что я извлекла из чтений по той же Цветаевой. Вот она создаёт какой-то образ-символ, который проходит красной нитью через всё её творчество. Скажем, Марина Мнишек - символ чего там? Беззаветной любви, романтического порыва, предельного выбора в женской судьбе (примерно, как я помню). Или сын Наполеона, умерший в 20 лет, означает нераспустившийся талант, погибшие возможности, невыполненное предназначение. Она проводит эту линию насколько ей хватает увлеченности, во всех своих стихах на эту тему
( ... )
Не так все было.:) Помнится, когда-то мы сошлись на том, что ощущающий себя представителем - не номиналист. Рушилась Империя. Это ощущали во всем, но сильнее всего - разрушение сословности. Они сопротивлялись. Есенин - последний поэт деревни. Гумилев - ясно. Цветаева и Белый позиционировали себя как "профессорские дети". Это для них было очень важно, "профессорский сын (дочь) - это судьба" (с) Проффессорская дочь Цветаева говорила на профессорском языке: Федра, Ариадна, Наполеон, Жанна д`Арк, Ронсар... Это - сословное представительство в поэзии. А что трактовка расходилась с общепринятой - так для профессорских кругов это и есть норма.
Ты будешь сильно шокирована, если я скажу, что "Риторика" Аристотеля и для меня не канон?
=Помнится, когда-то мы сошлись на том, что ощущающий себя представителем - не номиналист.= - Представителем смотря чего. Я о том и говорю, что представителями своей интеллигентской тусовки они себя ощущали, ещё как. Но нам не это нужно.
Reply
Я так их понимаю. Потому и претенциозность их мне всегда была диковата, я никогда не могла настроиться на эту волну. По-моему, это яркая и наглядная попытка создать смысл из фактов, идеальное из повседневного, мистику из того, что можно увидеть глазами и пощупать руками. Это номиналистическая программа.
Reply
Reply
Номинализм-то тоже полностью свою программу не реализовал хотя бы потому, что приходится пользоваться естественным языком, который весь насквозь платоничен, но направление это одно и то же.
Reply
Не совсем. Тогдашнее понимание было несколько иным. Через Поэта проходит Эпоха. Вся, целиком. Он не может отстраниться, спрятаться от нее в башню слоновой кости, хотя очень хочется. Существо мистической, по завету Пушкина, природы, он обязан принять в себя эпоху пустоты и разрушния, заплать за всех (Есенин), искупить. Можно говорить об этом что угодно, но это - не номинализм.
Reply
Reply
А. Блок
Reply
Reply
Я не понимаю, откуда у тебя взялось это положение.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Рушилась Империя. Это ощущали во всем, но сильнее всего - разрушение сословности.
Они сопротивлялись. Есенин - последний поэт деревни. Гумилев - ясно. Цветаева и Белый позиционировали себя как "профессорские дети". Это для них было очень важно, "профессорский сын (дочь) - это судьба" (с)
Проффессорская дочь Цветаева говорила на профессорском языке: Федра, Ариадна, Наполеон, Жанна д`Арк, Ронсар... Это - сословное представительство в поэзии. А что трактовка расходилась с общепринятой - так для профессорских кругов это и есть норма.
Ты будешь сильно шокирована, если я скажу, что "Риторика" Аристотеля и для меня не канон?
Reply
Reply
Reply
Leave a comment