Но про Святогора есть же и другие былины, в которых он совсем не мертвец. Например, былина про его женитьбу на Плёнке Поморской.
Кстати, он живёт не только на Святых горах, но и на Острове, иногда на Крутом Острове, или на Острове, поросшем дубами. Об огромности Святогора свидетельствует не только то, что его земля не носит, но и прямые указания, например о том, что Илья со своим конём прятались у него в кармане, что когда Святогор скакал на коне - задевал головой облака. Думаю, это всё не корреспондируется с Велесом-Кащеем.
И что это за "скандинаво-русский" обычай камерных захоронений? Насколько я понимаю - камерные захоронения присутствуют и в Чехии, и у франков, и на Южной Балтике. Равно и захоронения с конями прекрасно известны на Южной Балтике. А сам Святогор ну ни какого отношения к Скандинавии и скандинавской мифологии, разумеется, не имеет! Вот просто совсем никакого!
Сюжет с гробом в основе имеет сцену встречи человека и смерти.
Смерть представляется в этой сцене то немощным стариком или старухой, которые оказываются потом сильнее самого могучего богатыря, то великаном-людоедом, постоянно пожирающим людей.
В дальнейшем развитии образ смерти-великана может сливаться с образами доисторических великанов, символизирующих различные природные объекты и стихии. Это Горыня, Дубыня и проч. ворочающие и кидающие горы и деревья, производящие своей деятельностью холмы, озера и горы.
Иногда великаны-гиганты сами отождествляются с горой. Это либо ожившая гора или окаменевший, превратившийся в гору великан. Собственно с таким преданием о великане-горе и сливается в данном случае рассказ о великане-смерти, которая примеряет гроб.
В соответствии с представлениями людей великаны - поколение умершее = "их не носит сыра земля". Этот эпитет, связанный с великаном-горой, объясняет его неподвижность огромной тяжестью. От нее он погружается в землю по колено или по пояс, или остается только одна его голова. Этого
( ... )
Да - что-то в этом есть! Эта былина действительно, как не крути, повествует именно о встрече со смертью. И наверное - указанные аналогии вполне себе имеют место. Все эти взаимосвязи и пересечения, переносы значений и смыслов, отождествления
( ... )
Свентовит и Святогор возможно действительно имеют (судя по тому, что Вы говорите) некую общую природу. Но честно говоря, мало о Свентовите знаю, чтобы судить.
>>Что касается имени Святогора - вообще-то, корень "свят" никакого отношения к христианству не имеет.
Здесь надо иметь ввиду имя полностью. Святогор несомненно вызывало ассоциации со Святыми горами (Афоном и проч.).
Честно говоря, полагаю, что Святогор - это как раз и есть отголосок культа Святовита, его воплощение, сохранившееся на Руси, в том виде, в котором оно сохранилось тут.
Ну Святые горы - это вообще-то тоже совсем не обязательно христианское явление. Более того, насколько помню, сам Христос ничего ни о каких Святых горах не говорил. Только о Царствии Божьем и Страшном суде над людьми, за то, что они собой представляют, свершаемом над ними со всей любовью! (Если вдумываться во всё это - очень странное впечатление, получается) ;) Христианские Святые горы - это как раз, скорее реалия усвоенная, адаптированная христианством от язычников. А самих Святых гор в тех или иных языческих культах можно припомнить просто вал! От Олимпа и Северных гор индийских ариев, до всевозможных святых гор и утёсов, которым поклонялись, наверное все без исключения народы мира! В конце концов, даже сама Аркона - это, по сути, Святая скала, или гора. Кстати, на Рюгене - есть местечко, которое называется Свантегора.
>>Кстати, на Рюгене - есть местечко, которое называется Свантегора.
Очень интересно. Особенно, если предание прямо связывает ее со Свентовитом.
Впрочем ничего странного в том нет, что языческие Святые горы ассоциируются с известными на Руси Святыми горами Афона.
В былине Святогор обитает на неких Сиверских горах. Имеется ввиду очевидно Северные горы, Северная гора, за которую вечером заходит солнце. И которая находится на границе мира живых и мертвых.
Ну, собственно - весь остров Рюген связан со Свентовитом, ибо был местом расположения его главного храма. Главного храма, главного бога.
На Рюгене, конечно, были также храмы и других божеств, но главным был храм Свентовита. И это был главный бог.
Сиверские горы - на севере, кстати, хорошо согласуются с индо-арийской традицией! По некоторым версиям - это изначально, гряда не очень высоких гор и холмов на Русской равнине, которая разграничивает бассейны Северного Ледовитого и Атлантического океана, а также каспийского моря. Примерно в Вологодской и Костромской землях находятся.
Кстати - Аркона тоже ведь находится на севере Рюгена. И с одной стороны от неё Солнце встаёт, с другой садится. Так что - его Сиверские горы, опираясь на древний эпос индо-европейцев, могли иметь также, своей более поздней визуализацией и Аркону.
Святогор жил не только на горах, но и на острове. Этого не следует игнорировать, на мой взгляд!
Не считался ли Рюген. в таком случае, местом рождения Свентовита аналогично острову Делосу?
Остров Делос был, по легенде, некогда плавучим островом. И остановил свое движение только в тот момент, когда родился Апполон. Это напоминало бы остров Буян сказки о Царе Салтане. Остров неожиданно появившийся там, где его никто не видел.
Прямых указаний на то, что остров Рюген был местом рождения Свентовита я не припоминаю. Но немцы описывают его как средоточие всякой святости с точки зрения славян. В высшей степени священный и почитаемый остров. Что-то типа Мекки для славян-язычников.
И то, что остров Рюген и остров Буян - видимо сильно связаны между собой считаю вполне реальным. Точнее Буян - является отражением Рюгена, сохранившимся в русской мифологии! Образом священной прародины, который русские сохранили в своих сказках и былинах.
Что касается Буяна у Пушкина - полагаю то, что он описывает имеет основания в эпосе. Ибо - свои сказки Пушкин писал после рассказов своей няни, бывшей новгородской крестьянки. Только - я помню купцы про Буян рассказывали, что тот был раньше просто пустынным, на нём лишь дубок рос, а потом вдруг там появляется богатейший и процветающий город.
Ну не обязательны такие буквальные совпадения! Бочка, при этом пристала к острову волшебным образом, насколько помню. (Как и в случае с Емелей - дураком, которого с царской дочкой тоже запаяли в бочку и бросили в море.)
И, в любом случае, только после того, как там появился Гвидон - на острове началось процветание, точнее стали появляться все эти крепости, дворцы и храмы, торговцы и прочее изобилие. Кстати, у Пушкина всё это делала царевна Лебедь, но в исходнике сказки, который он записал от няни (это есть в его черновиках), а также в русских народных сказках с похожими мотивами - все чудеса делают сами герои у которых Месяц за затылке и Солнце со звёздами на лбу. У Пушкина таковой была Царевна Лебедь. Но на самом деле - это должен был быть сам Гвидон.
Так что Гвидон - полюбес не простой персонаж! И ещё у него были ручки по локоть в золоте, а ножки по колено в серебре!
Плавание в бочке здесь и в сказках очень напоминает плавание Осириса в саркофаге. Особенно в тех вариантах, где Ивана царевича приходится после бочки оживлять мертвой и живой водой.
Гвидон - здесь видимо замена Ивана-царевича. Имя явно не из русских сказок.
Гвидон очень интересное имя. Так звали короля, у которого был сын Бова (варианты Бовс, Буос и т.д.), короля Гвидона (варианты - Ги, Гвидо, Гидо и т.д.) убил король Дадон. Бова отомстил Дадону (варианты Додон, Дон, Дан и т.д.) и вернул трон отца. Дело происходит в городе Антоне
( ... )
Гвидон все же к русским сказкам отношения не имеет. Лубочная повесть о Бове-королевиче создана на основе пересказа французского рыцарского романа о подвигах рыцаря Бово д’Антона. Если имя оттуда, то вряд ли имеет смысл его в дальнейшем как-то пытаться интерпретировать...
Получается "Сказка о царе Салтане" - это не сказки Ирины Родионовны. И вряд ли на нее можно опираться хоть в какой-то мере.
Нет это как раз сказка Ириньи Родионовны. У Пушкина есть черновик этой сказки в том виде как ее рассказывала няня.
Бова из Антоны известен не только во Франции но и в Италии Германии и так далее. Наш Бова Королевич может содержать влияние западных рассказов но может иметь и наш собственный фундамент восходящий еще к Балтике. Включая имена Гвидон и Дадон. Которые при Пушкине еще где-то помнили. А имя Дадон зафиксировали у нас в эпосе даже собиратели сказок.
Кстати, он живёт не только на Святых горах, но и на Острове, иногда на Крутом Острове, или на Острове, поросшем дубами. Об огромности Святогора свидетельствует не только то, что его земля не носит, но и прямые указания, например о том, что Илья со своим конём прятались у него в кармане, что когда Святогор скакал на коне - задевал головой облака. Думаю, это всё не корреспондируется с Велесом-Кащеем.
И что это за "скандинаво-русский" обычай камерных захоронений? Насколько я понимаю - камерные захоронения присутствуют и в Чехии, и у франков, и на Южной Балтике. Равно и захоронения с конями прекрасно известны на Южной Балтике. А сам Святогор ну ни какого отношения к Скандинавии и скандинавской мифологии, разумеется, не имеет! Вот просто совсем никакого!
Reply
Смерть представляется в этой сцене то немощным стариком или старухой, которые оказываются потом сильнее самого могучего богатыря, то великаном-людоедом, постоянно пожирающим людей.
В дальнейшем развитии образ смерти-великана может сливаться с образами доисторических великанов, символизирующих различные природные объекты и стихии. Это Горыня, Дубыня и проч. ворочающие и кидающие горы и деревья, производящие своей деятельностью холмы, озера и горы.
Иногда великаны-гиганты сами отождествляются с горой. Это либо ожившая гора или окаменевший, превратившийся в гору великан. Собственно с таким преданием о великане-горе и сливается в данном случае рассказ о великане-смерти, которая примеряет гроб.
В соответствии с представлениями людей великаны - поколение умершее = "их не носит сыра земля". Этот эпитет, связанный с великаном-горой, объясняет его неподвижность огромной тяжестью. От нее он погружается в землю по колено или по пояс, или остается только одна его голова. Этого ( ... )
Reply
Reply
>>Что касается имени Святогора - вообще-то, корень "свят" никакого отношения к христианству не имеет.
Здесь надо иметь ввиду имя полностью. Святогор несомненно вызывало ассоциации со Святыми горами (Афоном и проч.).
Reply
Ну Святые горы - это вообще-то тоже совсем не обязательно христианское явление. Более того, насколько помню, сам Христос ничего ни о каких Святых горах не говорил. Только о Царствии Божьем и Страшном суде над людьми, за то, что они собой представляют, свершаемом над ними со всей любовью! (Если вдумываться во всё это - очень странное впечатление, получается) ;) Христианские Святые горы - это как раз, скорее реалия усвоенная, адаптированная христианством от язычников. А самих Святых гор в тех или иных языческих культах можно припомнить просто вал! От Олимпа и Северных гор индийских ариев, до всевозможных святых гор и утёсов, которым поклонялись, наверное все без исключения народы мира! В конце концов, даже сама Аркона - это, по сути, Святая скала, или гора. Кстати, на Рюгене - есть местечко, которое называется Свантегора.
Reply
Очень интересно. Особенно, если предание прямо связывает ее со Свентовитом.
Впрочем ничего странного в том нет, что языческие Святые горы ассоциируются с известными на Руси Святыми горами Афона.
В былине Святогор обитает на неких Сиверских горах. Имеется ввиду очевидно Северные горы, Северная гора, за которую вечером заходит солнце. И которая находится на границе мира живых и мертвых.
http://nickfilin.livejournal.com/70653.html
Reply
На Рюгене, конечно, были также храмы и других божеств, но главным был храм Свентовита. И это был главный бог.
Сиверские горы - на севере, кстати, хорошо согласуются с индо-арийской традицией! По некоторым версиям - это изначально, гряда не очень высоких гор и холмов на Русской равнине, которая разграничивает бассейны Северного Ледовитого и Атлантического океана, а также каспийского моря. Примерно в Вологодской и Костромской землях находятся.
Кстати - Аркона тоже ведь находится на севере Рюгена. И с одной стороны от неё Солнце встаёт, с другой садится. Так что - его Сиверские горы, опираясь на древний эпос индо-европейцев, могли иметь также, своей более поздней визуализацией и Аркону.
Святогор жил не только на горах, но и на острове. Этого не следует игнорировать, на мой взгляд!
Reply
Остров Делос был, по легенде, некогда плавучим островом. И остановил свое движение только в тот момент, когда родился Апполон. Это напоминало бы остров Буян сказки о Царе Салтане. Остров неожиданно появившийся там, где его никто не видел.
Reply
Но немцы описывают его как средоточие всякой святости с точки зрения славян. В высшей степени священный и почитаемый остров. Что-то типа Мекки для славян-язычников.
И то, что остров Рюген и остров Буян - видимо сильно связаны между собой считаю вполне реальным. Точнее Буян - является отражением Рюгена, сохранившимся в русской мифологии! Образом священной прародины, который русские сохранили в своих сказках и былинах.
Что касается Буяна у Пушкина - полагаю то, что он описывает имеет основания в эпосе. Ибо - свои сказки Пушкин писал после рассказов своей няни, бывшей новгородской крестьянки. Только - я помню купцы про Буян рассказывали, что тот был раньше просто пустынным, на нём лишь дубок рос, а потом вдруг там появляется богатейший и процветающий город.
Reply
Reply
И, в любом случае, только после того, как там появился Гвидон - на острове началось процветание, точнее стали появляться все эти крепости, дворцы и храмы, торговцы и прочее изобилие. Кстати, у Пушкина всё это делала царевна Лебедь, но в исходнике сказки, который он записал от няни (это есть в его черновиках), а также в русских народных сказках с похожими мотивами - все чудеса делают сами герои у которых Месяц за затылке и Солнце со звёздами на лбу. У Пушкина таковой была Царевна Лебедь. Но на самом деле - это должен был быть сам Гвидон.
Так что Гвидон - полюбес не простой персонаж! И ещё у него были ручки по локоть в золоте, а ножки по колено в серебре!
Reply
Гвидон - здесь видимо замена Ивана-царевича. Имя явно не из русских сказок.
Reply
Reply
Получается "Сказка о царе Салтане" - это не сказки Ирины Родионовны. И вряд ли на нее можно опираться хоть в какой-то мере.
Reply
Бова из Антоны известен не только во Франции но и в Италии Германии и так далее. Наш Бова Королевич может содержать влияние западных рассказов но может иметь и наш собственный фундамент восходящий еще к Балтике. Включая имена Гвидон и Дадон. Которые при Пушкине еще где-то помнили. А имя Дадон зафиксировали у нас в эпосе даже собиратели сказок.
Reply
Reply
Leave a comment