Условия автономного театра
Сила воздействия театра, проявление его первоосновы связаны с отказом от узкой функции воспроизведения, или трансляции, литературы, с обнаружением его собственной материи, энергии и собственных средств выражения - через связь с актуальным Искусством
[1] в целом, с его идеями и тенденциями.
Чтобы было более понятно, я воспользуюсь примером из практики театра Cricot 2.
ИСХОДНАЯ СИТУАЦИЯ НЕЗАВИСИМОГО ТЕАТРА
ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕАТРА CRICOT 2
В 1955 году я собрал группу артистов: актеров, художников, поэтов, музыкантов - которые в своем индивидуальном творчестве - каждый в своей области - искали новые территории исследования, переступали старые границы Искусства, выдвигали новые идеи - одним словом, стремились к созданию н о в о й с и т у а ц и и в Искусстве (в Искусстве в целом).
Именно это было главной целью и главным двигателем в момент принятия решения реализовать эти идеи в поле столь сильного воздействия, каким является театр.
Новые идеи Искусства несли с собой новые концепции, остро постулировали воображение как наиважнейший фактор Искусства, восстанавливали принципиальные для театра законы глубокой метаморфозы в актерской игре, выстраивали действие с его ситуациями средствами поэтической метаморфозы и далеких ассоциаций, предлагали новые функции костюма и декораций, создавали новые отношения между сценой и зрительным залом. Это были не только новые формы, но прежде всего, новое, четко определенное содержание. Идея этого содержания в тот момент, когда, наконец, был совершен «выбор искусства», выражалась не в иллюстрировании, не в изложении, но в усилении выражения, повышении градуса и непрерывном установлении адекватных отношений и связей между литературным элементом и независимым первоэлементом театра.
Мы видим, как изменилась иерархия: сначала то, что мы в Искусстве называем творчеством, и только потом вопросы постановки пьесы и репертуара.
В данном примере, чей механизм я использовал в дальнейшем на всех этапах развития театра Cricot 2, заключаются мои принципиальные постулаты: спонтанное действие как условие любого творчества, а также перенос приоритета с процедур вокруг представлений театрального искусства на создание в собственной материи и структуре театра Новой, актуальной ситуации в Искусстве (вообще), актуальной эстетики и актуальной тенденции, работающей в цепи эволюции всего Искусства.
ИДЕЯ ЭТАПА
В такой системе идеи премьеры и репертуара утрачивают свое значение, становятся пустыми. Ведь речь идет о чем-то более важном, об эволюции Искусства. Поэтому мы можем говорить скорее об идее э т а п а.
ПЕРИОД СОЗДАНИЯ НОВОЙ СИТУАЦИИ В ИСКУССТВЕ
Начало этапа - не эффектная премьера, но трудный поиск новых содержаний и форм выражения, которые пока что вырисовываются как довольно расплывчатые понятия, скорее отрицание того, что было, скорее предчувствие, все это - попытки, этюды, нечто вроде нагрева мелких частиц до белого каления, расширения их содержания, медленная работа, приводящая в конце концов к значительно более выразительным ситуациям, осознанию новой сути, познанию и изучению новых законов и правил действия. Все это является независимым и не связано с какими-нибудь театральными искусствами.
Это - работа над подготовкой независимой театральной, «сценической» сферы, которая через некоторое время станет достаточно сильной, чтобы не бояться интервенции литературы, соприкосновения с чужим укладом и с пьесой.
Этот период работы продолжается около года.
ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИИ СПЕКТАКЛЯ
Спектакль - «премьера» становится началом периода эксплуатации спектакля. Период эксплуатации спектакля имеет другое, тоже очень важное, значение. В этот отрезок времени происходит принципиальное в контексте эволюции медленное и постепенное насыщение воображения в процессе восприятия, и одновременно истощение средств выражения, ослабление силы их воздействия, занашивание их, что в свою очередь - спустя еще какое-то время - приводит к необходимости поиска новых территорий для исследования.
Этот цикл развития длится от двух до четырех лет (согласно опыту театра Cricot 2).
ПРИЧИНЫ ДОЛГИХ ПЕРЕРЫВОВ МЕЖДУ «ПРЕМЬЕРАМИ»
Я не утверждаю, что этот зачастую длительный период нельзя было бы заполнить репертуаром, состоящим из какого-то количества «пьес» в конвенции, образованной первым спектаклем.
Возможно, это позволило бы избежать обвинений в том, что театр Cricot 2 - явление эфемерное, что из-за слишком долгих перерывов между «премьерами» он функционирует нестабильно. В данном случае я не являюсь сторонником такой системы, и этому есть причины:
- прежде всего, идеи искусства и репертуара, относящиеся к области литературы, получили бы преимущество, уничтожая идею автономной сферы театра.
- периоды эксплуатации спектакля утратили бы исключительно важную функцию насыщения воображения, исчерпания выразительных средств и последующего поиска новых областей исследования; превратились бы в обычную, регулярную театральную деятельность.
А значит, перестала бы существовать сама идея эволюции.
_____________________________________________________
[1] для различения театральное искусство (пьеса, la pièce, das Stück) я пишу с маленькой и; Искусство (вообще, l’art, die Kunst) с большой И (прим. автора).