Сколько делений было на часах Христофора Галовея?

Jul 04, 2016 13:10






Реконструкция внешнего вида Спасской башни. Фрагмент. Источник http://mos-kreml.ru/17stroj.html

В 1624 г. на Спасской башне были установлены часы работы английского мастера Христофора Галовея. Они имели не 12 делений как современные, а 17,  по числу часов наиболее длинного дня лета и наиболее длинной зимней ночи.
Часы показывали отдельно часы дневные и ночные. Для чего два раза в день, при восходе и на закате, часовщики переводили часы назад к первому часу. Каждый день начинался с рассветом первым часом, а ночь - первым часом после заката. Число часов ночных и дневных менялось в зависимости от времени года. Летом день становился длиннее, а зимой - короче. Для большей точности часовщики имели таблицы, в которых было указано, сколько часов длится ночь и день в каждую конкретную дату.



В часах Галовея, как и в первых московских часах Лазаря Сербина (XV в.), двигалась не стрелка, а циферблат. Указатель времени в виде золоченого солнца с лучом оставался неподвижным. Деления часов обозначались одновременно небольшими арабскими цифрами по внутреннему кругу, и крупными славянскими буквами по внешнему (А - первый час, В - второй, Г - третий, и так далее). Так как часы были чудовищно огромными, то буквы были размером в аршин (71 см). При наступлении каждого часа, били установленные на башне колокола. Циферблатов было два: один был обращен в сторону Кремля, другой - в сторону Китай-города.
Необычное строение часов, несомненно, не было изобретением Галовея, а было связано с пожеланиями заказчика, данью старомосковской традиции. У иностранцев оно вызывало легкую иронию. Так  Самюэль Коллинс, английский врач на русской службе в письме к своему другу Роберту Бойлю, не без ехидства отметил: «У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России же наоборот - цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галовей - весьма изобретательный человек - придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведённое ими должно быть устроено соответственно».
Часы Галовея не были первыми часами на Спасской башне. После устройства  первых механических часов в Кремле в царском дворе в 1404 г.,  в XVI веке,  появились часы башенные, установленные в деревянных шатрах на трех кремлевских башнях: Спасской (Фроловской), Троицкой и Водяной (перед нынешней Тайницкой).  Об этом известно из упоминания под 1585 г. служивших при них часовщиков. Эти часы были хорошо видны за пределами Кремля и показывали время уже для всех москвичей.
В 1614 г. старые часы Спасской башни были разобраны и проданы на вес Спасскому Ярославскому монастырю. Новые часы, куранты (башенные часы с боем) было поручено установить мастеру Христоферу Галовею, механику и архитектору, уроженцу Шотладнии, прибывшему ко двору царя Михаила Федровича с группой англичан около 1621 г. Помимо устройства часов на Спасской башне Галловей  известен был, впоследствии, еще и устройством знаменитой водоподъёмной машины в Свибловой (Водовзводной) башне в 1633 г.
Начав работу в 1624 г., Галовей снес старый деревянный шатер над Спасской башней и построил современный каменный в готическом стиле. В этом шатровом верхе под надзором английского мастера, русские кузнецы, Ждан и его сын Шумила, и внук Алексей, и установили механические часы с боем. Тринадцать колоколов - один часовой и двенадцать для боя четверти часа, отлил литейщик Кирилл Самойлов. Вращающийся циферблат часов  был покрыт лазоревой краской, а поверх нее золотом и серебром изображены звезды, луна и солнце. За изготовление часов Галовей получил солидную награду деньгами и товарами, всего на 100 рублей.
Часы Галовея дважды горели, в 1626 г. (восстановлены самим мастером) и в 1658 г., но после ремонта продолжали исправно служить до начала XVIII века. Замену им нашли, когда царь Петр решил перевести «московское время» на немецкий лад. В 1705 г. по его указу в Кремле были установлены часы, сделанные в Амстердаме, со стрелками и  привычным для нас циферблатом на 12 часов.

Так было покончено не только с часами, но и с особым порядком счета времени по ночным и дневным часам. Удобство которого, кстати, состояло в том, что перевод времени с «летнего» на «зимнее время» осуществлялся каждый день, постепенно, а начало и конец дня всегда совпадали с реальными границами светового дня. Что тогдашним «энергетикам» (то бишь изготовителям свечей и лучин), наверное, немало труд облегчало.

История Москвы, часы, артефакты

Previous post Next post
Up