Окончние. Начало см:
https://nikolai-endegor.livejournal.com/265115.html XII. 1925 - 1957. Странник
1.
Первого декабря 1924 года Добужинский с семьей выехал из России как литовский репатриант. Все последующие тридцать лет он оставался странником, который так и не обрел постоянного дома: полтора года в Латвии, затем 3 года в Париже, 6 лет в Литве, 2 в Лондоне, еще 2 в Литве, 8 лет в США, год в Париже, 5 лет в США, еще 2 года в Париже, 3 года между Римом, Парижем и Лондоном… Все эти переезды в первую очередь определялись работой, которую выполнял художник, а не его желаниями. Литва, куда Добужинский вначале стремился, оказалась для него "мачехой", Америка давала заказы, но была Добужинскому глубоко антипатична, Париж и Лондон он любил, но те не покорялись гордому и бескомпромиссному пришельцу…
Петербург, меж тем, продолжал оставаться в его сердце. В 1925 Добужинский выполнил декорации для "Пиковой дамы" в Литовском государственном театре. Когда в начале третьего акта открылся занавес с изображением Зимней канавки, зал встал и устроил мастеру долгую овацию - артисты даже не знали, как начать действие [67].
М.В.Добужинский. Декорация к опере "Пиковая дама". Авторская копия 1928 (38?) года с эскиза 1925 года. [81]
После спектакля Добужинский писал Ф.Нотгафту: У меня и решетка в Летнем саду фигурирует, и Зимняя канавка восстановлена точка в точку. В эту картину я вложил свою неизменную любовь к этому городу,… и потому, вероятно, она так подействовала на публику (стали кричать, пришлось остановить оркестр и мне выйти - не вон из театра, а на сцену - здесь подобный казус случился впервые). [14, с.185]
Петербург. На Зимней канавке, 2022
2.
В начале 1920-х годов Добужинский делал росписи на фарфоре, и по его рисункам были выпущены изделия на заводе им. Ломоносова (бывшем Императорском фарфоровым). Живя в Париже, он вновь обратился к этой теме и сделал несколько эскизов тарелок для фарфоровой мастерской князя Ф.Ф.Юсупова - все они были с петербургскими сюжетами. Возможно, что круглое панно, показанное ниже также является эскизом для тарелки или блюда.
М.В.Добужинский. Ростральная колонна в Санкт-Петербурге, 1926. Частное собрание
У Ростральной колонны, 2022.
3.
В 1929 художник выполнил живописное полотно по своему рисунку 1914 года, изображающему двор "Новой художественной мастерской", где он преподавал несколько лет (см. VII-4). В этой работе, сделанной по памяти, Добужинский вновь поднял тему непарадной и подавляющей человека городской среды, обладающей, тем не менее, и гармонией, и красотой.
М.В.Добужинский. Двор в Петербурге, 1929. Частное собрание
Этот двор в доме №23 по 4-й линии Васильевского острова сохранился с незначительными перестройками. Сейчас он принадлежит наркологическому стационару и закрыт для входа. Мне хочется выразить благодарность администрации стационара за разрешение фотографировать на их территории.
Двор на Васильевском, 2022
4.
Еще одна живописная работа Добужинского представляет сюжет с Медным всадником и Исакием. Вероятно, она также относится к концу 1920х годов - именно в это время художник чаще всего подписывал свои работы полным именем на латинице.
М.В.Добужинский. Зимний вид. Медный всадник и Исаакиевский собор, ок. 1929(?) [82]
Это почти "классический" петербургский вид, но Добужинский, верный своим ощущениям города, вносит в него тревожные ноты: неубранный снег, смотрящего в край рамы Петра, заваленные вертикали, диссонирующие с зимним настроением деревья с неопавшей листвой.
Медный всадник и Исаакиевский собор, весна. 2022
5.
Зрительная память у Добужинского была удивительной. Многое он рисовал не с натуры, а именно по памяти, иногда даже специально упражняясь в этом занятии [1, с.191]. Нина Берберова, вспоминая свои парижские встречи с Добужинским, пишет: Чтобы позабавить и поразить меня, он, смотря в потолок и важно сложив на столе руки, читал на память вывески Невского проспекта начала нашего столетия от Николаевского вокзала до Литейного, сперва по стороне Николаевской улицы, а потом по стороне Надеждинской. И я чувствовала, что имею высокое счастье гулять с ним по Невскому моего детства, туда и обратно...[83, c.279]. И точность передачи Добужинским казалось бы незначительных деталей порой поражает:
М.В.Добужинский. Чернышев мост в Санкт-Петербурге, 1931 [84]
Наверное, только зоркий глаз художника мог заметить и запомнить такой нюанс, как легкий излом перил в центре моста - в реальности (и на фотографиях) он виден, только если очень внимательно всматриваться в сцену.
На мосту Ломоносова (бывшем Чернышевом), 2022
6.
Хотя Добужинский давно жил вдали от России, он никогда не порывал связи с ее культурой, интересовался событиями на Родине, даже выполнял заказы советских издательств. В отличие от многих эмигрантов, покинув страну, он внешне оставался подчеркнуто аполитичным, высказываясь только по вопросам, связанным с искусством. Но уж тут для него авторитетов не существовало, а главным был критерий исторической и национальной достоверности произведения. Например, после выхода фильма Эйзенштейна "Иван Грозный" Добужинский писал: Непохоже вообще, что этот фильм есть русское произведение и видно, что режиссер и художник не чувствуют того, что именуется русским духом. Точно история взята с точки зрения какого-то иностранца или космополита. [85]. Сам же Добужинский постоянно оставался "в русской теме" - достаточно упомянуть его работы над такими спектаклями как "Пиковая дама" (Каунас, Брюссель), "Преступление и наказание" (Брюссель), "Борис Годунов" (Лондон);, "Князь Игорь" (Каунас), "Евгений Онегин" (Прага, Неаполь), "Русский солдат" (Бостон, Нью-Йорк), "Война и мир", "Кавказский пленник" (Нью-Йорк), "Хованщина" (Нью-Йорк, Неаполь)...
Балет "Русский солдат" был поставлен Михаилом Фокиным в 1942 году на музыку Сергея Прокофьева. В разгар Второй мировой войны он стал гимном отваге и мужеству наших воинов, ему рукоплескали сначала в Бостоне, затем в Нью-Йорке [86]. В декорациях Добужинского к этому балету вновь проступают образы Петербурга.
М.В.Добужинский. Эскиз декорации к балету "Русский солдат", 1942. Частное собрание. [5, c.121]
Афиша балета «Русский солдат» в Метрополитен опера, Нью-Йорк, 1943. [85]
Совершенно очевидно, какую именно колонну и какую арку вспоминал Добужинский, создавая свой эскиз декорации.
Александр Савин. Дворцовая площадь, 2017
7.
Британский искусствовед Арнольд Хаскелл писал: Добужинский нес в себе, где бы он ни был, острую тоску по русской земле и русской культуре. Он познакомил меня с Медным Всадником, с небом и гаммой красок Петербурга-Ленинграда за много лет до того, как я побывал там, и настолько живо, что я приветствовал город, как старого знакомого. [80, с.183].
В 1943 году Добужинский услышал 7-ю симфонию Дмитрия Шостаковича, написанную в блокадном Ленинграде, и вместе с хореографом Леонидом Мясиным решил сделать на эту музыку балет. Эскизы декораций Добужинского наполнены и петербургскими красками, и символическими силуэтами, и золочеными шпилями любимого города.
М.В.Добужинский. Ленинград в блокаде. Эскиз занавеса к балету «Ленинградская симфония», 1943. Частное собрание
М.В.Добужинский. Эскиз декорации к балету «Ленинградская симфония», 1943. Частное собрание
Петербургские шпили, 2010
8.
Мстислав Валерианович Добужинский скончался 20 ноября 1957 года, вскоре после возвращения в нелюбимый им Нью-Йорк (требовалось менять паспорт). Последняя его фотография была сделана в августе 1957 года в Париже, когда он отбирал работы для перевоза в Америку.
Последняя фотография Добужинского, 1957 [80, с.193]
Заметьте, и на этом снимке присутствует петербургский мотив: картина, которую можно узнать - это эскиз с Зимней канавкой для оперы "Пиковая дама".
Согласно последней воле Мстислава Валериановича, его жена и сын Ростислав перевезли тело Добужинского в Париж и захоронили на русском кладбище в
Сент-Женевьев-де-Буа, где нашли последний приют тысячи наших соотечественников, покинувших Россию в разные годы.
Надгробие семьи Добужинских на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, 2021
9.
Хочу завершить этот рассказ о Добужинском-художнике и его Петербурге очень созвучными мне словами Сергея Маковского: ...я ощущаю индивидуальность Добужинского, сквозящую в каждом его рисунке, в каждом штрихе, и это ощущение воскрешает во мне Петербург, оставшийся где-то позади, щемяще-близкий и далекий, - самый русский и самый нерусский город в России, поистине фантастический и умышленный город, прекрасный и уродливый, хмурый и ласковый, просторный и тесный, юноша-город в сравнении с другими европейскими центрами, и до чего дряхлый, до чего веющий неизбывною грустью исторических реминисценций. [87, с.276]
М.В.Добужинский. Концовка. 1906 [88, с.98]
Хроника жизни М.В.Добужинского (на основе [14, c.15-26], с моими дополнениями и исправлениями)
Источники:
1. М.В.Добужинский. Воспоминания. Под ред. Г.И.Чугунова. Наука, 1987
2.
http://anticvarium.ru/lot/show/32683.
https://photobuildings.com/photo/134620/4.
https://getmuseum.ru/konka5. Мстислав Валерианович Добужинский. В 2х т. Русский Антиквариат, 2008. Т.2.
6.
https://pastvu.com/p/4197257.
https://pastvu.com/p/1252318. Б.Н.Тихомиров. "А живу в доме Шиля...", Серебряный век, 2016
9.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Первая_Санкт-Петербургская_гимназия10.
https://pastvu.com/p/12575011.
https://pastvu.com/p/15248512.
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Дмитриев-Кавказский,_Лев_Евграфович13.
https://pastvu.com/p/12193014. М.В.Добужинский. Письма. Сост. Г.И.Чугунов. Изд. Дмитрий Буланин, 2001
15. А.Н.Бенуа. Мои воспоминания, т.2, И.В.Захаров, 2003.
16.
https://russiainphoto.ru/sources/15/17. ЦГИА СПб 19-108-158(141)
18.
https://pastvu.com/p/59447619. Аполлон, 1911, N2, с.32-33
20.
https://www.citywalls.ru/house12821.html21.
https://pastvu.com/p/11782822.
http://mypetergof.ru/test/znak/show1item.php?id=448823.
https://yandex.ru/maps/-/CCU5n8hQhC24.
https://rad.lot-online.ru/lot/details.html?lotId=102300325.
https://www.litfund.ru/auction/240/232/26.
https://philatelist.ru/product/KrKrestOtk256/27. Avant la Revolution. Saint-Petersbourg, 1890-1914. Nathan, 1991
28.
https://pastvu.com/p/22941729.
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:M_Dobuzhinsky_Trinity_Bridge.jpg30. ЦГИА СПб, 19-127-1105(153)
31. ЦГИА СПб, 19-127-1446(107)
32. ЦГИА СПб, 19-127-1660(74)
33.
https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b10539184j/f7.item34.
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/engraving/grlub.-2588/35. Конст. Эрберг (К.А.Сюннерберг). Воспоминания. Публ. С. Гречишкина и А. Лаврова. Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1977 год. Л., 1979, с. 101
36.
https://yandex.ru/maps/-/CCUBQ6e9~D37.
Документальный фильм "Город Добужинского", 200738.
https://rozanova.net/second_page.pl?id=94139.
https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post47956098940. Э.А.Старк. Старинный театр. Спб, 1922
41. Статистический очерк С.-Петербурга. Планы города и театров. Тип. А.С.Суворина, 1894
42.
https://pastvu.com/p/54264743. Л.И.Тихвинская. Повседневная жизнь театральной богемы серебряного века: Кабаре и театр миниатюр в России: 1908-1917. М., 2005
44.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Добужинский,_Мстислав_Валерианович45.
Панорама Яндекса, 2013 год46.
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=3474648847.
https://pastvu.com/p/11915048. Ежегодник Общества архитекторов-художников. Выпуск первый, 1906
49.
https://babs71.livejournal.com/544294.html50.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бродячая_собака_(кафе)
51.
https://roerich.spb.ru/photo/event/598.jpg52.
Музей истории школы Карла Мая53.
https://search.rsl.ru/ru/record/0100664343954.
https://bidspirit.com/ui/lotPage/source/catalog/auction/1772/lot/4978655.
http://www.ipetersburg.ru/prival-komediantov-/-dom-adamini56.
https://collectionerus.ru/collections/publishing-company-logos/988/57. Ю.Слонимская. Марионетка. Аполлон, 1916, №3, с.1-42.
58. Б.П.Голдовский. Режиссерское искусство театра кукол в России XX века, 2013
59.
https://collections.library.yale.edu/catalog/760. М.Добужинский. Расстрелянное искусство. Русские ведомости, №255, 4 декабря 1917
61.
https://pastvu.com/p/13786062. Э.Голлербах. Рисунки М.Добужинского, Госиздат, 1923
63.
https://pastvu.com/p/123523664. А.Б.Устинов. Андерсен в Петрограде: Мстислав Добужинский и "Привал комедиантов". Сюжетология и сюжетография, 2020, №2, 423-461
65. ЦГА СПб Р6143-1-200(94)
66. Константин Сомов. Дневник 1917-1923. Изд. Дмитрий Сечин, 2017
67. Г.И.Чугунов. М.В. Добужинский, Художник РСФСР, 1984
68. M.А.Кузьмин. Условности (Статьи об искусстве), Водолей, 1996
69.
https://pastvu.com/p/133155170.
https://pastvu.com/p/12418171.
https://vatnikstan.ru/history/rossiya-vo-mgle/72.
http://www.pmcvo.ru/73. Деятели Коммунистического Интернационала 19 июля-7 августа 1920 года, 1920
74. А.Б. Устинов. Надпись и узор: Мстислав Добужинский в петроградском «Доме Искусств», Rhema. Рема, 2020, №4, с.49-134
75. Дом искусств, 1920, №1
76. Ф.М.Достоевский. Белые ночи. Кузнечный переулок, 2017
77. Мастера современной гравюры и графики. Госиздат, 1928
78. Н.П.Анциферов. Петербург Достоевского. Брокгауз-Ефрон, 1923
79.
https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b9042589h80. Воспоминания о Добужинском. Академический проект, 1997
81.
https://www.bukowskis.com/en/auctions/F163/351-mstislav-valerianov-dobuzhinski-scene-from-the-tchaikovsky-opera-queen-of-spades82.
https://www.christies.com/lot/lot-mstislav-dobuzhinsky-winter-view-of-the-bronze-5630179/83. Нина Берберова. Курсив мой. Директ-Медиа, 2017
84.
https://artchive.ru/artists/13615/works/49729685.
http://journal.spbu.ru/?p=711086.
https://musicseasons.org/russkij-soldat-patrioticheskij-balet-m-m-fokina/87. Сергей Маковский. На Парнасе "Серебряного века". Орфей, 1986
88. Золотое руно, 1906, №6
.