Источник -
https://dzen.ru/a/YqqQXbTjgA4D2U5BНавалилась на меня хандра в лучших традициях экзальтированной девицы из благородного семейства: ах, она встала, но весь день в печали, комкает вышитый платочек и не может кушать бланманже с киселём.
Надо сказать, есть на такой случай в моём арсенале несколько проверенных способов поднятия боевого духа: прогуляться по парку (люблю «думать ногами»), посмотреть старый фильм (например, «Знатоков» или все серии «Резидента»), съесть яичницу с пёрышками зелени и кабачковой икрой - в точности такой, как давали на завтрак в пионерском лагере…
…А ещё пересмотреть гардероб, «подружить» несколько вещей в необычных цветовых сочетаниях - в духе Елены Галант, - а потом открыть каталоги живописи и рассматривать репродукции картин любимых художников. Можно в завершение перечитать рубаи Хайяма или что-нибудь из Бродского: «Я сижу в темноте. И она не хуже в комнате, чем темнота снаружи».
Поэтому сегодня не будет историй о королях, их сложных генеалогическом древе, придворных интригах и тяжёлой доле наследных принцесс.
Будет живопись и поэзия.
Наш мир подобен колесу: то вверх, то вниз влечёт судьба;
Верх падает, и вновь ему взнестись настанет череда.
Так плотник мастерит равно и колыбели и гроба:
Приходит сей, уходит тот, а он работает всегда.
Ованес Ерзнкаци Плуз (ок. 1230-1293), перевод Валерия Брюсова.
В полотнах этого мастера можно заметить влияние Михаила Врубеля, Густава Климта, Мартироса Сарьяна и даже ван Гога. Для меня же живопись современного армянского художника Мгера Чатиняна - россыпь спелых ягод, ворох луговых цветов, брызги чистейших красок, упавших с гигантской кисти, и певучая мелодия древних стихов. Наконец, это просто удовольствие для глаз.
Мгер Чатинян вырос в Кировакане (ныне Ванадзор) в семье потомственных художников. Дед, Альберт Чатинян, был живописцем, а отец Гамлет Чатинян - преподаватель живописи и истории искусств - научил его всему и до сих пор, как признавался сам Мгер в одном из интервью, является главным вдохновителем и самым строгим критиком - в отличие от мамы, которая просто гордится сыном.
Как можно разложить на пункты и подпункты лёгкие мазки неуловимо быстрой кисти, которая, словно невесомая как пушинка балерина или танцовщица на льду крутит и крутит свои пируэты, оставляя фантазийно-яркие сюжеты, похожие на радужные сны или мечты, пролетевшие на сверкающих стрекозиных крыльях? Наверное, такое под силу только искусствоведам.
Я же - обычный человек, далёкий от мира искусства, и мой восхищённый взгляд устремляется вслед за упирающимися в синее небо вершинами гор, залитых солнцем, словно мёдом; отдыхает, скользя вдоль тихих улочек, как освобождённый от тяжёлой поклажи маленький ослик. Пасутся овцы, выйдя за ограду деревенского домика, беленые стены которого так ощутимо, зримо шершавы и нагрелись за день: мир и свет царит в картинах Мгера Чатиняна, а благодаря ему - и в моём сердце.
Баю-бай, идут овечки,
С чёрных гор подходят к речке,
Милый сон несут для нас,
Для твоих, что море, глаз,
Усыпляют милым сном,
Упояют молоком.
Баю-бай! Христос с тобой,
Богоматерь над тобой,
Богоматерь над тобой,
Чтобы ты тихонько спал,
Чтоб в постельке ты лежал.
Древнейшая колыбельная песня, перевод Валерия Брюсова
Ни с чем не сравнимое удовольствие - рассматривать бесчисленные детали: замысловатой формы окошки старинных домов и резные навесы балконов, ковры с орнаментальным рисунком, растянутое на верёвках для просушки бельё.
Полотна художника населены людьми и животными: тут соседи собрались за столом, уставленным кувшинами с вином - предстоит долгий вечер, наполненный беседами и смехом.
Мгер Чатинян любит писать старые улочки, дворы. резные балконы Тбилиси. После страшного землетрясения в Кировакане в 1988 году дом, где жили родители Мгера, был полностью разрушен, и они перебрались в Тбилиси. Кстати, и предки художника - как со стороны отца, так и со стороны матери - тоже отсюда
А вот одинокая старая женщина сидит на ступеньках своего покосившегося дома, у её ног ластится кошка.
Тем более сильное впечатление оставляют картины, на которых молчаливо высится конус колокольни старой церкви, или потрескавшаяся от времени дверь ведёт в неказистый дом, стены которого отсырели от времени и ненастья, а заснеженные деревья в поклоне опустили ветви у входа.
Мгер Чатинян утверждает, что работает очень быстро: на создание некоторых картин уходит всего 20 минут, и неделя - это максимум, требующийся для рождения нового сюжета. Он признаётся, что не смог бы обойтись палитрой, в которой присутствуют только чёрный и белый - обязательно добавил бы какой-нибудь яркий цвет. А ещё для вдохновения нужны родина и горы.