May 14, 2012 18:27
Общение власти и общества внешне являет собой диалог, оставаясь по факту суммой двух монологов. Эта «непробиваемость» объясняется по-разному, под неё подводится своекорыстная, коррупционная база. Другие поднимают фундаментальный вопрос об особой сущности современной российской элиты и бюрократии. Первое и второе - серьезные вещи, но взаимное непонимание глубже, потому что зиждется на психологических особенностях.
Продукт, порожденный властью, сложно оценить однозначно. Он зависит от многих факторов, а интерпретации результатов могут быть диаметрально противоположными. Государству принадлежит роль создателя условий, политического и экономического климата, атмосферы, в которой страна может продвигаться вперёд. Создание условий - прерогатива верховной власти, отчасти региональной. Основное здесь - это политическая воля. Для чиновников же низшего и среднего звена такое размытое представление о связи между своего труда и реально выполняемым функционалом - хороший повод, чтобы сидеть и просто получать деньги.
Какой бы ни был чиновник кристально честный, порядочный и внимательный к общественным настроениям, всё равно для госслужащих (наших и европейских) характерна такая черта, как стремление к стабильности, соблюдению установленного порядка. Казалось бы, что это неплохо, но жизнь вносит свои коррективы, а различные варианты не всегда возможно загнать в рамки прописанных процедур. Вот именно тогда мы начинаем жаловаться на черствость и забубенность, а удивленный столоначальник или стряпчий не менее возмущенно восклицает: «Как, когда приходить?! Конечно же, в среду, конечно же, в 12.00. Как, какую справку принести?! Естественно, по форме Т-9!» Т.е. присутствует непонятная уверенность, что все окружающие должны (непонятно почему) быть в курсе, разбираться в лабиринтах крючкотворства, всевозможных бланках. Тем не менее, подобные случаи - яркое подтверждение того, что желание устойчивости и неизменности имеет отрицательные стороны.
«Не колыхайте нас!» - вот вечная квинтэссенция и подспудная направленность деятельности, болезнь, которая с трудом поддается лечению. И встречается это во все времена: бюрократия не является сторонницей модернизации общества. «Держать и не пущать», действовать по единожды установленной инструкции проще, чем анализировать, насколько она адекватна и удобна для граждан.
Когда в стране невыгодно и непрестижно быть производителем (отличным рабочим, предпринимателем, учителем и т.д.), то устремления смещаются в сторону тех профессий и занятий, где можно «перекладывать бумажки», быть надзирателем (во всех возможных ипостасях). Когда устройство страны такое, то негативные черты лидирующего чиновничества становятся определяющими и начинают тормозить всё, что выходит за рамки такого взгляда на мир. Здесь уже проявляется чисто человеческая черта. Госслужащий начинает быть уверенным, что именно так и надо, что такой подход единственно верный. Основа уверенности - сила и непобедимость.
Оценка социально-экономического развития региона - это тот самый аспект, когда разговор с бюрократом заводит в тупик. И тут уже речь не о непонимании, а о несовместимости различных точек зрения, моделей мышления.
Вы ему говорите, что в области проблемы не решаются, а он начинает оперировать статистическими данными, тасуя их, как крупье, и вынимая вовремя удобную «карту». Вы ему объясняете, как обстоит дело на практике, а он ссылается на нормативы и принятые постановления. Он успокоен «хорошим» местом, которое регион занимает относительно других субъектов Федерации, а нам хочется понять, почему власть не делает большего.
Яркий пример - вопрос об уровне смертности детей в возрасте до 1 года.
По итогам 2011 года для Владимирской области этот показатель составляет 6,0 на 1000 родившихся. Удивляюсь, что областная исполнительная власть не использует в споре «главный козырь» - в Москве эта цифра равна 6,1. «Успокоить» нас должен и тот «успех», что по данному параметру регион выглядит лучше, чем ЦФО (6,4) и Россия в целом (7,3). Правда, вот не любят говорить о том, почему в Чувашской Республике получается 3,5. Может, пора посмотреть на их опыт, попытаться что-то перенять. Стоит учесть, что за год там показатель смертности снизился с 5,5. Известно, что в этом поволжском регионе демографии уделяется большое внимание. В этой сфере не бывает простых решений. Здесь важен профессионализм медперсонала, его внимательное отношение, заинтересованность в благополучном исходе, но от власти хочется услышать не победные реляции, а волю и желание основательно и оперативно решать эту задачу.
Жителю Владимирской области важно не то, какое место и где мы занимаем, а то, что он видит вокруг, с чем сталкивается, что он чувствует или не чувствует уверенность и комфорт.
политика,
власть,
общество,
Россия,
Владимирская область