кино октября

Nov 03, 2018 16:58

Самое занятное в этом месяце - игнорирование критиками зрительского кино. Пренебрежение, вроде, "как это можно смотреть" - это полбеды. Но отказ говорить о фильме, который, по неведомым науке причинам, внимание привлекает и отклик дает, - это совсем плохо. Особенно когда это отечественный продукт. О каком возрождении производства и активности интереса можно вообще говорить, если критики воротят нос от большей части сделанного? Нормально, но не хорошо. Хорошо, но не отлично. Отлично, но не великолепно и нет повода порассуждать о великих русских идеях.

Без оценки, вполне объяснимо, остался Бежин луг, потому что не фильм, а реконструкция. Не очень понятно из вступительной речи Юренева: сохранившиеся кадры - уже с правками Бабеля и с другим актером в роли отца? Но даже в уцелевших стоп-кадрах можно разглядеть интересное. Здание «склада», в котором колхозники держат топливо и которое поджигают «кулаки», - явно из прошлой жизни: колонны, портик. Никому за отнятое и переделанное не стыдно, как и потом - при превращении церкви в клуб. Доктор, несущий Степка (с разворотом его тела на зрителя), - Пьета, а не жизнь.

Барак. 5,5.На Урале после войны отстраивают промышленность. В одном из многих бараков живёт разнородный многонациональный люд. *Плохой звук, рваный сюжет (хотя и много яснее, чем в «Хрусталеве», с которым тотально сравнивают), персонажи живые, т.е. слабые.
Невинность. 5,5. Где-то в каком-то лесу расположен странный интернат для девочек. Их учат танцам и основам естественных наук. А по вечерам самые старшие воспитанницы пропадают на несколько часов. *По приемам - условность. Сначала - на грани мистики (девочки прибывают в гробах, бесследно пропадает пытавшаяся бежать, правила-ограничения и страшные истории о нарушителях). Потом, особенно со сменой тз с Ирис на Бьянку, переходит в недодраму взросления. С единственным вариантом будущего для девочек - услаждайте глаз и размножайтесь. Для учительниц, застрявших в лесу, даже это недостижимая мечта. *Была бы неплохая антиутопия, но бесконфликтность прям на уровне утопии. Режиссёрка лепит чистый образ (девочки - бабочки с таким же циклом развития и функциональностью), но чересчур простыми приемами (опять расчет на то, что детская фактура вывезет) и без какого-либо подтекста.

Парад планет. 6. Военнообязанные приехали на сбор, показали себя браво, но их вывели из строя. И вот теперь у них есть несколько свободных дней и они предоставлены сами себе. *Самый занимательный момент - «смерть» от невидимой ракеты (которую некоторые критики уподобляют божественному вмешательству - и невидима, и агрессивна как Арес с Афиной). В остальном - не хватило условности: повседневная логика всё время сталкивается с образной и получается диссонанс (присоединение к компании Химика). *Пассивная и активная агрессия компании (стрелялки, навязывание общества, нарушение границ, подкуп) - группа за шаг до распада выделяет слишком много негативной энергии (повторится потом в Армавире).
Атака легкой кавалерии. 6. Британские войска в Крымскую кампанию - победный настрой и шаткая реальность. *Сложность в восприятии дуэта Ричардсона-Осборна - белопальтовый герой. Гг настолько праведен, что на живого человека не похож. Единственная слабость - роман с женой друга, и тот ему авторы прощают по праву сильного и праведника. При этом его непоколебимое желание остаться в полку с сумасбродным начальством без отягчающих внешних причин - копание себе могилы - похоже как раз на выгул пальтишка авторами: на благополучном фоне героя во всем великолепии не продемонстрируешь. Авторский произвол маскируют под роковое стечение обстоятельств. *Самая занятная визуальная часть - анимированные политические рисунки, судя по всему, современные событиям, но на момент выхода фильма легко проецирующиеся и на другие страны-континенты.
Кислота. 6. Два друга теряют третьего и пробуют по-иному взглянуть на свою жизнь: есть ли в ней что-то еще, кроме тусовок и секса без обязательств? *Звук немного под мамблкор, но его «живость» нивелируют искусственные диалоги, особенно кульминационный, про «зарядку», с прямым текстом: «внимание! Сейчас будет важный месседж!» *Крупные долгие планы - только за счет фактуры лиц (в первую очередь Шевцовой, + заклеенный рот Кузнецова). Напряжения в лице и чего-то за глазами - ноль. Пустота может вызвать только ответную пустоту, но не эмоцию. Героев не жалко, сочувствия или, наоборот, агрессии (как «детки» Германики) они тоже не вызывают.
Грозовой перевал (2011). 6. По роману Э.Бронте. *Никакой романтики и костюмности - много природы и грязи. *Насколько естественны актеры-дети, настолько же искусственны взрослые воплощения героев. Не понятно, чем невыразительный Хаусон-Хитклиф мог привлечь Изабеллу Линтон.
Зимние братья. 6. Старший Йохан скучен и практичен, младший Эмиль «был дурак» - гнал самогон, увлекался оружием, подглядывал за соседкой. Изобретателен, но не умен. Один из рабочих травится его пойлом. *То, что декорации в основном производственные, не делает фильм производственным, как это пишут во многих рецензиях. Никаких тем/проблем, связанных с шахтой. *Открытый финал - от рыхлости сюжета, а не от возможности выбора для героев. *Обыгрывание видимости и невидимости, грани, когда хорошо то одно, то другое. Иногда видимым быть смешно (игра с Йоханом в зеркало) или опасно (разговор Эмиля с Даниэлем или финальная сцена для Йохана). Невидимым спокойнее, но это одиноко. *Скачок тз на больницу - совершенно лишний.
Суспирия (1977). 6. Американка приезжает в немецкую танцевальную школу: ее сначала не впускают, потом не выпускают, и вообще как-то подозрительно много смертей и неадекватного поведения связано с этим заведением. Девушка любопытная и рациональная, пытается докопаться до сути и обнаруживает ковен. *Скучно и смешно. Из позитива только молодой Удо Кир, Бердслей в кабинете мадам Бланк и бормотание в музыке. *Самая невнятная часть - сюжетные связки между убийствами. Заполнение пустоты сюжетным шумом: непонятная неполучившаяся подруга Ольга, непонятный симпатизирующий гг Марк, непонятная доносчица из числа старшекурсниц. *Зачем понадобилось «нападение орла» на аккомпаниатора, если он его даже не особо испугался? Эффектный, но бессмысленный спуск камеры.

Закон жизни. 6,5. К выпускнице вуза неровно дышит местный партиец. Она не знает, принимать ли его ухаживания и, что важнее, разделять ли его идеологию. Лучший друг девушки считает, что нарисовавшийся ухажер - демагог и развратитель. *«Агитация половой распущенности», заявленная во всех аннотациях к фильму, оказывается на деле взглядом на коммунизм версии лайт: при новом строе все будут веселы, сильны и будут делать всё, что хочется. Ревнующий Паромов оказывается настоящим «строгим юношей» только потому, что ему действительно хочется придраться ко всему, о чем вещает Огнерубов. Поведение последнего по отношению к девушке, в которую он вроде как влюблен и которая вот-вот должна уехать по распределению, подозрительно пассивное. Даже оставшись с ней наедине ночью на пустой дороге, он ведет себя почти по-джентльменски, ограничиваясь сентиментальной болтовней. Конфликт с Паромовым - чисто повествовательный: кто кого переговорит. *Редкий случай для довоенного кино, когда отрицательным персонажем оказывается герой, не замаранный ни в чем в прошлом (не то происхождение, не та партийность). Вопрос, чем занимался Огнерубов до 1917 года, вообще не поднимается. Сюжетное время вообще очень условно: нет никаких упоминаний ни о прошлом (революция, достижения 1930-х), ни о настоящем (война, ее ожидание). Такое предощущение коммунизма, очень упрощенный Роом. *Допустимая мораль: общечеловеческий набор ценностей + официальное признание отцовства. Разное отношение к вопросу: Огнерубов не признает - боится ответственности, Нина молчит об отце - считает своим личным горем и стыдом, мать Нины настаивает - отцовство как традиция (и не важно, какой он, главное, что есть). Саратовский влюблен в Нину и об отце ребенка речь, кажется, вообще не заводит (и чем их линия заканчивается, не понятно). *Хозяйке на заметку: резинка рукава платья - лучшее место для хранения носового платка!
На обочине. 6,5. Два лучших друга отправляются в гастрономическое турне: отпраздновать предстоящую свадьбу одного и возможное издание романа другого. В краю виноградников они знакомятся с ценительницами вин и, кажется, это начало совершенно новых отношений. *Майлз и Джек стоят друг друга, абсолютно одинаково себя ведут: безответственные и лжецы. Только поведение первого - это мелкие шалости, которые легко прощаются близкими и друзьям, а второго - тотальное использование окружающих для своих нужд. Жизнь Джека ничему не учит, в отличие от Майлза, и он остается ровно при том мнении, с которого начинается сюжет. *Прославление обыденной манипуляции, которой придается вид заботы, веселья, дружбы.
Дикая жизнь. 6,5. Родители Джо серьезно ссорятся: отец потерял работу (по своей вине), а матери надоело чувствовать себя незащищенной и беспомощной. Подросток мечется между обоими, но не может повлиять на их решения. *Острые моменты есть весь фильм, но остается впечатление бесфабульности, потому что острого драматического конфликта, построенного на ярком действии героя, нет. Оправдание - он еще ребенок, к тому же добросердечный. *Стилизация под винтаж не яркая. В принципе, если бы не машины и платья Жанетт, можно было бы и не догадаться о времени. А оно важно в основном для определения ее поступков, которые могли бы быть совершенно иными во время второй волны феминизма, буквально через пару лет после событий. *Отношение к персонажам меняется в зависимости от раскрытия характеров: вначале жаль Жанетт и неприязнь к Джерри, потом наоборот.
We Will Rock You. 6,5. В унифицированном оцифрованном мире наказуемо любое проявление индивидуальности - от имени до живой музыки. Галилео и Скарамуш ищут последних бунтовщиков, для того чтобы возродить дух рока. *Отношения героев как у Тринити и Нео: Скарамуш разбирается и в технике, и в платишках. А у Галилео дар слышать голоса и врожденное шило, все вместе - помогает менять реальность. *Если с антиутопичной трактовкой One Vision всё понятно, то злодейское ликование в Seven Seas of Rhye выглядит очень странно. Возрождение музыки из призрака эха WWRY на Уэмбли - до дрожи.

Без меня. 7. Безбашенная Кира получает сообщение, что ее бывший возлюбленный умер. Внезапно кто-то напоминает ей об обещании съездить к морю в случае смерти бывшего. Но только в поездку придется взять еще и последнюю любовь мужчины, скромную Ксению. *Еще один герой, для которого манипуляция - единственный способ коммуникации. Как только Кира отказывается ему подчиняться, он находит Ксению. Идея о том, что Кира страдает без таких отношений - и в итоге очень быстро соглашается на правила игры - на совести создателей. Но здесь нет хотя бы, как у Пэйна, полного оправдания для кукловода. Да, у Димы благие намерения, и да, Дима гаденыш. *Манипуляция в отношениях выводится как голый принцип драматургии, усиление побуждения без промежуточных фаз. Отсюда - достаточно плотное и эмоциональное действие. Для злой и тощей Киры-Максимовой постоянное движение - единственная возможность сбросить негативную энергию. Рыхлые Аксенова и Мухаметов одни бы не справились.
Отель "Мэриголд" 7. Несколько британских пенсионеров по разным причинам отправляются в индийский пансион, чтобы там провести остаток дней. На деле это заведение оказывается на грани банкротства, но отзывчивость и доброжелательность всех спасут. *Достаточно прямолинейная мораль (надо быть хорошим, а не плохим), но мягкая игра всех пожилых звезд.
Франц. 7. На западном фронте погибают многие немцы, в том числе и жених Анны. Однажды на его могилу приходит француз. Он представляется довоенным другом погибшего, но их отношения были куда короче и проще. *Переходом в цвет (оттаиванием чувств) - элементарным приемом - Озон не злоупотребляет. Он был бы уместен на танцах (интересно, какого цвета платье Анны? Кажется, что светло-зеленого), но слишком ожидаем, поэтому его там нет. *Создаваемое иллюзорное настоящее - всегда из благих целей. То, чему хочется верить, и то, что было на самом деле - вечный конфликт, который не каждый человек может пережить. Принять прошлое, отпустить прошлое - как покончить с собой.

Лабиринт сновидений. 7,5. Три фантастические истории: девочка, следующая за клоуном; журналист, следящий за гонщиком; прораб, закрывающий автономную стройку. *Первая - практически бессюжетная, вторая - с нелинейным сюжетом, третья - с классической драматургией. Первые две без предварительной читки понять крайне сложно. *Прорисовка нужна не для облегчения восприятия, а для намека на то, что телевидение - это новое Зазеркалье. Заблаговременная подготовка к Аниматрице.
[кроваво-красный и котик]







Черный клановец. 7,5. Первый чернокожий полицейский в Колорадо-Спрингс не хочет быть на вторых ролях (т.е. работать в архиве). Его первое дело в отделе расследований - местное отделение ККК, найденное по обычному объявлению в газете. *Неровное выстраивание тз: основная - гг, Рона (частная жизнь и служба), побочная, появляющаяся после формирования задания - его напарника, Флипа (но т.к. он представляет в ККК Рона, то его видим только во время задания, в «образе», т.е. это тот же Рон). И в последней трети - внезапный скачок на Феликса (частная жизнь и работа в организации): через него вводится дополнительная напряженность, построенная на знании-незнании: где и какой теракт будет, раскроют ли Флипа. Тз Патриции - единичное подключение, чтобы провести параллели между собраниями ККК и черными активистами. *Хроника из Шарлотсвилля в конце - такой же внезапный и грубый ход: а вдруг зритель заметит только комедийную сторону и пропустит публицистику? *Самое неоднозначное после всех показанных собраний: где граница «силы» (черной ли, белой ли, хоть радужной), которая должна сплотить некое сообщество для отстаивания его прав? Сила нужна для гордости и самосознания, но как не перейти в насилие?
На границе миров. 7,5. Таможенница Тина имеет особый нюх на любую контрабанду, в прямом смысле: она чует страх, вину и прочее компрометирующее. Она очень старается быть как все, но однажды появляется незнакомец, утверждающий, что она особенная. *Классическое и ныне популярное "что делает человека человеком" прям озвучено - не причинение вреда (со всеми вытекающими - эмпатией, состраданием, уважением ко всему живому). Человеческое выявляется при столкновении с нечеловеческим (фантастическим), но антураж при этом остается максимально реалистичным. Окружающая среда, ее узнаваемость и ее изменение, многое решают в восприятии, хотя идеи и темы понадерганы: противостояние Тины и Вурэ - Ксавьер и Магнето; скрываемое прошлое, самоидентификация, принятие себя - любой фильм о человекоподобных роботах. Зато никаких блокбастерных спецслужб (линия выведена в прошлое для драматизма, но простое кладбище производит более сильное впечатление, чем визуализация опытов, например). *Финальная асоциализация Тины - скорее депрессия от потери смысла жизни, чем окончательное гордое принятие себя.

Подполье. 8. Гангстер вытаскивает со дна алкоголизма бывшего юриста, а тот ему помогает с делами. Но неожиданно влюбляется в легкомысленную спутницу бандита. Параллельно идет борьба за влияние между двумя боссами мафии. *При традиционном для немого кино изображении - фокус на деталях и тенях. *Сочувствие к гангстеру: хоть убийца и самодур, но в чем-то принципиальный человек. И Булл Уид, и Бак Маллиган склонны к показным жестам, но у одного - не без доли благородства, тогда как у другого - исключительно ради самоутверждения.
Изгоняющий дьявола. 8. В доме голливудской актрисы поселился дьявол: спустился с чердака и очутился в детской, завладел маленькой девочкой. Женщина до последнего надеется на помощь медицины, но в итоге ее отсылают к экзорцисту. *Ханютин называет Меррина бывшим наркоманом!!! Отсюда, якобы, его чувство вины, свойственное всем католикам. Советская критика рулит. *Опять Ханютин: «всё дьявольское в фильме вещно, отвратительно и наивно», «аттракцион, жестокость и насилие, изощренная порнография - привычные методы достижения успеха в коммерческом кинематографе». Не обращает внимания на то, насколько не торопясь развивается действие в первой (научной части фильма), без особых "бу" эффектов - процесс постепенного принятия гг мысли, что придется обратиться к святым отцам.

фантастика, дурость человеческая, кино, аниме, календарь

Previous post Next post
Up