Но про Святогора есть же и другие былины, в которых он совсем не мертвец. Например, былина про его женитьбу на Плёнке Поморской.
Кстати, он живёт не только на Святых горах, но и на Острове, иногда на Крутом Острове, или на Острове, поросшем дубами. Об огромности Святогора свидетельствует не только то, что его земля не носит, но и прямые указания, например о том, что Илья со своим конём прятались у него в кармане, что когда Святогор скакал на коне - задевал головой облака. Думаю, это всё не корреспондируется с Велесом-Кащеем.
И что это за "скандинаво-русский" обычай камерных захоронений? Насколько я понимаю - камерные захоронения присутствуют и в Чехии, и у франков, и на Южной Балтике. Равно и захоронения с конями прекрасно известны на Южной Балтике. А сам Святогор ну ни какого отношения к Скандинавии и скандинавской мифологии, разумеется, не имеет! Вот просто совсем никакого!
Сюжет с гробом в основе имеет сцену встречи человека и смерти.
Смерть представляется в этой сцене то немощным стариком или старухой, которые оказываются потом сильнее самого могучего богатыря, то великаном-людоедом, постоянно пожирающим людей.
В дальнейшем развитии образ смерти-великана может сливаться с образами доисторических великанов, символизирующих различные природные объекты и стихии. Это Горыня, Дубыня и проч. ворочающие и кидающие горы и деревья, производящие своей деятельностью холмы, озера и горы.
Иногда великаны-гиганты сами отождествляются с горой. Это либо ожившая гора или окаменевший, превратившийся в гору великан. Собственно с таким преданием о великане-горе и сливается в данном случае рассказ о великане-смерти, которая примеряет гроб.
В соответствии с представлениями людей великаны - поколение умершее = "их не носит сыра земля". Этот эпитет, связанный с великаном-горой, объясняет его неподвижность огромной тяжестью. От нее он погружается в землю по колено или по пояс, или остается только одна его голова. Этого
( ... )
Да - что-то в этом есть! Эта былина действительно, как не крути, повествует именно о встрече со смертью. И наверное - указанные аналогии вполне себе имеют место. Все эти взаимосвязи и пересечения, переносы значений и смыслов, отождествления
( ... )
Свентовит и Святогор возможно действительно имеют (судя по тому, что Вы говорите) некую общую природу. Но честно говоря, мало о Свентовите знаю, чтобы судить.
>>Что касается имени Святогора - вообще-то, корень "свят" никакого отношения к христианству не имеет.
Здесь надо иметь ввиду имя полностью. Святогор несомненно вызывало ассоциации со Святыми горами (Афоном и проч.).
Каменные гробницы Кончи стоят, вероятно, не больше, чем его же рассуждения о Иоакимовской летописи. Вообще, все связанные со Святогором сюжеты носят бродячий характер и непонятна уверенность некоторых исследователей в глубокой архаичности этого образа.
Я думаю, всё же - то, что он передаёт свою силу русским богатырям свидетельствует о его первичности по отношению к ним! И, следовательно большей древности, фундаментальности этого героя. Ведь, согласитесь - это логично, что передающий следующим что-то является более ранним обладателем этого, а не наоборот
( ... )
Фундаментальность Святогора связана с тем, что он относится к поколению умерших гигантов (которых "земля не носит").
Укладывание в гроб - черта от Велеса, который и сам был таким гигантом, но единственный спасся от смерти при их гибели (или умер, но воскрешен). От чего он "бессмертный" (живой мертвец).
Фундаментальность Святогора связана с тем, что он относится к поколению умерших гигантов (которых "земля не носит").
Да, наверное, в этом что-то есть!
Что касается умирания и воскресания, это же делали многие божества. Это достаточно общее место для многих. И это, кстати, скорее связано уже с солярностью.
Comments 92
Кстати, он живёт не только на Святых горах, но и на Острове, иногда на Крутом Острове, или на Острове, поросшем дубами. Об огромности Святогора свидетельствует не только то, что его земля не носит, но и прямые указания, например о том, что Илья со своим конём прятались у него в кармане, что когда Святогор скакал на коне - задевал головой облака. Думаю, это всё не корреспондируется с Велесом-Кащеем.
И что это за "скандинаво-русский" обычай камерных захоронений? Насколько я понимаю - камерные захоронения присутствуют и в Чехии, и у франков, и на Южной Балтике. Равно и захоронения с конями прекрасно известны на Южной Балтике. А сам Святогор ну ни какого отношения к Скандинавии и скандинавской мифологии, разумеется, не имеет! Вот просто совсем никакого!
Reply
Смерть представляется в этой сцене то немощным стариком или старухой, которые оказываются потом сильнее самого могучего богатыря, то великаном-людоедом, постоянно пожирающим людей.
В дальнейшем развитии образ смерти-великана может сливаться с образами доисторических великанов, символизирующих различные природные объекты и стихии. Это Горыня, Дубыня и проч. ворочающие и кидающие горы и деревья, производящие своей деятельностью холмы, озера и горы.
Иногда великаны-гиганты сами отождествляются с горой. Это либо ожившая гора или окаменевший, превратившийся в гору великан. Собственно с таким преданием о великане-горе и сливается в данном случае рассказ о великане-смерти, которая примеряет гроб.
В соответствии с представлениями людей великаны - поколение умершее = "их не носит сыра земля". Этот эпитет, связанный с великаном-горой, объясняет его неподвижность огромной тяжестью. От нее он погружается в землю по колено или по пояс, или остается только одна его голова. Этого ( ... )
Reply
Reply
>>Что касается имени Святогора - вообще-то, корень "свят" никакого отношения к христианству не имеет.
Здесь надо иметь ввиду имя полностью. Святогор несомненно вызывало ассоциации со Святыми горами (Афоном и проч.).
Reply
Reply
Reply
Укладывание в гроб - черта от Велеса, который и сам был таким гигантом, но единственный спасся от смерти при их гибели (или умер, но воскрешен). От чего он "бессмертный" (живой мертвец).
Reply
Да, наверное, в этом что-то есть!
Что касается умирания и воскресания, это же делали многие божества. Это достаточно общее место для многих. И это, кстати, скорее связано уже с солярностью.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment