В статье Конча С.В. "Былины о Святогоре и вопрос об историзме былинного эпоса" Святогор, богатырь-великан, живущий на Святых горах, определяется как мертвец. Нечувствительность к боли, невозможность жить вне пределах гор (не может пойти на Святую Русь) объясняется былиной огромными размерами богатыря ("не носить его сыра земля"), а С.В. Кончей тем, что он уже мертв и Илья встречается с ним в неком пограничном пространстве между миром живых и мертвых.
http://www.drevnyaya.ru/vyp/2010_4/part_4.pdf Здесь можно добавить, что характеристика "не носит сыра земля" применяется в фольклоре конкретно к покойникам.
Пример. В былине Василий Буслаев просит у матери благословления для поездки в Иерусалим и получает ответ:
"То коли ты пойдешь на добрые дела,
Тебе дам благословение великое.
То коли ты, дитя, на разбой пойдешь,
Не дам благословения Великого
И не носи Василия сыра земля".
Здесь выражение "не носит сыра земля" никак не может быть связано с огромными размерами и силой. То же самое выражаясь о негодном человек, говорят "как его только земля носит", что означает то же, что и "как он еще жив".
Вместе с тем такая трактовка образа ставит вопрос: как может быть Святогор изначально мертв, если в конце былины он определенно умирает, после того как сам ложится изготовленный для него гроб. С.В. Конча приходит к выводу, что речь на самом деле идет не о смерти героя, а о древнерусском обряде погребения его в камерной гробнице. Конча находит целый ряд совпадений былины и элементов обряда: погребение в колоде белодубовой, большие размеры гробницы (она подходит Святогору, но мала Илье), погребение воина с конем (Святогор просит Илью привязать коня к гробу) и т.п.
Все очень убедительно, если не считать, что речь идет о бродячем сюжете, известном многим народам, не знакомым со скандинавско-русским обрядом погребения в камерных гробницах. Наиболее древнее изложение - известная история с саркофагом Осириса, который его брат Сет обещал подарить тому, кому он придет в пору.
В основе вариантов лежит каркас мифа о попытке обмануть Смерть. В наиболее ясном и безискусном виде идея представлены на мой взгляд в руссской сказке о солдате и Смерти. Смерть пожидает солдата (как и других людей) и сообщает ему о необходимости лечь в гроб, т.е. умереть. Солдат ложится всякий раз неверно - то вниз лицом, то боком, пока Смерть сама не решается показать ему позу. Солдат захлопывает крышку. Смерть оказывается в ловушке и люди на какое-то время перестают умирать. В дальнейшем Смерть получает неизбежное освобождение от доброхотах (в разных вариантах предания из болота, гроба, чудесного рога или от оков в месте заключения).
В нашем случае мифологический прототип великана Святогора - живой мертвец Велес (пленник Кощей), глава царства мертвых и сама Смерть. Он готовит богатырю гробницу, ведет богатыря к царству мертвых (Сиверскую гору), но сам попадает в нее. Видимо в силу табуированности имени Велеса-Смерти эпитетом "тот, кого не носит мать сыра земля" (мертвец), в данном варианте легенды окончательно утверждается мысль о невероятных размерах Святогора и невозможности ему жить на Руси (Смерть в аналогичных сюжетах появляется в разных обличьях не только великанов, но и в виде немощного старца, старухи и т.п.).
С другой стороны положение царства мертвых у Сиверских гор, ассоциация этих гор со Святыми горами (Афоном и т.п.) стало причиной появления у героя имени Святогор, и, в конченом счете, к очеловечеванию этого хтонического существа. Он становится "русским богатырем", носит крест и т.д., сам ложится в гроб. Остатком его прежней злодейской сущности является лишь то краткое место в былине, где Святогор, зовя Илью к гробу получить через его дыхание всю его силу богатырскую, на самом деле пытается умертвить Илью своим мертвым духом.