Самоизоляция продолжается, а с ней и ретроспективы. С моей стороны - мюзиклы, а
the_slider04 предложил поближе познакомиться с Мэлом Гибсоном. В обоих случаях частично были пересмотры:
- Мистер Икс (занятно видеть, как цирковая тема перестает быть северно-трагической и становится американско-комедийной. Все ситуации - не для демонстрации трюков, а для большей накрутки эмоций, которые очень естественно выливаются в пение);
- Апокалипсис (Всё смотрится как великолепная реставрация ровно до появления девочки-предсказательницы - мистика сразу переводит сюжет в художественность, а предопределенность - в обязательность выживания гг. После жертвоприношения начинает ломаться логика пусть и псевдо, но документальности, что бы в итоге всё свести из драмы к экшену. Бег в джунглях - вообще в стиле Рэмбо и Хищника. Историческая концепция - внешняя моральная оценка чужой цивилизации с позиций «общечеловеческих ценностей», которые на самом деле европейские. Идеализация пасторальных жителей (простой человек - естественный носитель морали), концентрация греховности в городских).
Обливион. 6. На Земле, пережившей вторжение, работают техник и штурман. Они отслеживают работу последних киберов и мечтают со всеми землянами улететь вскоре на Титан. Но оказывается, что их место - здесь, с группой выживших. *Очень красиво визуально, очень вторично сюжетно. Визуал кажется простым. Очень воздушный, не вычурный. А вот сюжет - с претензией. HAL, Макс Рокатанси и революционный Нео в одном флаконе, приправленные «Городом иллюзий» Ле Гуин.
Мы были солдатами. 6. Подполковник Мур должен провести первое крупное сражение с вьетконговцами. Он тренирует десантников, но все они оказываются не готовы к реальной битве. *После «Братьев по оружию» смотреть такое особенно тяжело. Принципиально минус балл за романтизацию милитаризма, на этот раз с республиканской точки зрения (которая активно маскируется под демократическую - и вьетнамцы у них умные стратеги, а не эмоциональные дикари; и война - вынужденная необходимость). Она же приводит к появлению совершенно глупых моментов, типа «своих на войне не бросаем» - поиск двух пропавших без вести ночью, практически на ощупь, в окружении, где через метр находятся позиции врага; или круговая оборона медпункта героически в полный рост, когда вокруг продолжают гибнуть люди и от капельниц остается одно воспоминание. *Построение конфликта - обобщенно утопическое. Обе стороны (американцы и вьетнамцы), как считает автор (он же сценарист «Храброго сердца», что многое объясняет), унитарны (ок) и по-своему правы (а вот тут громкое «с чего бы?!»). Особенно забавна показная сплоченность американцев в расовом вопросе - и образцовый клуб офицерских жен, и идеальное командирское поведение Джегегана. В сплоченности нет трусов, нет подлецов, нет сомневающихся - т.е. нет двигателей конфликта. Поэтому весь сюжет - не про личные истории, а про пропаганду взглядов. Точно утопия.
Рок на века. 6. В рок-клубе «Бурбон» зажигаются и гаснут звезды. Сцена не всегда поддается новичкам из оклахомщины. Мало умения писать песни, требуются еще настойчивость и способность различать добро и зло. *Тяжелый случай, когда сценарий настолько плох, что его постоянно приходится подпирать песнями. Они не становятся логичным продолжением сцены, а просто вставляются в то место, которое нужно как-то драматургически заткнуть. Ощущение, что эпизоды подбирались под композиции, а не наоборот. И в итоге они сшито очень коряво, параллельные линии задействованы вяло, без деталей. *За что по полбалла: микс нескольких песен в одном номере, иногда в виде баттла; Том Круз на пиллоне - в гораздо лучшей физической форме, чем все остальные персонажи.
Человек из стали. 6. Откуда появился Супермен и как он осознал себя землянином. *В чем DC явно проигрывает Marvel - отсутствие мегаидеи и юмора. Даже у скучнейшего и добропорядочнейшего Капитана Америки (кажется, ближе других героев к Супермену) можно найти несколько фраз с намеком на юмор. И мегаидея, которая касается не одного героя, а достаточно универсальна (настоящая семья, феминизм и т.д.), способна хорошо держать сценарий. Здесь же сюжет достаточно быстро распадается, и после криптоновского вступления уже в первых сценах на земле начинаются вопросы типа «что это было и с какого перепугу?», поскольку у событий странная логика или недостаточная детализация для достоверности. Многие недоразумения можно было бы спасти юмором, но от него ведь решили отказаться. *Интересно, что было референсом для рельефных воспоминаний о Криптоне, которые демонстрирует Джор-Эл, потому что на вскидку эстетика сильно смахивает на соцреализм.
Моя прекрасная леди. 6,5. По пьесе Б.Шоу. *Текст пьесы близко сохранен, и всё идет хорошо до самого финала, но тут бац - и весь свободолюбивый пафос и новообретенная гордость Элизы обращаются в прах. «Оптимистичный» финал нынче выглядит пессимистично, потому что героиня возвращается к качелям «скандал-примирение». *Музыкальные номера прекрасны, однако есть два «но»: 1) слишком хороший голос Фредди (Билли Ширли) на фоне хрипловатых речитативов других мужских персонажей; 2) номер The Rain in Spain подозрительно напоминает Good Morning из «Поющего под дождем».
Ах, водевиль, водевиль! 6,5. Верочка Лисичкина не хочет насильно выходить замуж, а хочет продолжить дело отца - служить в театре. Для этого нужно изо всех сил отвадить от дома будущего жениха. *Простой сюжет спасают прекрасные песни, но во всем остальном чувствуется сверхбюджетность: многочисленные повторы, скудная хореография, неотшлифованные дубли.
Снежная сказка. 7. По книге В.Витковича и Г.Ягдфельда «Сказка среди белого дня». Одноклассники считают Митю выдумщиком, а оказывается, что мальчик способен на настоящее волшебство - он оживляет снежную девочку при помощи игрушечных часов! *Бюджетное городское фэнтези. Волшебства не так уж и много: кроме самой ситуации с возможными проблемами со временем, это разные трансформации снежных фигур в человеческие и обратно. Сюжет с похищением времени напоминает Шварца, но без мощного социального подтекста.
По соображениям совести. 7. Досс хочет помочь своей стране в войне, но отказывается прикасаться к оружию. Он стремится спасать жизни, а не отнимать. Из-за этого он встречается с непониманием в армии. *Ретроспектива Гибсона подготовила к тому, что рано или поздно он снимет житие святого. Войну, как место острейшего проявления конфликтов, он любит, осталось добавить религиозно-моральную базу. Досс для этого - идеальная кандидатура. Своей цели режиссёр достигает. Навязчивое подпиливание реальной биографии под свои нужды и всякие драматургические красоты, вроде извинения капитана Гловера, - ну, это авторский стиль такой, остается только смириться. Зато есть внутренние конфликты, амбивалентные герои. Но батальные сцены он снимать так и не научился.
Бобер. 7. Уолтер не справляется с ответственностью в семейном бизнесе и разочаровывается в себе. Из депрессии он выходит при помощи темной части своего «я» - игрушки, говорящей вслух то, что обычно Уолтер скрывал от себя и других. *Спокойная семейная драма о том, как опасна самотерапия? Признание теневой стороны оживляет на время, приносит креативность, а затем вгоняет в еще больший штопор. Интересно, как постепенно фокус кадра смещается с лица Уолтера на бобра, а человек уходит в расфокус и обрезанный второй план. *Ситуация показывается абсолютно не сюррной: есть говорящий за бобра Уолтер, есть логичное объяснение про куклотерапию. И другие части сюжета тоже представлены совершенно обыденно, реалистично в для этого жанра (и даже героиня Лоуренс не разгуливает на каблуках и локоны ее в меру накручены).
АББА: Фильм. 7. Австралийский тур группы в поддержку очередного альбома. *Сюжетная линия с недотепистым радиоведущим, который не может взять интервью у группы, разбавляет ход концертных номеров и позволяет брать интервью у «народа». Оценки детей - самые странные (особенно определение «сексуальный» от детсадовского ребенка). Пересечение концертной и журналистских линий в сне ведущего - чистый художественный клип, вторгающийся в документалку. *Дополнительная функция журналистской линии - держать в заинтересованности: не просто состоится интервью или нет, а скажут ли в нем участники что-то действительно эксклюзивное? Но «морковка» только ею и остается, что можно прочитать как посыл к песням - их достаточно музыкантам для выражения, а слушателям для понимания. *Подход к женской сексуальности вокалисток и обсуждение её зрителями и самим участниками - сколько в этом иронии и самоиронии, а сколько сознательной продюсерской манипуляции?
Скрипач на крыше. 8. По рассказам Шолом-Алейхема, не читала. Три старшие дочери бедного молочника Тевье хотят счастливого брака не по расчету. Но возможно ли счастье на переломе веков? *Сюжет о трансформации устойчивой традиционный системы на примере одной семьи - как далеко может зайти герой в принятии смены традиций. Все образы - как на подбор! Тевье, без передышки общающийся с богом, добрый, не глупо жизнерадостный. Цейтл с ясным, открытым лицом. Застенчивый и скромный Мотл. *Все номера запоминающиеся. Некоторые - за счёт яркого исполнения (If I Were a Rich Man), другие - за счет национального колорита (To Life и The Bottle Dance). От мюзикла можно было ожидать нанесения глянца и приторности в сюжете, но декорации и перипетии как будто специально полны шероховатостей.
Вестсайдская история. 8. По бродвейскому мюзиклу, который сам по Шекспиру. Двое возлюбленных из враждующих банд даже не становятся поводом для войны - для этого не нужен повод. На войне не обходится без жертв, и счастье здесь не запланировано. *Номера - от выдающихся до просто хороших: от America до One Hand, One Heart. Самые сильные - национальные и социальные, потому что экспрессивные, самые слабые - мелодраматические, потому что конфликта между влюбленными и внутри каждого из них (всё-таки Тони убивает брата Марии) вообще нет, а есть условное моментальное принятие. *Съемки в реальных локациях, активный монтаж, танцевальное обыгрывание обыденности (прогулок по району). *Из интересных фактов: часть создателей (Бернстайн и Лоуренс) была в «черном списке», а хореограф Роббинс сотрудничал с Комиссией.