Отзывы, начинающиеся с фразы "что не так с BR?", всё больше встречаются с киноведческой стороны. Фанатские сообщества орут и млеют, делают кассу, просят добавки, получают ее со второго-третьего раза и вся критика им ни по чем. И я была бы рада оказаться на одной из сторон. Холодный анализ против чистого фана - в любом случае получаешь удовольствие. Но не в этот раз.
По трейлеру я ожидала увидеть растянутый на два часа The Miracle, хрупкое телосложение Малека очень для этого подходило. Выучить позы и игривое darling можно, кажется, экспресс-курсом, Ксана Сергиенко подтвердит. Рами, правда, утверждает, что всё сложнее, чем кажется: сценическая поза Фредди - это жираф, подающий спагетти, у которого стекает пена по спине (это упражнения movement coach, а не заигравшаяся творческая фантазия).
В общем, я ждала кривое зеркало, предсказуемое, но забавное. А получила два часа боли. И только теперь могу сочувственно обняться с поклонниками Науменко, еле пережившими "Лето".
Дело даже не в нарушенной хронологии песен. Хотя такое обращение с музыкой (например, сюжетно не оправданное вклинивание Fat Bottomed Girls (насколько я помню) еще до написания A Night At the Opera) многое говорит о приемах креаторов. Подминание реальности под себя. Не просто изложение чьей-то одной точки зрения, создание субъективного контента, а вышагивание напролом известных фактов. Ради стройной (читай "простой") развлекательной концепции.
Конфликты фильма - на уровне несмышленышей. Злой дядя продюсер не дает выпустить шедевр синглом - уйдем, хлопнув дверью. Пустить обратно в группу ренегата - только через самоутверждение. Ну а поиски "единственного друга", начавшиеся с похлопывания по заднице в стиле Колпакова и затянувшиеся на несколько лет, - это что-то из школьных романов.
И кто ничего о группе не знает, тому и невдомек будет после титров, что там действительно была сильная история. С гноблением со стороны прессы на протяжении всей карьеры: от качества звука до личной жизни. С чудовищным контрактом с Trident. С очень непростыми отношениями с американским рынком. И, наверное, это была бы куда более мрачная история, но в ней точно была бы борьба - с обстоятельствами, с окружением, с боссами. В ней каждый альбом - как утверждение самого себя, чтобы не говорили окружающие. Для этого действительно требуется сила.
А получился веселенький прыг-скок: от первого зала - к первому альбому, от Top of the Pops - к турне. Задержка с выпуском сингла - досадное недоразумение (и возможность вставить пару гэгов на потеху публике).
И кто ничего не знает, может поудивляться идее группы-семьи, в которой члены не особо-то похожи на братьев. Они - то гасконец с мушкетерами, то королева со свитой (amazing и legend как главные характеристики героя, на самом деле ни о чем не говорящие, подозрительно кочуют из одной картины о "звезде" в другую). А все больше они напоминают силуэты героев комиксов - появляются в кадре только для того, чтобы озвучить свой пузырь. У них нет прошлого, нет жизни в самом сюжете. Что главные персонажи, что второстепенные лишь переходят из рамки в рамку (объясните мне смысл присутствия жен музыкантов в сцене создания WWRY, где спокойно можно было обойтись без статистов).
Для зрителей, которые увиденному поверят, потом может стать открытием долгая и нежная дружба между Тейлором и Меркьюри (не вечно же они подкалывали друг друга). Или забота других членов группы о Мэе, когда тот хворал в непредвиденные моменты. Или каким финансовым умницей, в нужное для группы время, оказался Дикон.
Персонажи плоски и статичны. Не повезло даже Мэри Остин, с которой совсем непонятное творится в кадре после начала романа с Фредди. Кажется, она бросает работу в модном магазине и становится девицей под окном, ждущей звонка раз в несколько месяцев. Тень на стене, но уж никак не живой человек.
Печально, что и музыка превратилась в такие же тени. Понятно, что Greatest Hits узнаваемы многими поколениями в любой части суши (в забавном ролике kids react to Queen есть фразы вроде: "знакомая песня... что-то такое... она точно есть у моего отца в плей-листе"). Но даже из шедевров выкачана жизнь. Нет и намека, что их питало что-то постороннее, кроме божественного дара самих музыкантов. Представить, что экранные персонажи признаются в любви Led Zeppelin и Хендриксу или пишут Song for Lennon, никак не получается. Герои - внезапные гении. Аттракционная сюжетная спонтанность еще простительна, но за музыку мне почему-то обидно.
Реконструкция Live Aid - технически мощно, сюжетно - бессмысленно. Как будто сценаристам надоело придумывать сцену под каждый выбранный хит (чем они занимались всю дорогу) и они решили: пусть мощь и сила выступления сами вырулят на финал. Стесняюсь спросить, что делать двадцать минут зрителям, которые не считают этот лайф самым лучшим по определению? Я вот из таких. Считать поцелуи, переданные со сцены? Поражаться такой схожести пластик? Думать: "эх, почему до сих пор не изобрели машину времени? я б махнула в 86-й, вместо того чтоб сидеть здесь. на крайний случай - в 82-й". Концерт-кульминация с предшествующим разгоном на жалости? Наглая и, опять же, очень детская манипуляция.
Все причастные (и это не только съемочной группы касается) выбирали между грубыми средствами и магией. Сошлись на первом потому, видимо, что уж лучше незатейливо, чем никак. Но подзабыли, что в деталях не только дьявол кроется, но и волшебство.