Мысли вслух || Европейская цивилизация

Dec 19, 2006 18:44

Вот уже сколько лет я думаю о том, что европейская цивилизация (как культурно-историческое явление) весьма загадочна и нелогична ( Read more... )

thoughts, culture, history, europe

Leave a comment

yarikas May 16 2007, 08:30:00 UTC
Посмотрите на проблему с точки зрения распространения идей в активной среде из людей. Где плотность населения будет больше, там "гореть" будет ярче. Начинать надо с Трои и после неё - падение Миккен и Хеттов под ударами т.н. "народов моря" (давеча смотрел BBC-шный сериал - документалка по раскопкам). Постоянные демографические взрывы и последующие перемещения народов - процесс давно описанный историками. Общие же идеи обеспечат нужный автокатализ при консолидации ( ... )

Reply

nikto_journal May 20 2007, 10:51:04 UTC
Безусловно, вклад Иудеи огромен. Христианство принесло в европейскую культуру детерминизм и линейность времени, как, впрочем, и ряд иных идей.
Про письменные источники не могу не согласиться. И я убеждена, что определённое влияние арабской культуры тоже есть, но это больше относится к вопросу развития европейской культуры, а не её возникновению.

Reply

yarikas May 20 2007, 23:37:43 UTC
В данном утверждении Вы приписываете a priori происхождение "европейской культуры" Греции/Риму. Или нам стоит договориться, что Вы понимаете под "европейской культурой" (как я понимаю, какую-то статическую фигуру), или разговор приобретёт форму "пустое в порожнее".

Историки считают цивилизацией социальные группы, имевшие письменность. Тогда с тем же успехом я могу показать происхождение "европейской культуры" от финикийцев :)

Выше Вы совершенно справедливо заметили: "Отношение к жизни, имхо, зачастую определяется идеями, которые главенствуют в данной культуре," - так почему бы и не рассматривать генезис современного европейского общества через призму столкновения идей?

Reply

nikto_journal May 21 2007, 01:58:27 UTC
Немного не так. Я рассматриваю европейскую культуру в данном случае, как культуру, несущую в себе определённые ценности. Причём ценности уникальные. Как я это вижу, этими ценностями являются: индивидуализм, республиканская форма правления и научно-технический прогресс ( ... )

Reply

yarikas May 21 2007, 21:29:59 UTC
Мне Ваша точка зрения напоминает лошадь позади телеги: со стороны непонятно, кто кого везёт :) Само такое понимание "европейской культуры" родилось из бескультурья. Так в биологии долгое время считалось, что кольчатые черви произошли от плоских и т.п. И лишь на современном уровне знаний и умений остро встал вопрос о справедливости таких предположений.
Если снобизм самих греков мне понятен, то попытка вывести "европейскую культуру" строго из греческой - обыкновенный фашизмДалее про происхождение идей в целом и индивидуализма в частности ( ... )

Reply

nikto_journal May 21 2007, 22:25:28 UTC
Здесь произошло небольшое недопонимание ( ... )

Reply

yarikas May 22 2007, 07:58:52 UTC
Да, данный misunderstanding связан исключительно с терминологией. Тогда задавайте вопросы так ( ... )

Reply

nikto_journal May 22 2007, 09:47:51 UTC
Не совсем "когда?", скорее "почему в этой культуре данная идея стала базовой?"...

u_96 предлагает довольно простой и логичный ответ на этот вопрос, согласующийся с другими теориями происхождения культур.
Вместе с этим это даёт ответ на вопрос, почему мы не видим примеров подобного же мышления в более ранних культурах и цивилизациях...

Reply

yarikas May 22 2007, 10:44:37 UTC
Правильней так: "u_96 предлагает устраивающий Вас ответ на этот вопрос" :)
На этом можно было бы и закончить: Витус остался бы при своём мнении геофизика, я при своём биофизика, а Вы бы как психолог нашли бы сродство душ с историком u_96. Но тут уж, извините, поиспользую Ваш ЖЖурнал, дабы докопаться до того, что думают о "современной европейской культуре" современные историки :)

Reply

nikto_journal May 23 2007, 20:43:35 UTC
Недостаточно устраивающий))
Мне хотелось бы, наверное, узнать немного больше...
Однако ответ u_96 - это ответ на первоначально заданный мной вопрос, а не ответ на другие, безусловно, связанные с темой, но всё же другие вопросы...
Витус отвечал на вопрос о путях становления и формирования европейской культуры и цивилизации в её современном виде.
Про Ваш вопрос пока не могу сказать, но мне кажется, что Вас больше интересует происхождение самих идей, лежащих в основе культуры, чем её происхождение... Но я могу заблуждаться. Пока не совсем ясно...
У меня сложилось впечатление, что мы все говорим о разных вещах(

По поводу мнений: я - только "за". Всегда интересно послушать, что другие люди говорят.

Reply

yarikas May 23 2007, 22:57:03 UTC
Думаю, все отвечают на вопрос так, как его поняли: взгляды с разнх сторон на одну и ту же проблему :)
Мне проще говорить о происхождении идей, которые я могу как-то определить, чем культуры как совокупности идей и подходов к решению задач/проблем, полный набор которых я не в состоянии обозначить.

Запросил мнение ещё одного историка. Бум подождать :)

Reply

nikto_journal May 27 2007, 15:11:01 UTC
Да, конечно...
Это вообще характерное свойство человека - отвечать на свои собственные вопросы. (Не подумайте, я не считаю это дурным)

Спасибо большое за помощь в поиске ответа. К сожалению, из моих знакомых подобного рода вопросы интересны очень и очень немногим.

Reply


Leave a comment

Up