КПРФ Николая Виноградова

May 12, 2012 17:01


В Москву не всегда поступают сведения, соответствующие реалиям региональной политики, поэтому статью «Коммерсанта» («Вокруг губернаторов оживились движения», http://kommersant.ru/doc/1912175) о возможных амбициях прогубернаторского движения «Справедливость и народовластие» стать федеральной партией читал не без улыбки. Но при искажении информации издание всё же почти вплотную подошло к вопросу о специфике партийной системы Владимирской области.

Будучи главным (и подчас единственным) определителем направления политического процесса в области Николай Виноградов в своих взаимоотношениях с политическими партиями брал «самое лучшее» из веяний, которые превалировали или только намечались в разные периоды постсоветской истории России.

При Борисе Ельцине кремлевская администрация проводила последовательный курс по недопущению партий к принятию государственных решений. Так, неоднократно вносились проекты с целью уменьшить количество депутатов Госдумы, избирающихся по пропорциональной системе, пресекались попытки введения такой схемы избрания депутатов на региональных выборах (это было чревато победами коммунистов в большинстве субъектов Федерации), президент не демонстрировал поддержки тогдашней «партии власти» в лице движения «Наш дом - Россия». Надпартийность президентской власти вела к сущностной апартизации. Формально партий было хоть отбавляй, а вот единственными сохранившимися с тех пор и непотопляемыми остались  лишь КПРФ и ЛДПР. Остальные канули в Лету еще в 90-е или растворяются на обочине политической жизни сегодня.

При Виноградове уже в период первого срока эта модель закрепляется. Единственной организацией, которая имеет полное право называться партией, остается КПРФ. Несмотря на то, что губернатор является коммунистом, само региональное отделение не является местной правящей партией. Вместо этого, предвосхищая сегодняшний «Общероссийский народный фронт», Николай Владимирович еще в 1995 году выстроил координирующую и консолидирующую структуру - «Справедливость и народовластие». Но и такое широкое движение не имело решающего значения и влияния, а лишь поддерживало имидж «губернатора всех жителей области», будучи альянсом «здоровых сил, работающих на благо области, невзирая на идеологические различия».

Дистанцирование от собственной партии и желание объединить «всех хороших людей» принесло не самые лучшие всходы местным коммунистам.

В 1999 году во Владимирской области Компартии терпит поражение от «Единства» - это следствие не только фактического путинского призыва отдать голоса за «медведей», но и решения нашего «Белого дома» сложить яйца в две корзины. Весь период работы Думы третьего созыва (2000-2003гг.) КПРФ в области отличалась относительной стабильностью, но уже тогда появились первые неприятные симптомы (сокращение численности регионального отделения, старение организации). Результат не заставил себя ждать - 13,8% в декабре 2003 года. В  «красном регионе» партия набирает не ахти какие показатели. Странно? - Да нет.

Когда стало ясно, что «Единая Россия» - это будущая монополия, то губернатор области не стал этому сопротивляться и фактически оставил региональное отделение на произвол судьбы. Это, естественно, верный расчет для продления своего пребывания на губернаторском посту и сведения к минимуму противоречий с Кремлем - «Зачем впадать в немилость?!» А вот с позиций члена КПРФ - это не самый лучший шаг, учитывая те проблемы, которые испытывала (и испытывает) организация.

Во время президентской кампании 2008 года Виноградов в открытую агитирует за Медведева. Чтобы этот неприглядный факт прикрыть, была проведена «спецоперация», когда бюро обкома рекомендовало ему приостановить членство в партии. Правда, оно так и не было приостановлено, но в СМИ муссировалась информация о том, что Виноградов не коммунист больше или «наполовину» коммунист (хотя это как раз тот случай, когда нельзя быть немножко беременной). Это-то и требовалось. Перед получением поста губернатора в очередной раз в 2009 году Николай Владимирович публично заявляет о своих хороших взаимоотношениях и конструктивном сотрудничестве с «Единой Россией». Наконец, в ходе предвыборной кампании в этом году глава области заявляет о своих симпатиях к кандидату Путину, а не Зюганову.

Виноградов раз за разом грубо нарушает Устав КПРФ, но при этом остается в партии. Другой бы коммунист давно был бы изгнан с позором, а тут всё по-другому. Причина очевидна: он «равнее», т.е. ценный.

Руководству КПРФ приятно осознавать, что в России есть один губернатор-коммунист. Поэтому и Синягина простили за участие в «альтернативном» съезде партии, устроенном в 2004 году противниками Зюганова, да и за голосование в поддержку закона о выборах губернаторов с фильтрами. Сквозь пальцы смотрят и на согласованное с «Единой Россией» выдвижение кандидатов в мэры Гуся-Хрустального и Суздаля. В других регионах коммунисты клеймят власть именно за то, в чем губернатор Владимирской области преуспел больше всего - оптимизацию коек, объединение вузов, передачу медицины на региональный уровень и т.д., а у нас вынуждены молчать или, напротив, защищать подобные меры.

Разве губернатор обеспечивает партии высокие результаты? - Так нет, в декабре КПРФ пропустила вперед «Справедливую Россию», скатившись на третье место.

Дело движется к очередным выборам в Заксобрание, которые состоятся в марте следующего года. Главным посылом со стороны руководства местных коммунистов, похоже, станет очередная вариация в духе «Виноградов - это наше всё!»

Выходит, что региональная КПРФ - это не отделение федеральной КПРФ, а нечто местечковое, а точнее придворное формирование, нацеленное, в основном, на как можно более долгое удержание поста губернатора Николаем Виноградовым, а также на решение вопроса благополучия его приближенных из числа высокопоставленных сотрудников Администрации и депутатов ЗС.

При обсуждении состава партсписка всё идет к тому, что он станет средством трудоустройства ценных кадров, которые закончили работу или больше не будут работать в исполнительной власти, в Счетной палате. Называются фамилии Кузина, Чечеткина, Кретинина, Михеевой.

Лично мне очень жаль, что местная КПРФ идет по такому пути. Постоянная надежда, что Николай Владимирович вдруг еще на один срок будет избран, лишь прикрывает становящийся всё более заметным упадок региональной организации коммунистов. Если же дни Виноградова на своем посту сочтены, значит, в ближайшие годы всё равно партия здесь будет не самостоятельной структурой, а массовкой, с помощью которых узкая группа лиц будет просто удовлетворять собственные амбиции и желание оставаться во власти хоть в каком-то статусе. Если не быть губернатором, то хотя бы членом Совфеда или вице-спикером ЗС, если не быть замом губернатора, то хотя бы депутатом Заксобрания на освобожденной основе. Вопрос о выдвижении новых ярких лиц, молодого поколения, креативных людей и не стоит.

Зачем каждый раз кричать, что из-за оппонентов региональное отделение набирает меньше голосов, чем могло бы? Причины надо искать в себе, а не кивать на других.

Всё изменить - это в руках самих рядовых коммунистов. Если они осознают, что нельзя допускать ситуации, когда ими манипулируют, с их помощью отдельные личности устраивают свою жизнь, а авторитет партии при этом снижается. Чем быстрее они это не только поймут, но и начнут активно действовать, тем больше вероятность остановки развала и перехода к росту. Пока же перспективы безрадостны.

политика, Виноградов, власть, Россия, КПРФ, Владимирская область

Previous post Next post
Up