Когда-то, когда деревья были выше, трава зеленее, а водный транспорт - просто был, в бывшую столицу Донского казачества несколько раз в день ходили «Ракеты» и «Метеоры». Сейчас же добраться до Старочеркасской оказалось настоящим квестом. Сначала мы хотели воспользоваться теплоходом, который вроде как летом должен плавать из Ростова дважды в день за 900 руб. с человека. Но мы почитали отзывы - громкая неумолкающая музыка, грубый персонал, мало времени в станице - и как-то не рискнули.
Нашли в интернете информацию, что автобусы ходят каждый час с площади Льва Толстого. Координаты остановки были обозначены как «50 метров от остановки автобуса №53 в сторону армянской церкви». С энтузиазмом кладоискателей мы отсчитали 50 метровых шагов и заняли исходную позицию у ничем не обозначенного места остановки автобусов. К счастью, мы догадались уточнить информацию у курящих (в общественном месте) водителей. Они поведали, что остановка уже пару лет как не здесь, а на площади Карла Маркса.
Хорошо еще, что это в принципе та же самая площадь, только с другой стороны. Но и там никаких обозначений автобуса на Старочеркасск не было. Пришлось проводить опрос теперь уже водителей аксайских маршруток: станица относится к Аксайскому району, так что отвечайте. В итоге остановка оказалась примерно там же, где и маршруток на Аксай, и ровно в 11 часов нас принял на борт ржавенький ПАЗик, разрисованный на тему достопримечательностей станицы и издающий невыносимый запах жженой резины при каждом торможении.
Погода была не по-ростовски прохладная и дождливая. Доехав до конечной, мы оказались на пятачке у кафе «Казачий куренек».
А время обеда как раз настало. Какой может быть осмотр достопримечательностей на голодный желудок? Отзывы в интернете рекомендовали кафе «Старочеркасск». Там мы и пообедали, отдав все деньги, сэкономленные на транспорте.
Прямо напротив кафе мы увидели храм. Это была церковь Петра и Павла 1751 года, в которой крестили знаменитого атамана Матвея Ивановича Платова, участвовавшего во всех войнах конца XVIII - начала XIX веков. Кстати, именно Платов перенес столицу Донского казачьего войска из Старочеркасска в Новочеркасск.
Далее по нашему курсу стоял дом бунтовщика Кондратия Булавина. В Старочеркасске считают, что именно здесь он погиб в 1708 году, когда заговорщики решили выдать своего предводителя царю. Сейчас в здании музей казачьего быта, но мы не пошли, поскольку давно познакомились с бытом казаков в
Вешенской. Кстати, именно в Черкасске в 1667 году началось восстание Степана Разина - казаки всегда были народом вольным и непокорным.
Мы шли без карты, куда глаза глядят. И наши глаза углядели, что в Старочеркасске гораздо цивилизованнее, чем мы себе представляли: много современных домов, везде асфальт, на центральных улицах есть тротуары.
Огороды, пожалуй, имеются у всех, еще нам попадались куры, козы и даже пара коров.
Мы немного попетляли по улицам и вышли к Дону. Там обнаружился причал в виде моста со ступеньками до самой воды. Но ничего за весь день так и не причалило (где же тот теплоход с громкой музыкой?). А вода была цветущая, заросшая и противная.
Зато мимо эффектно проплыло грузовое судно «Топаз Руза».
Мы вернулись в станицу через недавно оборудованный парк с огромным количеством асфальтированных дорожек и теряющимися на их фоне тонюсенькими деревцами. Наконец мы пришли в самое сердце Черкасска - Воскресенский войсковой собор 1706-1719 гг. Он построен в стиле казацкого барокко в то время, когда было запрещено строительство каменных зданий везде, кроме Санкт-Петербурга. Однако для казаков Петр I сделал исключение. Перед собором находится майдан - площадь, где собирался войсковой круг - орган казачьего самоуправления.
Колокольня у собора шатровая и приземистая. К сожалению, проход туда оказался закрыт (помню, в детстве мы поднимались на колокольню во время поездки с классом).
В соборе шикарный резной пятиярусный иконостас.
Иконы относятся к середине XVIII века. На полу собора обозначены места, где молились разные выдающиеся люди, от императора Александра I до патриарха Кирилла.
Мы полюбовались резьбой, почитали памятные таблички и пошли гулять дальше. В центре станицы сохранилось достаточно много традиционных казачьих куреней: домов с кирпичным цоколем, деревянным верхом и галереей-гульбищем по периметру. Встречаются и более современные дома, построенные в таком стиле.
Но усадьба атаманов Ефремовых, вопреки ожиданиям, оказалась совсем не похожей на казачий курень. На самом деле, там целое атаманское подворье, включающее в себя церковь, атаманский дворец и отдельно стоящую кухню.
Дворец был построен в 50-х годах XVIII века в стиле классицизм для атамана Данилы Ефремова. Род Ефремовых был богатым и знатным: его представители были казачьими атаманами, участвовали в войнах Российской империи и владели лавками, кабаками, мельницами, лошадьми и огромными земельными наделами. Поэтому и дом они себе захотели по типу богатой подмосковной усадьбы. Когда за Степана Даниловича Ефремова выходила замуж красавица Меланья Карповна, обывателей настолько поразил масштаб празднования, что по всей России пошла поговорка «наготовлено, как на Меланьину свадьбу».
Позже подворье было пожертвовано монастырю, а сейчас тут вольготно разместился музей, куда мы и отправились. Экспозиция рассказывает об истории казачества и жизни в Черкасске. Но экскурсию мы не брали, а подписи к экспонатом весьма лаконичны, поэтому связной картинки не получилось. Зато на втором этаже находится интерактивный макет. Видео как раз вкратце рассказывает все о станице, и по ходу повествования в нужных местах макета зажигается подсветка.
Черкасск впервые упоминается в 1569 году, в 1637 году из него начинается Азовский поход, а в 1644 году крепость становится столицей донского казачества. Внутри город делился на станицы - своеобразные микрорайоны. Они друг от друга были отрезаны многочисленными каналами и протоками - сейчас большая их часть обмелела и поросла камышом. А раньше по весне случались сильнейшие наводнения, из-за чего и было решено основать новую столицу. Многие казаки, переселяясь, разбирали свои курени на бревна и переправляли их по реке на новое место жительства.
Меня заинтересовала упомянутая в фильме Преображенская церковь на Ратном урочище. Именно от этой церкви казаки отправлялись в походы. Мы пошли ее искать на другой конец станицы.
Церковь была построена в 1774 - 1751 годах в том же стиле, что и собор - казацкое барокко. Территория церкви ухожена, высажены цветы, но на двери мы обнаружили замок. В любом случае, меня больше интересовало находящееся рядом Ратное кладбище. Кладбище образовалось еще в XVII веке, здесь похоронены многие казачьи атаманы (кроме большинства Ефремовых - они лежат с комфортом при своей же домовой церкви) и герои сражений. Википедия сообщает, что на Ратном кладбище покоятся отец, мать, брат и сын Матвея Ивановича Платова, мать и отец Степана Разина, мать Емельяна Пугачева.
Лев Филиппович похож на моего прапрадеда. Сын - герой войны вряд ли помнил отца-казака, умершего в 1928 г.
Однако на деле все оказалось не так просто. Старые захоронения находятся здесь в тесном соседстве с современными, и я стала хаотично метаться между могилами в поисках хоть какого-нибудь завалящего атамана.
Другая проблема состоит в том, что надписи на многих старых могилах стерлись, и поди теперь разбери, кто казак, а кто разбойник. А почти на каждой современной могиле лежит по кирпичику, выкрашенному в голубой цвет, с нарисованным крестом. Может, это какая-то местная традиция?
Каждая могила прячет людские судьбы! Я бы гуляла тут вечно, но надо было идти на автобус. Вот мы и вернулись туда же, откуда начали свое знакомство со Старочеркасском. Раньше в этом месте был торг, что и отображено на близлежащем «Магните».
Нас увез из разжалованной столицы другой «ПАЗик» - уже не дребезжащий и не пахнущий жженой резиной. Остались позади покойные атаманы и старинные церкви, казачьи курени, майдан и бунтарский дух. Пора возвращаться назад, в настоящее!