Зарубежный каталог "Кинопоиска" сильно сокращен, но всё ж богаче, чем у Ivi. Пока были в отъезде, вариантов вечернего сериального отдыха было немного, да и я еще решила разгрести рабочие папки. Так пришла к пересмотру "Противостояния", который последний раз наблюдала лет 20 назад.
По роману Ю.Семенова (не читала). На севере обнаруживают обезглавленный труп. В убийстве подозревают таксиста. Следователя интересует, что тем двигало, кроме попытки ограбления.
Не сразу сообразила, что это продолжение «Огарева, 6». Вот так запоминаешься зрителям молодым как Лановой, а старишься как Басилашвили. Однако всё логично: первый в касте Арановича был бы неуместен - слишком много эмоций в голосе да красивых поз. У второго больше сдержанности в чувствах, но и резкости в словах хватает.
Удалась вся часть, которая связана с севером России. Это продолжение реализма «Торпедоносцев». Небольшие города, маленькие люди. Все друг друга знают и на грешки ближнего закрывают глаза. Апрельские сугробы и прочие приметы региона - не экзотика, а документ. И реальности в других фактах предостаточно - камера много чего выхватывает, подсматривая за обыденностью. Интересно, что необычное преступление тоже быстро обрастает рутиной допросов, запросов и проверками разных деталей.
Первые четыре серии смотреть любопытно. Не столько из-за детективной линии, сколько из-за актерских работ и северного антуража. Поучительные нотки, на которые то и дело прорывает Костенко, воспринимаются как неизбежное зло - был бы этот персонаж более мягким, не дослужился бы до полковника. Раздражают слегка его постоянные нападения на свидетелей, обвинения в равнодушии или прагматизме, когда дело идет об Убийстве. И разговор всегда строится одинаково: сначала порицание, а потом огорошивание известием об убийстве знакомого. Манипуляция срабатывает, но от повторов устаешь.
В последних двух сериях начинаются метания по Союзу, и там уже не до документальности. Но эмоциональные качели теперь раскачивает майор Тадава. И у него белизна пальто уже доходит до отвратительного блеска. Еле досмотрела.
Говорят, Арановича заставили значительно порезать хронометраж. А у него-де было размышление о том, почему столько советских людей перешло на сторону нацистов во время войны. Действительно, в итоге развернутого рассуждения не получилось: подробно только случай Кротова разобран, а его мотив - вера в силу из-за детской травмы - частный случай, ни к каким выводам не призывающий (кроме осуждения учительницы, не разглядевшей проблемы у мальчика).